Сегодня: Четверг 1 августа 2024 г.

Играя, познавать мир

№№121-123 14 октября 2022 г.

Значение игры для всестороннего развития детей раннего возраста

Что дети любят больше всего? Конечно, играть! Игра является основным видом деятельности в развитии каждого ребёнка. Это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире; искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Ведущая деятельность детей от года до трёх лет предметно-игровая. То, как мы, взрослые, играем с ребёнком, каким жизненным опытом с ним делимся, существенно влияет на эмоциональное развитие детей, способность к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни. Именно в игре ребёнок познаёт мир, учится обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми, дружить и ссориться.

Выбирая игру для своих воспитанников, следую главному принципу - игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной. Маленький ребёнок многое усваивает путём подражания, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Малыши, с которыми я работаю в группе раннего возраста, сначала играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Что даёт ребёнку игра? Удовольствие, знакомство с нормами и правилами жизни, общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Существует множество игр, необходимых для развития наших детей. Сенсорные игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.

Моторные игры, основа которых двигательная активность, также имеют большое значение в развитии детей раннего возраста. Это игры с бегом, прыжками, лазанием. Не всем нравится, когда ребёнок бегает, залезает на высокие предметы, но не стоит запрещать ему активно двигаться. Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать своё тело, учатся управлять им.

Ролевые игры начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. Малыши с большим успехом отражают поведение взрослых: начинают кормить кукол, укладывать их спать, проявляют заботу - точь-в-точь как мама.

Но среди многих очень любимы моими воспитанниками игры с водой. Они расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение.

Игра - это не развлечение, это самобытная жизнь ребёнка, прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия детей, подготовка его к взрослой ответственной жизни.

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Галина Павлючкова, воспитатель первой группы раннего возраста

МКДОУ «Детский сад №11 «Березка».