Сегодня: Пятница 2 августа 2024 г.

Они приближали Победу

№№112-114 23 сентября 2022 г.

79 лет минуло с той поры, как Советская армия, прорвав мощную оборону противника, перешла в наступление и освободила от захватчиков 15 сентября 1943 года Кировский район, а спустя два дня – и территорию всей Калужской области.

Кировский район был оккупирован с 4 октября 1941 года. Но уже с первых дней войны партийное руководство развернуло большую работу по различным направлениям. Одно из них – организация партизанского движения и диверсионной работы. В книге А.А.Бауэра «Киров – город-труженик, город-воин» сообщается, что уже в конце июня, начале июля 1941 года в Доме отдыха «Нагорное» была открыта разведывательно-диверсионная школа. В течение трёх месяцев «школа пожарных» выпустила несколько групп партизан и подпольщиков. Среди них были и члены партизанского отряда «За Родину!», организованного Кировским райкомом партии. Впоследствии отряд действовал в тылу врага. Возможно, прошли там обучение и члены будущего кировского истребительного отряда, сформированного впоследствии из числа молодёжи. Группа была сформирована старшим лейтенантом Николаем Перовым по заданию разведотдела 43-й армии. Входило в неё человек 20 юношей и девушек 15-17 лет. Среди них сестры Головановы, А.Зарубецкий, А.Саловская, Н.Ключев, А.Шелаев, А.Черепнин, Е.Исаков, Е.Блохин, М.Селезнев, П.Архипов, А.Кузнецов, А.Козелкова, Е.Кирютина, П.Зюльков, П.Иванов, Е.Обухов, Н.Извеков, А.Обухов… Под видом беженцев они направлялись на оккупированные территории Смоленской, Курской, Орловской областей вблизи линии фронта для проведения разведывательной работы. Шли по деревням, имея «легенду» для фашистов. Останавливаясь у сердобольных крестьян, собирали данные о численности немцев, частей и вооружений. Эта информация передавалась командованию и имела большое значение.

Так, за июль-сентябрь 1941 года группа Антона Шелаева восемь раз побывала в партизанском отряде Барановского и доставила важные сведения о расположении вражеских войск, их передвижении и вооружении.

Стоит ли говорить, что, выполняя задания разведки, комсомольцы подвергали себя смертельной опасности. Кировчанин, ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Евдокимович Азеев рассказывал, что он работал в группе с Ниной Булдыгиной. Они выдавали себя за брата и сестру. (Нина Васильевна впоследствии ушла на фронт и стала медсестрой, вытаскивала раненых с поля боя). Так начались фронтовые пути комсомольцев-разведчиков Александра Черепнина, Евгения Блохина, Михаила Прохорова, Таисии Головановой, Александра Зарубецкого, Григория Сорокина.

После оккупации города и района заявила о себе группа под руководством комсомольца Николая Иванова. В её состав входили Евгений Исаков, Никита Сучков, Николай Кузнецов, Николай Васильев, Николай Извеков. На счету этой группы – «уничтожение зданий немецкой комендатуры и полиции, столовой для офицеров вермахта». Члены истребительного отряда организовали побег большой группы советских военнопленных, которые находились под охраной в бывшей базовой школе. Когда по доносу предателя был арестован Николай Иванов, остальные решили освободить его. Они «сняли» часового, распилили решётку на окне и выпустили товарища и всех, кто с ним находился.

Эти дерзкие операции вызвали невиданную злобу со стороны фашистов. 2 января 1942 года были арестованы молодые подпольщики Антонина Чистякова, Николай Кузнецов, Николай Извеков. Николая Кузнецова фашисты расстреляли. Чистякову отпустили по малолетству за отсутствием улик. За освобождение Николая Извекова мать отдала полицаям два золотых червонца и золотые часы.

По приказу начальника тайной полевой полиции майора Миллера готовились списки семей местных коммунистов, комсомольцев, их родных и близких. Накануне освобождения города эти списки с риском для жизни уничтожила Екатерина Брынцева.

Комсомольцы продолжали выполнять поручения армейской разведки. Состав группы Николай Перов мог изменять в зависимости от задания. В период боевых действий февраля-марта 1942 года Анатолию Азееву и его другу Николаю Извекову было поручено перейти линию фронта и доставить взрывчатые вещества для передачи партизанам. Делали они это не в первый раз, и всё проходило хорошо. Обычно мальчишки не привлекали внимания. А в тот день подростки нарвались на засаду. И хотя группа разведчиков прикрыла мальчишек огнём, но в результате перестрелки Николай был тяжело ранен. До госпиталя 16-летнего парнишку не донесли. Он геройски погиб, выполняя боевое задание. Он был одним из тех маленьких героев священной войны, которые стремились помочь Родине победить врага.

