Сегодня: Пятница 2 августа 2024 г.

Августовский педсовет

№№103-105 2 сентября 2022 г.

29 августа, перед началом нового учебного года, состоялась традиционная конференция работников образования. В её работе приняли участие глава Кировской районной администрации И.Н.Феденков, заместитель главы по социальной работе Г.В.Кропачев, благочинный первого округа Песоченской епархии А.Рябов.


Руководители образовательных организаций, педагоги школ и детских садов встретились в Молодёжном культурном центре. Они познакомились с развёрнутыми в фойе выставками, представленными каждой школой в рамках нацпроекта «Образование» по направлению «Успех каждого ребёнка».

С трибуны конференции к её участникам обратился Игорь Николаевич Феденков, адресовав педагогам района самые добрые пожелания:

– Наши педагогические коллективы - одни из лучших в Калужской области. Основа успеха – работа команды. Когда нет рядом единомышленников, друзей, сподвижников – успеха не добиться. Системе образования придается сегодня очень большое значение, мы должны думать о будущем нашей страны. Воспитывать подрастающее поколение, воспитывать человека, который уважает свою родину, историю. Хорошо, что у нас есть юнармейское, кадетское движение – и они развиваются, крепнут.

Большое спасибо хотел бы сказать Песоченской епархии, отцу Александру. У нас есть соглашение с песоченской и юхновской епархией о курсе православия в образовательных учреждениях. Все это в целом влияет на результат воспитания.
Задача системы образования – научить человека учиться и развиваться. Только так он будет конкурентоспособным. С наступающим вам новым учебным годом, дорогие педагоги! Здоровья вам, мирного неба над головой.

Качество образования

С докладом на тему «Приоритетные направления развития образования» выступила заведующая отделом образования Кировской районной администрации Ольга Лукьянова. Она отметила, что данные направления сформированы, исходя из приоритетов государственной политики.

Первое направление – качество подготовки обучающихся. Оно включает в себя и создание соответствующих условий для получения образования, и результативность управления системой на всех уровнях, качество преподавания, выбор методик в обучении и воспитании, систематическую работу по формированию у обучающихся функциональной грамотности, особенно читательской, математической, коммуникативной, финансовой и цифровой.

Сейчассистема оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой. Одни из самых важных процедур – единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

- Результаты ЕГЭ и ОГЭ обучающихся Кировского района в 2022 году показали, что работать есть над чем, - подчеркнула Ольга Александровна и остановилась на наиболее проблемных моментах.

По результатам ОГЭ в основные сроки возросло количество двоек по математике почти до 22%, то есть каждый пятый девятиклассник не знает математику!

Среди школ, продемонстрировавших низкие результаты по математике

за период 2019-2022гг. показывают девятиклассники СОШ №8 и Шайковской СОШ №1.

30 девятиклассников после основного и резервного периодов остались без аттестатов, это более 8% от общего количества.

За период 2019-2022гг. 100% уровень обученности демонстрируют выпускники только трех школ района: СОШ №5, Будо-Анисовской ООШ, Фоминичской СОШ.

В 2022г. средний тестовый балл ЕГЭ выпускников Кировского района выше средних баллов выпускников Калужской области в целом только лишь по двум предметам: информатике и истории. По остальным предметам результаты ниже областных.

- Из 26 претендентов на медаль - 7 человек (2020г. -6, 2021г.- 4) из трех школ района не подтвердили право на медаль:

Из 19 медалистов только 10 сдали ЕГЭ на 70 и более баллов, то есть подтвердили высокий уровень подготовки не только по обязательным предметам, но и по предметам по выбору.

9 медалистов имеют по одному или более предметам по выбору баллы ниже 70.

- Из этого следует вывод: результаты ЕГЭ по ряду предметов не соответствуют текущей и промежуточной аттестации отдельных выпускников-медалистов. По-прежнему актуален вопрос: насколько объективно оцениваются знания претендентов на медаль в школе?

