Сегодня: Пятница 2 августа 2024 г.

Фарфоровый бренд

№№97-99 19 августа 2022 г.

В 1899 году Песоченская фаянсовая фабрика вошла в состав знаменитого товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий промышленника Матвея Сидоровича Кузнецова. Он был новатором в своей области – использовал опыт лучших производств, в том числе зарубежных, внедряя его на своих фабриках. В то же время он сохранял и русские традиции. Кроме дорогого фарфора, на его фабриках стали производить и более дешёвую посуду, приобрести которую могли и средние слои населения. Именно во времена Кузнецова были произведены чудесные образчики ручной работы – известные на всю империю сухарницы. Тонкие, почти прозрачные изделия, украшенные ручной росписью, с удовольствием покупали ценители фарфора.
Со временем секрет изготовления сухарниц Кузнецова был утерян. Их формы обнаружили в 90-х на старом складе предприятия. Так старинные изделия удалось возродить, а сухарница стала неотъемлемой частью бренда завода «Кировская керамика» и тем необычным сувениром ручной работы, за которым в Киров едут из других городов.
В 2021 году на базе фирмы «Фарфор» по инициативе генерального директора АО «Кировская керамика» Валерия Васильевича Михалёва был открыт производственно-демонстрационный зал. Он задумывался, как профориентационный класс, где школьники могут ознакомиться с профессиями керамиста, художника или живописца. Для этого отремонтировали старое помещение, закупили новую мебель. Оборудование не стали покупать за рубежом, а заказали у близких соседей - Людиновского агрегатного завода. Специалисты, основываясь на образцах советских машин, создали специальный пресс.
В отличие от похожих проектов на других предприятиях, где работники лишь проводят экскурсии, показывая работу того или иного аппарата, в демонстрационном зале всё по-настоящему. Это не музей, а рабочий кабинет мастера, в атмосферу которого может погрузиться каждый желающий.
- Это демонстрационное пространство, задуманное как профориентационный класс, сейчас доступно любому – школьникам, студентам, жителям и гостям города, кандидатам на трудоустройство или дилерам продукции. Туда можно прийти в рабочее время. Цель нашего проекта – показать людям, с одной стороны, сложность профессии керамиста и с другой - её привлекательность, то, насколько она интересна, - говорит директор фирмы «Фарфор» Виктор Сергеевич Колявкин.
В небольшом светлом кабинете, рассчитанном на три рабочих места, гостей встречает мастер по плетению сухарниц Ольга Понедельникова. Она пришла в профессию всего пять лет назад, но уже не представляет свою жизнь без любимой работы.
- Я училась основам ремесла три месяца и продолжаю учёбу по сей день. Потому что это интересно, потому что это моё любимое дело. Нервничаешь, переживаешь, но как начнёшь делать «плетёнку», успокаиваешься. Это своего рода медитация, - рассказала Ольга.
Мастерица с удовольствием рассказывает о том, как создаются лёгкие и миниатюрные сухарницы. Массу со специальными характеристиками эластичности изготавливают на заводе, а затем привозят в демонстрационный зал в виде небольших мягких чурбачков. Девушка хранит их в специальной ёмкости, они хранятся, накрытые мокрой тканью – чтобы не высохли. Далее в дело вступает пресс, изготовленный на людиновском заводе. Он работает по принципу мясорубки, которая есть на кухне у каждой хозяйки. Но если мясорубка совсем небольшая и перемалывает пищевые продукты, то пресс «ростом» больше двух метров, и гораздо мощнее, потому что превращает целый кусок массы в мягкие «спагетти» разного размера. «Спагетти», Ольга также называет их «колоски», бывают толстые, из них делают ободки будущей сухарницы, а из тонких получается та необыкновенная «плетёнка», которой славятся изделия кировских мастериц.
