Сегодня: Четверг 1 августа 2024 г.

Светлый мир народной культуры

№№124-126 21 октября 2022 г.

В рамках года культурного наследия народов России в модельной библиотеке №4 состоялась краеведческая сессия работников культуры. Более двадцати библиотекарей и спикеров приняли участие в мероприятии под названием «Светлый мир народной культуры». Они выступили с докладами и презентациями, в которых рассказали об известных культурных феноменах Калужской области.

Встреча с «Беседушкой»

Первым перед библиотекарями выступил фольклорный ансамбль деревни Якимово «Беседушка». Его возглавляет библиотекарь Любовь Александровна Сафтюк, а входят в ансамбль давние читательницы библиотеки Анна Ивановна Комарова, Алла Анатольевна Куренная, Наталья Владимировна и Ирина Владимировна Затеевы. Ансамбль, образованный в 2010 году, широко известен в Кировском районе, он гость большинства городских мероприятий. Женщины бывают в детских садах и школах, выступают в кировских ПНИ.

Участницы коллектива собирают фольклор, исполняют старинные песни, пропагандируют исконно русскую культуру, традиционные наряды. И на краеведческую встречу женщины тоже пришли в русских костюмах, характерных для крестьянок Калужской губернии.
Праздничный костюм – это многослойная конструкция. Женщины показали его части, которые им удалось собрать и сохранить. Основа наряда – льняная рубаха 170- 180 см длиной. Далее – юбка понёва, она придавала одеянию пышность, объём. В Калужской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы в широкую клетку. Затем надевали «занавеску» - по особому украшенный вышивкой и лентами передник в виде фартука. На голове жительницы губернии носили повойник – платок, обвитый вокруг головы, или специально сшитую шапочку, которая имела круглую или овальную форму. Под повойник тщательно укладывали косы, поверх надевали платок. Были у крестьянок и бусы, в Калужской области они назывались «кралики». Праздничный наряд завершали лапти.

- Одежда, которую вы видите, – это довоенные экземпляры. В войну их спасли женщины, закапывая сундуки с самым дорогим скарбом. А теперь мы храним и ценим эти костюмы. Песни тоже хранили и передавали деревенские бабушки. Мы записали их и теперь поём. В каждой народной песне есть сюжет, и мы проживаем его вместе с героями. Это наша история, наш фольклор. Он проходит через душу и сердце, - рассказала Любовь Сафтюк.

Ансамбль «Беседушка» подарил всем участникам встречи фольклорную песню «Селезень».

Куклы-обереги
Заведующая детской библиотекой №3 Лариса Васильевна Бабурина рассказала о русских народных оберегах – куклах. На калужской земле, как и по всей стране, женщины делали кукол, их воспринимали как хранительниц очага, семьи, дома и рода.

Куклы сохранили отголоски древнейших представлений и верований, они часть обрядовой культуры.

Куклы делали из ношеной ткани, без лиц, волос и глаз. Ткань для их изготовления не резали, а рвали, нить во время работы шла безотрывным способом, чтобы нить жизни не оборвалась. Чаще всего для кукол выбирали красный цвет – цвет тепла, защиты от тёмных сил.
Широко на Руси были распространены куклы из золы - зольные. По поверьям людей, в них заключалось наследие предков, переданное через силу огня. Такую куклу дарили на свадьбу молодым. Эта традиция в русских деревнях сохранялась до 30-х годов прошлого века. При переезде зольную куклу всегда брали с собой, чтобы создать на новом месте уютный домашний очаг. Куклу-стригушку делали из стриженой травы, она защищала детей от болезней, куклу-десятиручку дарили в помощь молодой хозяйке, чтобы она всё успевала. А для того, чтобы в доме было сытно, после сбора урожая хозяйка делала куклу-зерновушку. Её основа – мешочек с зёрнами, собранный с поля. Куклу-закрутку делали беременные женщины для своих будущих малышей. Такая кукла – первая игрушка, которую видел ребёнок в своей люльке.
Куклы наряжали в характерные для местности наряды. Так, кукла-гамаюнка встречается в характерной для Калужской области чёрной понёве в клетку.