Все эти вызовы и риски снижения образовательных результатов должны быть тщательно проанализированы каждой школой. Необходимо понимать причины и наметить шаги по исправлению сложившейся ситуации, - сказала Ольга Александровна.

Высокое качество образования проявляется не только в высоких достижениях отдельных школ, но и в отсутствии большого разброса в результатах между «слабыми» и «сильными» школами. Чем меньше такой разброс, тем выше качество образования в муниципалитете.

Для того, чтобы перевести школы с низкими образовательными результатами в эффективный режим работы в основном делается ставка на сопровождение. В районе утвержден список сетевого партнерства школ с низкими результатами со школами-лидерами. В результате эффективной совместной работы Будо-Анисовская школа в прошлом учебном году успешно вышла из проекта «500+».

Развитие способностей

В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2021 году в Калужской области был открыт региональный центр «СОКОЛ». Егоцель - выявление, развитие и дальнейшее сопровождение одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

2021/22 учебном году одним из направлений работы с одаренными и высокомотивированными детьми являлось их участие в профильных сменах. Отбор на профильные программы осуществлялся путем прохождения конкурсных испытаний с использованием google-форм. В течение семи дней участники смены посещают лекции ведущих педагогов высших учебных заведений области и под их руководством работают над созданием образовательных и творческих проектов, а также участвуют в различных образовательных играх, посещают творческие мастерские, практикумы, мастер-классы, мероприятия по профессиональной ориентации и образовательные экскурсии.

В 2021/22 учебном году Центром были проведены 10 профильных смен и в каждой смене принимали участие обучающиеся нашего района. От «СОШ №1» в «Соколе» побывали 47 обучающихся, от Кировского лицея – 31, от «СОШ №2» –12,от «СОШ №6» –11 учащихся.

В предстоящем учебном году необходимо более активно использовать этот ресурс, особенно школам, которые еще не направляли туда детей.

Ежегодно в канун Международного дня защиты детей обновляется Доска почета работников образования и обучающихся образовательных организаций.
В этом году на ней были размещены фотографии 30 лучших школьников, которые получили денежное вознаграждение главы Кировской районной администрации в размере 6000 рублей каждому «За успехи в учебной деятельности», «За успехи в творческой деятельности», «За успехи в спортивной деятельности».

Дополнительное образование

От общего количества обучающихся в общеобразовательных организациях 77 процентов занимаются в кружках и секциях дополнительного образования. По художественному направлению -72,4%, физкультурно-спортивному -62,6%, естественно-научному - 42,2%, социально-гуманитарному -37%, техническому -36,33%, туристско-краеведческому -13,48%.

- Нам необходимо продолжить работу по развитию системы дополнительного образования детей, в том числе через участие в региональном проекте «Успех каждого ребенка», уделяя внимание не только росту количества детей, но и качеству программ дополнительного образования и их реализации, - сказала Лукьянова.

Профориентация

Докладчик остановилась на профориентационной работе в школе. Она проводится, но особого развития не заметно, а ведь реалии сегодняшнего дня требуют учитывать запросы учеников. Ольга Александровна назвала несколько направлений, по которым следует вести работу. Это участие в проекте по ранней профессиональной ориентации учащихся 6−11-х классов «Билет в будущее»; развитие системы профпроб в разных профессиях; сетевые программы профориентации совместно с колледжами и вузами; психологическое сопровождение выбора профессии; вовлечение семьи в профориентационный процесс.

- Обновленный ФГОС НОО и ООО, который вводится в 1-х и 5-х классах с 1 сентября, еще с начальной школы предполагает углубленное изучение предметов и делает упор на вариативность. Это необходимо учесть в дальнейшей работе и не отставать от тенденций, - считает Лукьянова.

Эффективность работы

Успех каждой школы во многом зависит от руководителя. В этом году на уровне области, а также на уровне района, разработана методика оценки деятельности руководителей школ, призванная стимулировать целенаправленное и непрерывное повышение профессионального уровня, методологической культуры руководителей образовательных организаций, использование ими современных технологий управления; применение дифференцированного подхода к определению размеров оплаты труда и сроков действия трудовых договоров с учётом результатов оценки качества деятельности руководителей.

