Сегодня: Четверг 1 августа 2024 г.

Любовь и Россия Марины Цветаевой

№№133-135 11 ноября 2022 г.

ДК «Юбилейный» был реализован литературно-музыкальный проект, посвящённый 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Театральные элементы, музыка, декламация и литературный конкурс, объединённые темой жизни и творчества русской поэтессы, стали первым подобным опытом для организаторов и зрителей.

Проект «Любовь и Россия» для школьников средних и старших классов был подготовлен режиссёрами ДК «Юбилейный». В нём также приняли участие работники ДК, библиотечной системы, педагоги детской школы искусств №1, актёры молодёжного театра эстрады «Кировчанка», участники народных хореографических ансамблей «Забавушка» и «Эдельвейс», педагоги и воспитанники детского сада №1 «Сказка».
Театральный перфоманс

Прологом проекта стал театральный перфоманс. В нём были задействованы актёры народного молодёжного театра эстрады «Кировчанка» под руководством режиссёров ДК «Юбилейный» Елены Сорокиной и Нины Левиной. Более десяти человек находились на сцене одновременно. Они, как атомы, перемещались по орхестре, задавая всему действу ритм, музыкальный рисунок: то медленно, то всё быстрее и быстрее, разгоняясь до немыслимых скоростей звучали голоса, иллюстрируя жизнь, трагическую и высокую. Каждый из ребят выступал с монологом, в котором рассказывал о фактах из биографии Марины Цветаевой. Соединяясь с музыкой и видеорядом, они создавали нить жизни – беззаботное детство, прекрасная и трагическая юность, молодость, омрачённая потерями, и зрелость, поставившая точку в жизни поэтессы. Все лица Марины, все лики героев её, собранные многоголосьем юных актёров в одну трагическую судьбу, завершили вступление.

Декламация
Основной частью проекта стала декламация стихотворений и исполнение романсов на стихи Марины Ивановны Цветаевой.

На сцене выступили воспитанники детского сада №1 «Сказка» и младшая группа народного хореографического ансамбля «Эдельвейс. Декламируя «Наши царства» девочки превратились в воздушных фей, владычиц зелёных лесов и цветных лугов. Представляя театрализованное прочтение стихотворения «У кроватки», актёры «Сказки» передали нежность детской поэзии Цветаевой, где маленький человек предстаёт главным богатством взрослых. И даже ангел прилетает посмотреть на спящего ребёнка, чтобы принести ему волшебный сон. О первой единице и надоевших учебниках в своих выступлениях на стихи Цветаевой рассказали юные актёры театра «Кировчанка».

Старшая группа «Кировчанки» выступила с театральной вариацией на текст Цветаевой «Прохожий». Чувственный и холодный, жуткий и живой… Стихотворение-противоречие прозвучало, как и должно, призывом, обращением, заветом. Из этой же музыкально-поэтической темы и стихотворение «Имя твоё – птица в руке», посвящённое Александру Блоку. Его также продекламировала юная актриса. За музыкальное сопровождение стихотворных номеров на проекте отвечали педагоги школы искусств №1 и №2 Ольга Бирюкова, Сергей Лапаев, Ирина Калиничева. Музыка играла со строками, позволяя услышать мелодии, зашифрованные в словах и стихотворных размерах.

Работники модельной библиотеки №4 Ольга Шлюхтина и Елена Семченкова выступили с номерами «Как правая и левая рука», «Психея» и др. Любовная поэзия Марины в этих стихотворениях – иероглиф, росчерк, русское хайку, где в нескольких строках - история любви и расставания, жизни и боли.

Стихотворения «Вчера ещё в глаза глядел» и «Как хорошо, что вы больны не мной» прозвучали в исполнении режиссёров ДК «Юбилейный» Елены Патран и Анны Овчинниковой.
Стихи Цветаевой о Родине представил театр эстрады «Кировчанка» и Нина Левина. Стихотворение поэтессы «К сыну» стало лейтмотивом будущего возвращения на Родину.