После освобождения города в январе 1942 года в течение трёх месяцев шли ожесточённые бои. Немцы старались вернуть Киров и станцию Фаянсовая. В составе регулярных частей сражались члены кировского истребительного отряда. К примеру, под Щиграми воевал 17-летний Владимир Козлов. В боях погибли П.Манзюк, Финогенов, Богомолов.

Вите Богомолову было всего 16 лет. Он был убит в бою под Николаевкой. В это время здесь держала оборону 330-я стр. дивизия, линия фронта – около 60 км вокруг города. Дивизия с декабря вела беспрерывные бои и была обескровлена. Несколько деревень защищали по 40-50 бойцов. Всего взвод был в с.Погост, стрелковая рота в 40 человек – в д. Николаевка. Бойцов не хватало.

Татьяна Борисовна Лукьянова на всю жизнь запомнила рассказ деда о том, как он ездил за убитым Витей. Он лежал на поле неподалёку от леса. Однако подойти, даже подползти к нему, было невозможно – вся открытая местность простреливалась немцами. Дважды дед брал сани и ездил на место гибели внука, а на третий раз тела уже не было. Родные Виктора Богомолова до сих пор хранят Извещение, который им выдали в 1111 стрелковом полку. Написанные чернильной ручкой слова почти стёрлись, от времени на пожелтевшем кусочке бумаги пролегли глубокие трещины. И всё же можно прочитать написанное, что «красноармеец Богомолов Виктор Семёнович погиб 18 февраля 1942 года в бою за Социалистическую Родину».

В этот же день фашисты предприняли со стороны Людинова по улице Ленина психическую атаку, пытаясь прорваться в центр Кирова. Подступы к городу защищала гаубичная батарея 890 артполка и стрелковое отделение с одним пулемётом. Командиром батареи был старший лейтенант Константин Лободаев. 18 февраля немцы предприняли психическую атаку. Они шли в полный рост, с цепями. И тогда наши артиллеристы открыли огонь прямой наводкой, били картечью, а враг всё шёл и шёл. Многие защитники города были ранены или убиты. На помощь батарее пришли все, кто мог держать в руках оружие – раненые, повара, писари… Вместе удалось отбить атаку. Вот такая ситуация была на подступах к городу.

Молодёжь из истребительного отряда нередко собиралась на улице 3-его Интернационала в доме Зарубецких. Расположен он был практически у самого леса. Отсюда ребята уходили к партизанам, возвращались незаметно, держали совет. Был среди них Нил Ключев. Об этом героическом парне рассказывал ветеран Михаил Иванович Зарубецкий, брат которого тоже был в составе истребительного отряда. А 10 февраля 1942 года два друга – Нил Ключев и Евгений Блохин - добровольцами вступили в действующую армию. Они служили в разведке. По воспоминаниям, Нил Ключев был душой любой компании, он не расставался с баяном. А Евгений Блохин, как говорили разведчики, был храбр до фанатизма. Ребята участвовали в разгроме немецкого штаба в селе Бутчино, партизанами и разведкой были добыты и отправлены на «большую землю» ценные документы.

На страницах книги «Дукины» бетлицкий писатель Николай Николаевич Ивчин рассказывает о партизанском движении на территории Куйбышевского района. Армейская разведка выделила партизанам своих лучших проводников для вывода к Кирову, в расположение частей 10-й армии, бойцов 4-го воздушно-десантного корпуса и 1-го кавалерийского корпуса Белова. В числе проводников был Евгений Блохин. Он справился с поставленной задачей, вернулся обратно самолётом и воевал в составе партизанской дивизии до августа 1943 года. Затем воевал в действующей армии, погиб 23 января 1945 года.

Нил Ключев также был в партизанской дивизии. Заблокированные немцами в Раменном лесу, партизаны дали бой, который продолжался три дня. Командование партизанской дивизии приняло решение прорываться в тыл врага. Однако немцы подготовились к прорыву. Когда партизаны на рассвете подошли к дороге Гуличи-Семичастные Хутора, по ним ударил станковый пулемёт.

- Кировский парень Нил Ключев бросился на огневую точку, закрыв собой извергающий смерть пулемёт, - пишет Ивчин.

Ценой своей жизни он спас сотни людей, которые смогли прорвать линию фронта. Это было с 3 на 4 июля 1942 года.

Так молодые патриоты Кировского района боролись с немецко-фашистскими захватчиками. По возрасту их не брали на фронт, но они делали всё возможное, чтобы приблизить Великую Победу.

Диана СЕМЯНИЩЕВА.