Оценке подлежат три ключевых параметра качества управления: качество ресурсов (в том числе профессиональная подготовка руководителя), процесса и результатов управления.

Профессиональный рост

На сегодняшний день в школах района 56% педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории. Отличный показатель аттестации в Фоминичской школе (более 90%), на втором месте – педагоги СОШ №2 (почти 70%). Существенно улучшили показатели аттестации школы №4, №5, Будо-Анисовская.

В детских садах 60% педагогических работников аттестованы на первую и высшую квалификационные категории. Среди лидеров - детский сад №6 (почти 90%) и №10 (80%). Заведующая отделом образования отметила, что работу по аттестации педагогов надо вести целенаправленно и постоянно.

В районе выстроена система награждений работников образования, проводятся конкурсы профессионального мастерства, методические мероприятия. Ведомственные наградыимеют 11% педагогов, это выше планового показателя для нашего района (7%). Современные тенденции и современные дети постоянно требуют от педагогов приобретения новых профессиональных компетенций.

Организация воспитания

В образовательные организации возвращаются воспитательные функции и вводится новая должность – советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Таких школ в районе девять.

В школах необходимо проводить работу, направленную на знание, принятие и трансляцию базовых ценностей российского общества. Эти базовые ценности обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, крепкая семья, труд, милосердие, справедливость…).

Школьная система воспитания включает в себя программу воспитания, среду воспитания, кадры для воспитания, организации воспитания - подписан федеральный закон «О российском движении детей и молодежи». С 1 сентября 2022г. данное движение начнет свою работу, его цель - содействие проведению госполитики в интересах детей и молодежи, содействие воспитанию детей, их профориентации, организации досуга, формирование мировоззрения. Предполагается, что это движение объединит уже существующие детские организации страны.

Разработана программа воспитания для начальной школы «Орлята России». Педагоги могут зарегистрироваться, пройти обучение, после этого класс начнёт работать по этой программе.

С 1 сентября 2022г. во всех школах России стартует проект «Разговоры о важном». Каждый понедельник первым уроком педагоги будут говорить с детьми о самом важном.

В повседневную жизнь школы должны войти исполнение государственного Гимна России, вынос государственного флага, изучение государственной символики. Практически в каждой школе района уже созданы места для установки Государственного флага.

Ольга Александровна обратила внимание коллег на пять основных направлений воспитывающей среды. Педагогам необходимо использовать воспитательный потенциал урока. Не стоит думать, будто одни предметы располагают к воспитанию (например, история или литература), а на других можно расслабиться, решать примеры и уравнения. Нет, воспитание должно быть везде, просто в меру и к месту.

Пространство детских инициатив, где дети могут интересно проводить время вне уроков, в обязательном порядке должно создаваться в школах, включенных в федеральную программу капремонта. Но какие-то элементы можно организовать у себя в школе уже сейчас. Это школьный спортивный клуб, школьный медиацентр,

школьный театр.

- Хотелось бы попросить педагогов не сводить эти инициативы к мероприятиям для «галочки» и не надеяться, что силами Советника по воспитанию можно решить все вопросы воспитания в школе. Здесь нужно действовать всем коллективом, - считает Лукьянова.

Дошкольное образование

Сейчас в Кировском районе обеспечена полная доступность дошкольного образования, но работа по его качеству требует особого внимания.

- В детских садах мы должны сосредоточиться на образовательной деятельности, формировании у ребенка базовых навыков, ключевых для его социализации и обучения, расширению кругозора, педагогической коррекции, развитию мелкой моторики, мыслительной деятельности ребенка, развитию его речи, то есть всего того, что лежит в основе будущей академической успешности школьника, - подчеркнула Ольга Александровна.