После пресса Ольга укладывает колоски на «первый этаж» своего рабочего стола. Они лежат на клеёнке, накрытые мокрыми тканями – это помогает поддерживать баланс, чтобы колоски не стали слишком влажными или слишком сухими. Но, несмотря на все хитрости производства, некоторые бывают непригодными. Для того, чтобы вычислить их, Ольга прощупывает каждый, определяя состояние глины. Если пропустить хоть один пересушенный или слишком напитанный влагой «колос», то вся сухарница может отправиться в брак – исправить её не получится.
На полу - много «неудачных» колосков, но они не пропадают – мастерица размачивает их, делая клей, которым скрепляет части будущей сухарницы друг с другом.
На втором «этаже» стола стоят уже готовые сухарницы. Пока они тёмно-серого цвета.
- Сухарницы делятся на два вида – корпусные и плетёные. Корпус первых отливают отдельно, а мне остаётся сделать небольшие плетёные части, а второй вид – полностью ручная работа. Плетёную сухарницу я делаю примерно за час, в день выходит семь-восемь штук. А корпусных могу сделать и пятнадцать, и двадцать, - рассказывает Ольга.
В зале - несколько шкафов с готовой продукцией. Здесь, за тканевыми шторами, которые впитывают испаряющуюся из глины влагу, сухарницы находятся на просушке. Это занимает примерно неделю.
- Чтобы изделия сохли по всем правилам, в помещении нельзя допускать сквозняков, температура должна быть средняя. Чем прохладнее помещение, тем дольше времени понадобится сухарницам, чтобы высохнуть, - объясняет Ольга Понедельникова.
На шкафах стоят и отбракованные сухарницы. Прелесть выставочного пространства в том, что эти экземпляры можно потрогать, взять в руки, рассмотреть и даже сломать – так можно почувствовать хрупкость необожжённой керамики.
Высушенные сухарницы отправляют на обжиг. Затем их глазуруют, вновь обжигают и после этого керамика приобретает бело-молочный цвет. А затем эстафету принимают художники – они расписывают сухарницы золотом, кобальтом, люстром, клеят на донышко специальную переводную картинку – деколь.
За росписью сухарницы застаём художника Ирину Петухову. Именно она делает последние штрихи для того, чтобы на свет появилось настоящее произведение искусства – бренд кировского завода и фирмы «Фарфор». Женщина работает художником всего три года, но её история, связанная с предприятием, началась ещё в далёком 1992 году. Потом Петухова сменила род деятельности, а недавно снова вернулась на завод.
- Раньше мы расписывали сухарницы красками, а сейчас – золотом. Очень кропотливая и ответственная работа, но она мне нравится, - рассказывает Ирина.
Чтобы краски закрепились, сухарницы снова обжигают в печи. С помощью трёх стадий обжига мастера добиваются долговечности, прочности и устойчивости фарфора к внешним воздействиям.
У каждой сухарницы – свой номер. Например, девятая, восемнадцатая и одиннадцатая - самые старинные модели, воссозданные на основе сухарниц знаменитого Кузнецова. Кстати, на фирме приветствуют творчество работников, и Ольга показывает плетёную сухарницу, которую придумала сама.
- Ещё не видела её с росписью золотом, но коллеги говорят, что очень красивая, будто лучи солнца, - улыбается Ольга.
Частые гости в производственно-демонстрационном зале - воспитанники детских садов, учащиеся школ города, студенты. Каждый из них смог увидеть волшебство ручного труда, когда вещь сохраняет тепло души того, кто её создал.
Такими изделиями славится кировский завод, фирма «Фарфор», специалисты которых год от года сохраняют высокую планку производства и с честью продолжают дело песоченских мастеров.
2022 год был провозглашён Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В списке этого наследия калужской земли находится и кировская сухарница ручной работы.
Вклад предприятия в сохранение художественных традиций народного промысла отметили на областном уровне. В марте 2022 года Глава городского самоуправления города Калуги Юрий Евгеньевич Моисеев наградил Благодарственными письмами учредителя ООО «Фарфор» Валерия Васильевича Михалёва, директора фирмы Виктора Сергеевича Колявкина и коллектив предприятия.

Екатерина Семянищева.