Игра

Ещё одним элементом проекта стала литературная игра, состоящая из трёх туров и финала. Правила игры были таковы: ребятам из зала нужно было ответить на вопросы о творчестве Марины Ивановны и поразмышлять на предложенные ведущими темы.
Для того, чтобы определить победителей игры, организаторы пригласили для участия в проекте компетентных специалистов. В состав жюри вошли работники ДК «Юбилейный», учителя русского языка и литературы, представители библиотечной системы и СМИ.
В первом туре учащимся предложили вопрос: «Зачем сегодня нужна поэзия Марины Цветаевой?»
В зрительном зале дежурили помощники с микрофонами, и ребятам нужно было преодолеть робость, на виду у всего зрительного зала высказать свои мысли. Каждый из тех, кто выходил к микрофону, не просто эрудит и поклонник поэзии, но и, безусловно, смелый человек.
Ученица Кировского лицея Алина Чалая ответила, что творчество поэтессы глубоко и одухотворённо, поэтому будет пользоваться успехом всегда. Ученик школы №6
Андрей Блохин отметил важность поэтессы для нашего времени.
- Пример Марины Цветаевой весьма интересен. Он помогает стать лучше и сильнее.
Фёдор Покровский, ученик школы №1, сказал, что стихи поэтессы отвечают на многие жизненные вопросы, поэтому ему нравится их читать.

Второй тур игры был посвящён детским стихам Цветаевой.

- Стихотворение «Наши царства» - пример настоящей, нежной детской лирики. Я думаю, что богатства, которыми обладают девочки в стихотворении, это богатства природы. Таким образом, поэтесса хочет сказать нам, что мир в детском возрасте кажется волшебным, - выступила ученица школы №1 Кристина Аверкина.
Анна Копалова из «Кировского лицея» рассуждала на тему стихотворения «В классе». Она отметила, что в школе дети сталкиваются с первыми проблемами, а родители часто обесценивают «первое горе», считая его ерундой.
- Думаю, взрослым будет полезно задуматься на эту тему, - подчеркнула Анна.

Владислав Свищев, ученик школы №2, также отметил позитивный посыл поэтессы:

- Она хотела сказать, что оценки – это не главное. Мы не должны учиться ради оценок, а только ради знаний. Плохие оценки не должны демотивировать.
В третьем туре зрителям предложили ответить на вопрос о том, почему любовь в понимании Цветаевой – это боль. Ученицы школы №2 Валерия Данилина и Ева Ула предположили, что любовь причиняет боль, потому что человек не знает, взаимна она или нет.
- Любовь – это боль, потому что никогда не знаешь, через какую боль придётся пройти любящим сердцам, - добавила Ева.

Учащаяся школы №1 Анастасия Королёва отметила, что Марина Цветаева часто влюблялась, но эта любовь была не взаимной, поэтому для неё это чувство связано с болью.

Между каждым этапом игры, пока жюри определяло тех, кто выйдет в финал, на сцене выступал народный хореографический ансамбль «Забавушка». С головокружительной скоростью и смелым мастерством кружились по сцене ребята, отбивая замысловатые коленца. Каждый танец завораживал и удивлял, обдавал энергией движения. Зрителям видна только лёгкость и воздушность, а о часах кропотливой работы знает только сам человек - танцор, музыкант, поэт, живописец.
О том как Цветаева, непревзойдённый мастер слова, видела и любила Россию, говорили участники финала проекта: Екатерина Ермолаева (Воскресенская школа), Анастасия Королёва (школа №1), Александра Фролова (школа №2), Анна Копалова («Кировский лицей») и Андрей Блохин (школа № 6).
По мнению Александры Фроловой, поэтесса, которая провела годы детства в Москве и Тарусе, навсегда полюбила и городскую суматоху столицы, и провинциальную нерасторопность маленького городка на берегу Оки.
- Через два этих главных для неё города она воспринимала Родину, любила и восторгалась ею, - заметила Александра.

Андрей Блохин сказал, что хотя Марине Цветаевой пришлось уехать из России, она гордилась своей страной и умела ценить её красоту. Анна Копалова считает, что во многих стихах поэтессы Россия предстаёт в образе женщины - независимой и гордой.
- Именно такой она видела свою страну. С особым богатством русской природы, культуры, - заключила Анна.
Наконец, жюри определило победителей и призёров. Обладателем диплома III степени стала Анастасия Королёва, дипломом II степени был отмечен Андрей Блохин, дипломами I степени награждены Александра Фролова и Екатерина Ермолаева. А победителем проекта стала ученица «Кировского лицея» Анна Копалова.
Всем финалистам члены жюри вручили сборники стихов Марины Цветаевой. Ребята, которые высказывали своё мнение, выступали с рассуждениями, но не прошли в финал, были отмечены сертификатами участников.
Литературно-музыкальный проект «Любовь и Россия», приуроченный к 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой, стал ярким культурным событием осени. Он был предложен школьникам в рамках «Пушкинской карты». Организаторы отошли от шаблона, смешали разные направления искусства и создали интересный продукт, важной составляющей которого явился диалог с подростками о поэзии.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.