Она сообщила, что был проведен мониторинг качества дошкольного образования в Калужской области. В нем приняли участие 337 организаций, из них 12 учреждений Кировского района. Они вошли в состав лидеров и примеров успешных практик (наряду с ДОО Калуги, Обнинска и Боровского района), за что заведующая отделом выразила благодарность руководителям и педагогам.

На конференции шла речь о проекте «Школа минпросвещения России». В этом проекте реализованы все приоритетные направления развития российского образования. Школа минпросвещения России – это модель идеальной школы, это «образ» школы будущего. Это перспективный план деятельности школьного коллектива.

В обсуждении проекта приняли участие директора школ: №1 – Елена Руженцева, №2 – Владимир Майоров, № 4 – Наталья Новикова, Кировского лицея – Наталья Дедушкина. Они поделились, что нашли в проекте для включения в практическую деятельность, чтобы процесс обучения стал ещё интереснее, профессиональнее и успешнее. Планируется познакомить с проектом педагогические коллективы, разработать программу и приступить к её реализации.

И там обязательно найдётся место основам православной культуры, ведь школы района в тесном взаимодействии работают с Песоченской епархией. Благочинный первого округа протоиерей Александр Рябов поздравил педагогов с началом нового учебного года.

А вот право поздравить молодых педагогов, которые только вливаются в коллективы образовательных организаций, было предоставлено победителям областных конкурсов – Анне Евгеньевне Зарецкой и Людмиле Ивановне Мосягиной. Присоединилась к ним председатель профкома работников образования района Елена Владимировна Якушина, которая преподнесла им памятные подарки. В ответ молодёжь вместе с молодыми учителями, работающими в школах, под аплодисменты зала исполнила зажигательную песню.

Чествовали в этот день педагогов, портреты которых будут занесены на Доску почёта работников образования района.

В заключение Ольга Александровна пожелала всем успехов в педагогической и воспитательной деятельности, новых свершений, крепкого здоровья, мира и благополучия.

Так пусть же новый учебный год будет ярким и насыщенным, интересным и плодотворным!

Диана СЕМЯНИЩЕВА.


Наши достижения

2021-2022 учебный год оказался богатым на различные события и перемены. Мы выбрали самые яркие и значимые преобразования в области образования, чтобы вместе подвести итоги и сделать выводы.

Педагоги нашего района - активные участники многих конкурсов и проектов, районных и областных мероприятий.

Анна Евгеньевна Зарецкая,учитель математики МКОУ "СОШ № 6", - победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности.

Людмила Ивановна Мосягина,старший воспитатель (дошкольные группы) МКОУ "СОШ №8", победитель Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя".

В региональном конкурсе методических разработок "Памятные даты российской истории и культуры" по теме: "Сергий Радонежский - игумен земли Русской" завуч Фоминичской школы Галина Васильевна Талагаева и директор школы Нина Викторовна Курчина награждены дипломами 2-й степени в номинации "Лучшая методическая разработка внеурочного мероприятия".

Наталья Васильевна Киселева,заместитель директора по воспитательной работе школы №5, награждена дипломом 3-й степени в номинации "Лучшая методическая разработка внутриклассного внеурочного мероприятия".

В муниципальном конкурсе профессионального мастерства "Я в педагогике нашёл своё призвание" принимали участие 14 педагогических работников в 4-х номинациях. По результатам конкурсных испытаний победителями муниципального конкурса стали: "Лучший учитель" - Татьяна Владимировна Стюфеева, учитель русского языка и литературы МКОУ "Шайковская СОШ №1"; "Лучший воспитатель" -Елена Алексеевна Прискокова, воспитатель МКДОУ "Детский сад №11 "Березка"; "Лучший молодой учитель" - Дарья Васильевна Новикова, учитель биологии МКОУ "СОШ №2" им. генерала армии В.И. Исакова; "Лучший педагог-психолог" - Мария Дмитриевна Чупрунова, педагог-психолог МКОУ "СОШ №5".

