Сегодня: Четверг 1 августа 2024 г.

Автоколонне №1655 -70 лет!

№№127-129 28 октября 2022 г.

ООО "Автоколонна №1655" - крупнейшее автотранспортное предприятие на юго-западе Калужской области, которое обслуживает жителей семи районов. Основанное в 1952-м году, оно вот уже 70 лет остаётся на маршруте. Были в истории автоколонны взлёты и кризисы. Об основных этапах пройденного пути мы попросили рассказать генерального директора ООО "Автоколонна №1655" Алексея Викторовича Бойкова.

- Алексей Викторович, вы бережно от-носитесь к истории предприятия, сумели собрать интереснейшие фотодокументы, оцифровав черно-белые фотографии, которым по 40-50 лет. Они отражают недавнее прошлое, которое живёт в памяти людей, а ведь основана автоколонна была в середине ХХ века. Как это было, что пос-лужило прецедентом для этого?

- Проблема связи города с ближайшей к нему железнодорожной станцией Фаянсовая, которая стала к этому времени крупнейшим железнодорожным узлом, послужила толчком для создания автотранспортного предприятия. Город развивался, необходимо было перевозить пассажиров и грузы. В "Кировском автохозяйстве" насчитывалось всего четыре автобуса марки "КАВЗ" и два грузовых автомобиля, работало 12 человек. Но уже к концу 1950-х годов, в связи с большим пассажиропотоком, на маршрутах начали использовать большие городские автобусы ЗиЛ-158.

В 1960-е годы начинает формироваться пригородное автобусное сообщение и развиваться городская автобусная сеть. И уже к 1967 году численность штата достигла 180 человек. Автопарк увеличился до 69 единиц, в котором наибольший удельный вес составляли грузовые автомобили - 47 единиц.

14 ноября 1967 года "Кировское автохозяйство" было переименовано в "Кировское автотранспортное предприятие" ("Кировское АТП"). Оно осуществляло пассажирские и грузовые перевозки, имело на своем балансе 70 ед. грузовых автомобилей, 40 ед. пассажирских автобусов и 7 ед. легковых автомобилей. Штат работников составлял 300 человек. Это была одна из самых крупных транспортных организаций в Калужской области.

- Известно, какие маршруты по пассажирским перевозкам были первыми?

- Да, в 1969 году было три автобусных маршрута. Два из них начинались на вокзале станции Фаянсовая и заканчивались у ДЭУ - 808 и в конце улицы Советской. Ещё один маршрут начинался у школы глухонемых и заканчивался у депо Фаянсовая. Затем открылось регулярное движение автобуса по маршруту ДЭУ - 808 - посёлок Жилино. Позднее маршрут изменили, автобус стал курсировать от поста ГАИ, располагавшегося в конце улицы имени Степана Разина. Через много лет этот маршрут вновь изменится, и автобус будет курсировать от Жилино до железнодорожного вокзала станции Фаянсовая.

В те же годы начинают определяться остановки в наиболее удобных для населения местах. По просьбе пассажиров в 1967 году сделали остановку в районе Багрова переулка, причём действовала она только в "часы пик" и по требованию.

- Пассажиров обилечивали контролёры, а где покупались билеты на пригородные автобусы?

- Действительно, количество пригородных маршрутов растёт, поэтому в 1969 году был создан единый кассовый пункт, находившийся у средней школы №1.

- Старшее поколение помнит, что значит автобус в часы пик. Поступали тогда новые автобусы?

- В начале 1970-х в город начинают поступать новые автобусы ЛиАЗ - 677, как-то сразу же получившие обидное прозвище "скотовозы". Хотя они были достаточно комфортабельными, имели большие "накопительные" площадки у дверей и гораздо большую, чем их предшественники, вместимость в часы "пик". Зимой в этих автобусах было тепло.

А 1974 году появился новый вид городского общественного транспорта - маршрутное такси. Оно выполняло 3-4 рейса в день от площади Победы до аэропорта на окраине посёлка Жилино, позднее - от стадиона "Труд" до ж/д вокзала. Однако действовал этот маршрут недолго, причина - плохие дороги, и повышенная стоимость проезда не совсем устраивала пассажиров.

