Сегодня: Четверг 1 августа 2024 г.

Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека

№№127-129 28 октября 2022 г.

В середине октября в духовно-просветительском досуговом центре «Наследие» состоялась IXЕпархиальная Песоченская научно-практическая конференция «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Она проводится ежегодно в рамках Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии Русской православной церкви.

За 25 лет Богородично-Рождественские чтения стали площадкой, которая объединяет власть, церковь и общество в обсуждении ключевых вопросов нашей жизни.

В научно-практической конференции в Кирове приняли участие заместитель главы Кировской районной администрации Герман Кропачев, благочинный Песоченской епархии протоиерей Александр Рябов, представители духовенства, педагоги, работники библиотек.

- Наша конференция проходит в девятый раз. Сегодня вашему вниманию будут представлены доклады представителей образования, культуры и духовенства, – обратился к гостям конференции протоиерей Александр Рябов. - Самое главное, чтобы эта встреча не стала формальностью, а оставила глубокий след в вашей душе, чтобы вы использовали этот опыт в своей работе с подрастающим поколением. Пусть Господь дарует силы. Успехов вам!

Присутствующих приветствовал заместитель главы администрации Герман Кропачев. В своём выступлении он подчеркнул важность взаимодействия с епархией.

- Это очень серьёзная площадка для обсуждения наиболее важных проблем, которые поднимаются в течение года в нашей системе образования по духовно-нравственному воспитанию. Это проблемы, которые мы обсуждаем с духовенством в сфере культуры, социального служения. Их невозможно решить без взаимодействия с нашей православной церковью, нашей епархией. Мне очень приятно, что у нас за эти годы сложились очень тёплые отношения с владыкой Максимилианом, с отцом Александром, духовенством благочиния, - отметил Герман Викторович. – Важно быть вместе в этих сложных условиях, потому что у нас есть одна главная цель – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Далее вниманию присутствующих были представлены доклады, которые помогли детально рассмотреть вопросы духовно-нравственного воспитания личности.

О роли педагога в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста рассказала старший воспитатель дошкольных групп школы №8 Людмила Ивановна Мосягина.

Педагог начала свой доклад со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

Людмила Ивановна подчеркнула, что эти слова сегодня не теряют своей значимости.

- Тема духовно-нравственного воспитания детей была и остаётся очень актуальной. В настоящее время она требует своего разрешения в связи с происходящими серьёзными изменениями в обществе и жизни людей, - отметила воспитатель. - Мы все знаем, что ценностные установки развития личности человека закладываются в детстве, поэтому уже в детском саду необходима продуманная система работы по развитию и формированию нравственных качеств в личности ребёнка, к которым относятся и чувства патриотизма.

Людмила Мосягина рассказала, что чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к близким, родному городу, краю, природе, и гордость за свою страну, и желание сохранять и приумножать её богатства. Поэтому в дошкольных образовательных организациях стоят задачи по воспитанию у детей любви к своей семье, к дому, детскому саду, городу, краю, бережному отношению к природе, уважению к труду, развитию интересов к традициям и культуре родного края, формированию чувства толерантности и терпимости к представителям других народов.

Педагог отметила, что воспитание любви к своей стране, Родине, людям, которые в ней живут, – задача очень сложная, особенно когда речь идёт о маленьких детях. Л.Н. Толстой сказал: «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру». В детском саду таким примером должен стать педагог. От него зависит, будет ли воспитанник любить своих близких и друзей, заботиться о больных и слабых, беспокоиться о судьбе своего Отечества. Очень важно обратить внимание на нравственное развитие самого воспитателя, потому что никакие знания не дадут эффекта, если педагог не будет любить свою страну, свой город и свой народ.

Дети берут пример с нас, взрослых, поэтому самые эффективные факторы воспитания – это личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция. Научиться прежде всего самому любить свою Родину, людей – задача первостепенной важности для каждого педагога.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников невозможно без сообщения детям определённых знаний о Родине, её достопримечательностях, великих людях. Ведь любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

Спикер рассказала об организация системной работы с детьми, о проведении тематических мероприятий, о взаимодействии с родителями.