- Татьяна Владимировна Стюфеева и Дарья Васильевна Новикова стали лауреатами областного конкурса, заняв третье место в номинации "Лучший учитель" и "Лучший молодой учитель" соответственно.

Инструктор по физической культуре МКДОУ "Детский сад №10 "Буратино" Елена Анатольевна Гаглоева стала лауреатом смотра-конкурса "Лучший специалист системы физического воспитания Калужской области".

Педагогам-психологам Центра ППМС помощи Ирине Владимировне Ковалюк, Кристине Федоровне Беловой, Светлане Викторовне Филимоновой, Марии Алексеевне Обуховой были вручены сертификаты за участие в проекте, который проходил в рамках федерального проекта "Современная школа".

Педагог-психолог Ирина Владимировна Ковалюк награждена Благодарственным письмом за содействие в подготовке победителя конкурса по формированию Молодежного правительства Калужской области, а именно в разработке проекта, направленного на снижение риска возникновения буллинга в подростковой среде.

Главное достижение педагога - это ученики, воспитанники.

В феврале 2022 года состоялся очный этап XXXII областной научно-практической конференции "Молодость - науке" памяти А.Л. Чижевского.

Кировский район в очном этапе представляли 17 обучающихся 8-11 классов по различным направлениям. По результатам конференции у нас 7 призеров и 3 победителя.

В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 108 обучающихся из 11 общеобразовательных организаций.

По итогам регионального этапа олимпиады в копилке результативности Кировского района за этот учебный год 13 призовых мест.

Одним из главных проявлений качества образования являются результаты, достижение которых - итог совместных усилий ребёнка, семьи, педагогов и системы образования в целом. 11 учащихся добились высоких результатов при сдаче ЕГЭ, набрав более 90 баллов по предметам.

Алексей Рожков,учащийся Кировского лицея, набрал 91 балл по физике и 91 балл по русскому языку; Анна Нефедова - СОШ №6 - 99 баллов по химии; Виталина Нонина- СОШ №2- 98 баллов по русскому языку и 94 балла по обществознанию; Дарья Чекушина - 98 баллов по обществознанию (Фоминичская СОШ"); Вадим Яненко - Кировский лицей - 93 балла по информатике; Кристина Полякова- СОШ №2, и Виктория Кузнецова - СОШ №7, по 92 балла по обществознанию. По русскому языку: Валерия Трифонова - СОШ №6, Мария Алтышкина - СОШ №7, набрали по 91, Алексей Таратынов - Шайковская СОШ №1, - 91 балл, Лидия Пучкова - СОШ №7,- 94 балла .

Конкурс театрализованных постановок "Солнышко в душе". В номинации "Лучшая театральная постановка" победу одержал детский сад №5 "Тополёк".

Творческий конкурс рисунков "Мой родной Киров" среди дошкольных учреждений: I место заняла воспитанница МКДОУ "Детский сад № 4 "Ромашка" Виктория Теплухина.

Учащиеся школ вместе со своими наставниками являются активными участниками областных мероприятий технической, художественной, творческой направленности:

Елена Викторовна Блохина,учитель русского языка и литературы Кировского лицея и Жасмина Станиславовна Федченко, учитель начальных классов Шайковской школы №1, подготовили победителей областного конкурса им. И.С. Синицына "Путешествие в страну отцов" (Анастасия Винокурова, Егор Родин и Даниил Егельский).

В региональном фестивале детских и педагогических проектов "Храм души" в номинации "Литературный проект": Анастасия Винокурова, ученица 5 класса Кировского лицея и Гликерия Чекушина, ученица 9 класса Фоминичской школы, стали победителями. Их наставники Елена Николаевна Казакова и Елена Викторовна Блохина.

В региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений "Без срока давности" победил - Дмитрий Лебедев, СОШ №6, (наставник Марина Николаевна Елесина).

В конкурсе медиатворчества и программирования "24 bit" два победителя из Кировского лицея: Анна Копалова и Дарья Баранова. Их педагог Елена Ивановна Козлова.