Женщины одного рода сохраняли и передавали такие куклы как семейные реликвии на протяжении нескольких поколений.
Библиотекарь рассказала о старинных русских куклах своим маленьким читателям, и они заинтересовались темой. Вместе с родителями дети сделали кукол. Их поделки библиотека представила на всероссийский творческий конкурс «Жили-были».

- Сейчас молодёжь проявляет большой интерес к истории и культуре родного края. И задача библиотеки – вести широкую краеведческую работу, - считает библиотекарь.

В некотором царстве…

Фото-отчёт о своей работе с детьми в рамках года культурного наследия представили работники детской библиотеки №1 Татьяна Егоровна Кучерова и Галина Ивановна Медведникова.

Библиотекари – постоянные гости детского сада «Оленёнок». Они приходили в гости к малышами двух-трёх лет с тряпичными куклами - бабушкой Загадушкой и её внучкой Дуняшей. Воспитатели читали с ребятами народные сказки, отгадывали загадки.
- Дети ещё очень маленькие, для них всё наше представление было сказкой. Но, несмотря на возраст, они активно участвовали в игре, отгадывали загадки, - рассказала библиотекарь.

Со средними и старшими группами дошкольников библиотекари играли в игру «В некотором царстве, в фольклорном государстве». Вместе с Бабой Ягой ребята сражались с драконом. Победить ящера дошкольникам помогло знание фольклора. Вместе с библиотекарями они вспоминали пословицы, отгадывали загадки, говорили скороговорки и играли в игры. В другой раз библиотекари предложили дошкольникам игру-викторину «Знатоки загадок».
На мероприятии «Библионочь» библиотекари встретили детей в народных костюмах и предложили малышам игры и творческие задания. Одним из них было нарисовать и раскрасить матрёшку.

Работали библиотекари и с подростками. У ребят они провели игру «Русские обычаи и традиции», а также фольклорный баттл «Какова сторона, таков и обычай». Как на шоу «Поле чудес», школьники крутили колесо, выбирая вопросы.
- В этих мероприятиях мы использовали разнообразные виды фольклора: пословицы и сказки, поговорки и скороговорки. В них сохранились яркие черты нашего народа: добро, храбрость, трудолюбие, которые нужно воспитывать в подрастающем поколении, - отметила библиотекарь.

Русская вышивка

О традициях русской вышивки калужского края рассказала библиотекарь городской библиотеки №3 Надежда Сергеевна Устинова. Видеообзор представила Валентина Викторовна Лучкина.
Вышивкой узоров на тканях издревле занимались женщины. Считалось, что она имеет сакральный характер, может оградить от беды.
Вышивка калужского края отличалась особой декоративностью и выразительностью. Использовались сложные по композиции узоры. Это был особый язык символов. Они располагались в одной плоскости и были связаны между собой – так каждый мог «прочесть» на вышитом полотне полноценную историю. Библиотекарь рассказала, что когда селу угрожала эпидемия или засуха, все женщины собирались вместе и ткали или вышивали полотенце за один день. Считалось, что вышитая руками многих мастериц вещь может отвести беду. Одежду также «защищали» вышивкой – горловину, рукава, подол украшали орнаментами, которые имели значение защитных «рун».
Особое значение придавалось солярным знакам, символам солнца – ими считались круг или четырехконечный крест, круг с вписанным в него крестом. Солярные знаки изображались вместе со всадниками, олицетворявшими солнечное божество. Вышивая, мастерицы будто обращали свои молитвы к солнцу. Женские фигурки с поднятыми руками изображали эту мольбу. Вестниками солнца были и многочисленные птицы. Различные ромбы выступали символами плодородия, они изображали крестьянские поля, такую же символику имел орнамент с изображением ростков. Часто в узорах встречался и «зверь когтистый», в народе его называли медведем, хотя он больше похож на льва.
Все эти узоры были распространены на калужской земле. Их мастерицы включали в особую технику вышивки - цветную перевить. Женщины и девушки вышивали по продёрнутому холсту, по сетке. Её местное название – вырезы, а отличительная особенность – белые узоры на сквозном красном фоне. К белому могли добавить нити синего, желтого и зелёного цветов. В юго-западных областях, к которым относится и Кировский район, преобладали геометрические узоры, предпочтение отдавали плотной вышивке, которая называлась «броньё». Мастерство перевити достигло большого расцвета именно в Калужской области.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.
Фото автора.

Продолжение материала читайте в следующем номере.