Докладчик выделила пять основных принципов работы нравственно-педагогического воспитания: принцип наглядности, принцип занимательности, принцип доступности, принцип преемственности. Подводя итог выступления, Людмила Ивановна подчеркнула, что педагогу отводится важная, если не главная, роль в формировании нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения. Его задача в рамках дошкольного образования – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать в них такие нравственные черты характера, которые помогут со временем стать достойными людьми и достойными гражданами своей страны.

Душу, как первичный объект исследования, в деле воспитания человека рассмотрел в своём выступлении настоятель Свято-Никольского храма микрорайона Жилино иерей Дионисий Якунин.

В начале выступления священнослужитель задался вопросом: «Как строить воспитание человека?»

- Если душа – это совокупность переживаний, тогда нужно воспитывать правильные переживания, формировать мировоззрение, культивировать правильные мысли. В свою очередь нужно определить, что является правильным, а что нет, - сказал иерей.

Затем священнослужитель обратился к определению слова «душа».

- В словаре Даля «душа» – это бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волей. Это короткое определение, но в нём хорошо прослеживается тот момент, что душа – это есть некая сущность, которая имеет индивидуальное бытие в отличие от тела. – разъяснил докладчик. - Если мы заглянем в современный философский словарь, там есть следующее определение, «душа» – это совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, в противоположность к телу и материи. В качестве предмета научной психологии душа лишается метафизических составляющих и рассматривается исключительно как условное, гипотетическое понятие. Это совокупность неких чувствований.

Иерей Дионисий Якунин отметил, что определение Даля более правильное, потому как в православном богословии понимание человека как существа духовно-телесного однозначно. В подтверждение этого священнослужитель привёл слова святителя Игнатия Брянчанинова.

- Православная Восточная церковь постоянно признавала человека существом, созданным по душе и телу, но способным и по душе, и телу быть причастником Божественного естества, быть Богом по благодати.

В докладе иерей рассказал, что целеполагание духовного воспитания лежит в достижении определённых качеств души. В их числе евангельское качество, которое называется добродетель. Самое главное – это наставление детей в благочестии. Родители преимущественно должны заботиться о том, чтобы воспитать детей в истинном, искреннем, внутреннем благочестии, без которого все искусства, науки и добрые обычаи скорее вредны, нежели полезны.

Самая важная задача родителя и воспитателя в том, чтобы привести своих детей к самому доброму и, напротив, удалить от них всё злое. А для этого сами родители должны жить свято и благочестиво и побуждать к тому же всех окружающих.

- Различать добро от зла принадлежит сердцу – это его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного, - привёл слова Игнатия Брянчанинова иерей. - Прерогатива различия добра и зла отводится святителем не уму, а сердцу. Сердце, как тот духовный орган, посредством которого происходит общение с Богом. После грехопадения связь сердца с Богом утеряна. А ум – это всего лишь инструмент, который можно использовать как во благо, так и во зло.

Основная задача христианского воспитания – это восстановление связи человеческой души и Бога. Оно начинается с самого себя, с исследования своей души. Докладчик отметил, что человек должен быть смиренным. А его воспитание необходимо начинать с воспитания души.

«Дар учительства или как воспитать человека» - такой была тема выступления директора Больше-Желтоуховской школы Елены Ивановны Драченниковой.

Три года Елена Ивановна возглавляет школу, до этого 10 лет была заместителем директора по воспитательной работе, параллельно трудилась учителем русского языка и литературы, учителем основ православной культуры и основ духовно-нравственной культуры народов России.

Педагог представила доклад, основанный на своём опыте работы и опыте своей школы.

- 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Это сделано в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность. Не случайно в эпоху глобальных перемен особая роль отводится именно педагогу-наставнику. «Педагог» или «учитель» — это не тот, кто несёт знания, а тот, кто ведёт к ним, он указывает путь к вершинам мысли, нравственным высотам, духовному и физическому совершенствованию. «Наставник» — это тот, кто вдохновляет своим примером, которому доверяют, его опыту верят и хотят следовать, - рассказала в своём выступлении директор.

Елена Ивановна отметила, что в настоящее время школа разработала свою модель наставничества и избрала для себя три формы работы: «учитель-учитель», «ученик – ученик», «индивидуальное наставничество». Педагог подробно изложила, в чём они заключаются.