УченикиСергея Владимировича Короткова (Марина Храмогина и Дарья Капышева) победили в номинации 3D компьютерная анимация и "Веб-дизайн".

Областной конкурс юных кинематографистов и фотолюбителей в номинации "Научное кино": 1 место у Андрея Илларионова, СОШ №7, и его учителя Натальи Абрамовны Алексеечкиной. В номинации "Пейзаж" 1 место у Елизаветы Филимоновой, учащейся Фоминичской школы, руководитель - Нина Викторовна Курчина. Среди юных фотолюбителей 1 место у Дарьи Чекушиной и ее наставникаГалины Васильевны Талагаевой - Фоминичская СОШ. Стефан Дмитриев (шк. №7) и Виктория Хохлова (Шайковская шк. №1) победили во Всероссийском конкурсе роликов "Новые места". Их наставники Юлия Дмитриевна Дмитриева и Лариса Ивановна Выборнова.

В конкурсе детского творчества "Красота Божьего мира" три победителя: Роман Боцу и Полина Потапенкова, шк. №2 (наставник Татьяна Сергеевна Орловская) и Александра Шеломытова, (шк.№6), руководитель Наталья Александровна Рачёва.

Областной XVI фестиваль детско-юношеского творчества "Таланты и поклонники".

Трио "Лицей" в составе Захара Воробьева, Любови Сердюковой, Наталии Дарьиной стали победителями областного фестиваля "Таланты и поклонники". Руководитель - Александр Степанович Шкляревский.

В рамках проекта "Успех каждого ребенка" образовательные учреждения получили современное оборудование для реализации творческих проектов.

Юные модельеры из школы №7 - победители областного конкурса юных модельеров и детских театров моды "Чародейка 2022". Руководители: Людмила Павловна Морозова, Юлия Дмитриевна Дмитриева.

Руководитель - это ключевая фигура в образовательном учреждении. Директор Кировского лицея Наталья Николаевна Дедушкина стала одним из победителей ежегодного конкурса на присуждение областных премий имени народного учителя Российской Федерации Александра Фёдоровича Иванова в 2021 году.

Директор СОШ №1 Елена Викторовна Руженцева и директор Фоминичской школы Нина Викторовна Курчина приняли участие в очной модульной образовательной программе мастерской управления "СЕНЕЖ" - "Звёздный путь".

Под руководством Натальи Викторовны Агеевой "Детский сад №1 "Сказка" стал победителем Всероссийского фестиваля "УМКА" среди воспитанников дошкольных учреждений.

Директор МКУ "Центр ППМС помощи" Лиана Владимировна Коноваленкоудостоена Благодарности ректора Московского государственного психолого-педагогического университета за активное участие в проекте "Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей".

Команда отдела образования в составе специалистов отдела и руководителей школ приняла участие во Всероссийском профессиональном конкурсе "Флагманы образования. Муниципалитет". Из 120 команд, принимавших участие в конкурсе, только 30 команд вышли в финал, в том числе и наша команда "Феникс 40". В сентябре команда примет участие в финале, который состоится в г. Санкт-Петербург".

Наши школы оснащаются необходимым современным оборудованием. Пополняется материальная база, успешно внедряются новые современные технологии: интерактивные доски и мультимедийные проекторы, новые компьютеры. По проекту "Цифровая образовательная среда" в 2021г. девять образовательных организаций обновили оборудование в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования. В 2022г. модернизация коснётся ещё трёх школ. В районе продолжают создаваться образовательные пространства "Точка роста", оснащённые цифровым оборудованием, новой мебелью и современными образовательными технологиями. За 2 года создано 5 пространств, ещё 3 готовятся к открытию с 1 сентября 2022 года.

Создано 450 мест для дополнительного образования детей, что увеличило долю обучающихся в возрасте 5-18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 78 процентов.

2023 год Президентом России Владимиром Путиным объявлен Годом педагога и наставника. Это признание особого статуса педагогических работников, а значит, новый учебный год позволит реализовать новые проекты, добиться новых высот.