- Когда организация получила своё нынешнее название? Она продолжает развиваться?

- 16 января 1981 года "Кировское АТП" было переименовано в "Автоколонну № 1655" на основании приказа №8 Минавтотранса СССР. Присвоенный номер означал, что предприятие имеет мобилизационное значение.

К концу 1980-х годов количество обслуживаемых городских автобусных маршрутов достигает 12. Автобусные маршруты связали Фаянсовую с отдалёнными улица- ми - Школьная, Свердлова, Первомайская, Степана Разина. Летом открывались маршруты до с/т "Красная Заря" и "Радуга".

В 1985 году новые автобусы "Икарус" автоколонны обслуживали XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

- В 90-е годы в стране начинается финансовый кризис. В это время многие предприятия перестали существовать. Трудная ситуация и в автоколонне?

- "Автоколонна 1655" также находилась в тяжёлом финансовом положении - в состоянии банкротства и ликвидации. Более чем в два раза сократилась численность работающих и количество подвижного состава. Техника была сильно изношена, средств на эксплуатационный ремонт, а тем более на приобретение нового подвижного состава, не было. Общественный транспорт убыточен, резко сократилось количество маршрутов.

Период с 1997 года по 2004 годы был крайне напряжённым для автоколонны. С одной стороны, в сложных финансово-экономических условиях началось её восстановление: постепенно стали приобретаться автобусы, расширяться маршрутная сеть. С другой стороны, предприятие "лихорадило" от реорганизаций. С 1999 по 2004 год они были проведены трижды. В итоге ГП "Автоколонна №1655" было преобразовано в открытое акционерное общество.

В этот сложный период времени предприятие возглавила Любовь Егоровна Хлопенкова. Благодаря умелому, грамотному руководству удалось избежать банкротства, а главное - сохранить кадры.

До 2009 года предприятие оставалось государственным, большая часть акций общества принадлежала министерству экономического развития Калужской области. Остро стояла проблема модернизации производства, собственных средств на которую не хватало, со стороны государства финансирование не производилось.

- И в такой непростой ситуации вы решили попробовать спасти предприятие?

- Да, с 28 января 2009 года предприятие находится в частной собственности. 3 февраля 2009 года я был избран генеральным директором ОАО "Автоколонна №1655".

- С чего решили начать преобразования?

- С модернизации производства. Но главная цель - обновление парка пассажирского автотранспорта. Было принято решение всю прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, направлять на приобретение автобусов. Так удалось в 2009 году инвестировать в модернизацию подвижного состава 14.5 миллиона рублей, полученных в рамках кредитования. Были приобретены три туристических автобуса европейского производства для обслуживания междугородных маршрутов - "NEOPLAN 216" и два автобуса "BOVA FHD", а также два микроавтобуса марки "Volkswagen LT".

В 2010 году инвестировали уже 20 миллионов рублей. В результате чего удалось снизить износ подвижного состава за два года с 80 до 20% в 2010. Рентабельность перевозок с 0 увеличилась до 24%. Прибыль предприятия возросла в 13 раз. Уровень средней заработной платы водителей увеличился по отношению к 2008 году на 147%. Количество рейсов за год выросло в 2 раза. Предприятие вернулось на рынок заказных перевозок, автоколонна одна из немногих в Калужской области имеет международный допуск.

В 2011 году также особое внимание уделяется безопасности движения. Мы первыми в Калужской области оборудовали автобусы ремнями безопасности и системой мониторинга ГЛОНАСС.

- Как идёт дальнейшее развитие предприятия?

- В 2011 году количество маршрутов увеличивается на 11%, выполнение заявленных междугородних рейсов на уровне - 99.6%. Заработная плата водителей увеличилась на 25% к уровню прошлого года.

Но по-прежнему остро стоит вопрос рентабельности пригородных перевозок, которые убыточны. И здесь мы впервые нашли понимание у руководства Кировского района. Была предусмотрена дотация на внутрирайонных и межрайонных маршрутах. Мы также в целях снижения себестоимости работы на пригородных маршрутах ввели в эксплуатацию 4 микроавтобуса марки "Volkswagen LT" взамен устаревших ПАЗов.