Елена Драченникова подчеркнула, что самое главное для учителя – это обратная связь, поэтому она предложила своим ученикам написать мини-сочинение на тему: «Почему я хочу или не хочу быть учителем». Во время доклада она привела некоторые наиболее яркие и характерные высказывания ребят.

Елена Ивановна рассказала, что процесс воспитания должен строиться на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и приоритетной задачей нашего времени является воспитание любви к своей Родине, верности ей.

Педагог проникновенно прочитала стихотворение Константина Фролова-Крымского «Мы русские». После чего сравнила душу человека, который легко может отказаться от своей национальности, своего языка и Родины, с пожелтевшим, оторвавшимся от ветки осенним листом. И привела для иллюстрации слова Льва Толстого: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание».

- Учитель призван Богом, Отечеством и народом, но главным в воспитании остаётся его личный пример. От его добросовестного труда зависит будущее людей и страны.

Прежде всего, учитель сам должен любить Отечество, свой народ, детей. Нельзя воспитывать в других то, чего сам не имеешь. Конечно, полного совершенства на этой земле человеку не дано, но стремление к нему составляет высокий нравственный долг, особенно того, кто взял на себя нелёгкий крест учительского служения, - такими словами завершила своё выступление Елена Ивановна.

О библиотеке и нравственном воспитании в контексте православных традиций рассказала ведущий библиотекарь детской библиотеки №1 Галина Ивановна Медведникова.

- Библиотека, как один из социальных институтов общества, является одним из самых нравственно-духовных учреждений. «Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если есть библиотеки – культура не погибнет», - привела слова Д.С. Лихачёва участница конференции.

Галина Ивановна рассказала, что содержание работы по духовно-нравственному воспитанию библиотекари описывают как воспитание бережного отношения к окружающим, любви к ближнему, доброты, терпимости, гуманности, чувства долга, уважения к старшим, сострадания.

Докладчик подчеркнула, что духовно-нравственное воспитание в контексте православных традиций является одним из приоритетных направлений библиотек Кировского района.

Галина Медведникова рассказала о значимом событии в культурной жизни города – открытии передвижного культурно-просветительского проекта «Евангелие Достоевского». Она отметила, что первыми прикоснуться к истории русской литературы смогли библиотекари и педагоги, а с 18 по 25 апреля сотрудники Модельной библиотеки №4 познакомили с проектом более 250 учащихся школ Кировского района.

Библиотекарь рассказала и о других мероприятиях, которые проводились в городе в рамках духовно-нравственного воспитания, о наиболее эффективных формах работы.

- Задача библиотекаря заключается в том, чтобы привить читателям через книгу, через православные традиции духовные и нравственные ценности, ответственность за свои дела и поступки, - отметила Галина Ивановна. - Готовых рецептов воспитания личности не существует, результаты любого воздействия отсрочены во времени, их трудно отследить в полной мере. И тем не менее мы, работники библиотек, постоянно и целенаправленно осуществляем мероприятия, призванные побудить в наших читателях то разумное, доброе, вечное, что и составляет сущность нравственности и духовности.

Когда все доклады были заслушаны, благочинный Песоченской епархии протоиерей Александр Рябов поблагодарил всех за участие в конференции, выразил благодарность руководству Кировской районной администрации за совместную деятельность и добрые отношения, а также отметил труд педагогов и библиотекарей по духовно-нравственному воспитанию молодёжи.

В заключительной части мероприятия состоялась церемония награждения педагогов. По благословению владыки Максимилиана ряд учителей отметили Архиерейскими благодарственными письмами за подготовку победителей регионального этапа XVIIМеждународного конкурса детского творчества «Красота божьего мира».

Архиерейскую грамоту вручили победителю первого регионального этапа XVII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» Людмиле Ивановне Мосягиной.

Медалью Калужской митрополии русской православной церкви Святителя Филарета наградили учителя ОПК и ИЗО школы №2 им генерала армии В.И. Исакова Татьяну Сергеевну Орловскую.

Архиерейскую грамоту вручили начальнику информационно-методического отдела отдела образования Кировской районной администрации Людмиле Ивановне Гавриковой. Ряд педагогов отметили Архиерейским благодарственным письмом.

Завершилась научно-практическая конференция молитвой «Достойно есть», после этого состоялась экскурсия в церковно-краеведческий музей «Вера и верность».

Ольга МАЛЬЦЕВА.