Значение игры для
всестороннего развития детей раннего возраста
Что
дети любят больше всего? Конечно, играть! Игра является основным видом
деятельности в развитии каждого ребёнка. Это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире; искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Ведущая
деятельность детей от года до трёх лет предметно-игровая. То, как мы, взрослые,
играем с ребёнком, каким жизненным опытом с ним делимся, существенно влияет на
эмоциональное развитие детей, способность к учёбе и умение приспосабливаться к
взрослой жизни. Именно в игре ребёнок познаёт мир, учится
обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми,
дружить и ссориться.
Выбирая игру для своих воспитанников, следую
главному принципу - игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для
него привлекательной. Маленький ребёнок
многое усваивает путём подражания, а также непосредственно соприкасаясь с
разными предметами.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Малыши, с которыми я работаю в группе раннего возраста, сначала
играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со
сверстниками. В процессе они приобретают новые знания и навыки, познают
окружающий мир, учатся общаться. Что даёт ребёнку игра? Удовольствие, знакомство с нормами и правилами жизни, общение со сверстниками, возможность
выражать свои эмоции, внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько
хочу, чем хочу.
Существует
множество игр, необходимых для развития наших детей. Сенсорные игры дают опыт работы с самыми разнообразными
материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию зрения, вкуса,
обоняния, слуха, температурной чувствительности.
Моторные
игры, основа которых двигательная активность, также имеют большое значение в
развитии детей раннего возраста. Это игры с бегом, прыжками, лазанием. Не всем
нравится, когда ребёнок бегает, залезает на высокие предметы, но не стоит
запрещать ему активно двигаться. Именно от года до трех лет у детей формируется
образ «телесного Я», они начинают осознавать своё тело, учатся управлять им.
Ролевые
игры начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. Малыши с большим успехом
отражают поведение взрослых: начинают кормить кукол, укладывать их спать,
проявляют заботу - точь-в-точь как мама.
Но
среди многих очень любимы моими воспитанниками игры с водой. Они расслабляют
ребёнка, снимают эмоциональное напряжение.
Игра - это не развлечение, это самобытная жизнь
ребёнка, прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального
самочувствия детей, подготовка его к взрослой ответственной жизни.
Давайте же будем играть вместе со своими детьми
как можно чаще. Открывайте мир вместе с ребёнком!
Галина Павлючкова, воспитатель первой группы раннего
возраста
МКДОУ «Детский сад
№11 «Березка».