В 2015 году мы на себе испытали взлёт цен. Рост затрат на запасные части - 40%, на топливо - 15%, на шины - 20%, и это при снижении пассажиропотока на междугородних маршрутах. Но есть положительная динамика на пригородных. Нам оказана помощь министерством труда, министерством экономического развития. И мы впервые за 10 лет начали полноценное обновление подвижного состава, работающего на пригородных маршрутах, приобрели два автобуса ПАЗ на дизельном топливе. На междугородных маршрутах появились автобусы "Hyundai Universe”.

Несмотря на рост цен в 2016 году, предприятие смогло добиться экономии за счёт оптимизации маршрутов и модернизации подвижного состава. Расходы снизились на 10%. Затрачены значительные средства на текущий ремонт материально-технической базы, административных помещений. Завершена работа по переводу предприятия на индивидуальное отопление.

В 2017 году внедрена система интернет - продаж автобусных билетов.

- Маршрутная сеть тоже увеличивается?

- Да, в 2019 году мы начинаем обслуживание Спас-Деменского и большей части Куйбышевского районов. Добавились четыре межмуниципальных маршрута: "Спас-Деменс - Осовка”, "Спас-Деменск - Киров", "Бетлица -Буда", "Киров - Лужница- Бетлица".

- Приобретаются новые автобусы?

- 2019 год в этом плане можно назвать рекордным. Приобретено 16 автобусов. 2 единицы IVECO EVADYS - большой современный автобус туристического класса. 2 единицы - "Ивеко-Неман Турист Люкс" - средний автобус туристического класса. 3 единицы "Hyundai Universe” - современный автобус междугороднего класса. 5 единиц ПАЗ 4234 - автобус среднего класса для работы на пригородных маршрутах. 4 единицы "Mercedes-Benz Sprinter CLASSIC” - автобус малого класса. Средний "возраст" автобусов на городских маршрутах - 5 лет, на пригородных - 7, междугородных - 8 лет. Это очень хорошие показатели.

Предприятие за девять лет (с 2009-2018) инвестировало в обновление подвижного состава около 120 млн. рублей. За это время были открыты три кассово-диспетчерских пункта в п. Шайковка, городах Мосальск и Спас-Деменск.

- Как удалось пережить пандемию?

- 2020 год был одним из самых тяжёлых за последнее время. В период пандемии загруженность общественного транспорта очень заметно упала и, чтобы оптимизировать свои затраты, пришлось сократить количество рейсов на пригородных маршрутах на 35% и увеличить при этом интервалы движения. Количество рейсов до г. Калуги уменьшилось на 18%, а до г. Москвы - в 3 раза. Автобусное движение по марш-руту "Киров - Брянск" было временно приостановлено. Пассажиропоток снизился почти на 80%. В этой непростой ситуации нас поддержало государство. Несмотря на сложности в экономике, организация приобрела 12 автобусов на сумму 19,6 млн. руб. Из них 10 - автобусы средней вместимости ПАЗ.

В 2021 году в целях улучшения качества обслуживания пассажиров приобрели 13 автобусов.

Кроме того, особое внимание уделяется улучшению условий труда, на эти цели инвестировано почти 5 миллионов рублей.

9 декабря 2021 года открытое акционерное общество "Автоколонна 1655" преобразовано в общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1655".

- Что вы можете сказать о работе коллектива в современных условиях?

- "Автоколонна 1655" - это команда профессионалов, за плечами которых многолетний опыт. Имеет современный подвижной состав, развитую материально - техническую базу, сертифицированную ремонтно - вспомогательную службу, лицензированный медицинский кабинет, что позволяет оказывать транспортные услуги на высоком уровне.

Пользуясь случаем, поздравляю коллектив и ветеранов с 70-летием предприятия и Днём работника автомобильного транспорта. Здоровья, благополучия вам и вашим семьям, мирного неба над головой!

Интервью подготовила Диана СЕМЯНИЩЕВА.