ДК «Юбилейный» был реализован литературно-музыкальный
проект, посвящённый 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Театральные
элементы, музыка, декламация и литературный конкурс, объединённые темой жизни и
творчества русской поэтессы, стали первым подобным опытом для организаторов и
зрителей.
Проект «Любовь и Россия» для школьников средних и
старших классов был подготовлен режиссёрами ДК «Юбилейный». В нём также приняли
участие работники ДК, библиотечной системы, педагоги детской школы искусств №1,
актёры молодёжного театра эстрады «Кировчанка», участники народных
хореографических ансамблей «Забавушка» и «Эдельвейс», педагоги и воспитанники
детского сада №1 «Сказка».
Театральный перфоманс
Прологом проекта стал театральный перфоманс. В нём были задействованы актёры
народного молодёжного театра эстрады «Кировчанка» под руководством режиссёров ДК «Юбилейный» Елены Сорокиной и
Нины Левиной. Более десяти человек находились на сцене одновременно. Они, как
атомы, перемещались по орхестре, задавая всему действу ритм, музыкальный
рисунок: то медленно, то всё быстрее и быстрее, разгоняясь до немыслимых
скоростей звучали голоса, иллюстрируя жизнь, трагическую и высокую. Каждый из
ребят выступал с монологом, в котором рассказывал о фактах из биографии Марины Цветаевой.
Соединяясь с музыкой и видеорядом, они создавали нить жизни – беззаботное
детство, прекрасная и трагическая юность, молодость, омрачённая потерями, и
зрелость, поставившая точку в жизни поэтессы. Все лица Марины, все лики героев
её, собранные многоголосьем юных актёров в одну трагическую судьбу, завершили
вступление.
Декламация
Основной частью проекта стала декламация стихотворений и исполнение романсов на
стихи Марины Ивановны Цветаевой.
На
сцене выступили воспитанники детского сада №1 «Сказка» и младшая группа
народного хореографического ансамбля «Эдельвейс. Декламируя «Наши царства»
девочки превратились в воздушных фей, владычиц зелёных лесов и цветных лугов.
Представляя театрализованное прочтение стихотворения «У кроватки», актёры
«Сказки» передали нежность детской поэзии Цветаевой, где маленький человек
предстаёт главным богатством взрослых. И даже ангел прилетает посмотреть на
спящего ребёнка, чтобы принести ему волшебный сон. О первой единице и надоевших
учебниках в своих выступлениях на стихи Цветаевой рассказали юные актёры театра
«Кировчанка».
Старшая
группа «Кировчанки» выступила с театральной вариацией на текст Цветаевой
«Прохожий». Чувственный и холодный, жуткий и живой… Стихотворение-противоречие
прозвучало, как и должно, призывом, обращением, заветом. Из этой же
музыкально-поэтической темы и стихотворение «Имя твоё – птица в руке», посвящённое
Александру Блоку. Его также продекламировала юная актриса. За музыкальное
сопровождение стихотворных номеров на проекте отвечали педагоги школы искусств
№1 и №2 Ольга Бирюкова, Сергей Лапаев, Ирина Калиничева. Музыка играла со
строками, позволяя услышать мелодии, зашифрованные в словах и стихотворных
размерах.
Работники
модельной библиотеки №4 Ольга Шлюхтина и Елена Семченкова выступили с номерами
«Как правая и левая рука», «Психея» и др. Любовная поэзия Марины в этих
стихотворениях – иероглиф, росчерк, русское хайку, где в нескольких строках -
история любви и расставания, жизни и боли.
Стихотворения
«Вчера ещё в глаза глядел» и «Как хорошо, что вы больны не мной» прозвучали в
исполнении режиссёров ДК «Юбилейный» Елены Патран и Анны Овчинниковой.
Стихи Цветаевой о Родине представил театр эстрады «Кировчанка» и Нина Левина.
Стихотворение поэтессы «К сыну» стало лейтмотивом будущего возвращения на
Родину.
Игра
Ещё
одним элементом проекта стала литературная игра, состоящая из трёх туров и
финала. Правила игры были таковы: ребятам из зала нужно было ответить на
вопросы о творчестве Марины Ивановны и поразмышлять на предложенные ведущими
темы.
Для того, чтобы определить победителей игры, организаторы пригласили для
участия в проекте компетентных специалистов. В состав жюри вошли работники ДК
«Юбилейный», учителя русского языка и литературы, представители библиотечной
системы и СМИ.
В первом туре учащимся предложили вопрос: «Зачем сегодня нужна поэзия Марины
Цветаевой?»
В зрительном зале дежурили помощники с микрофонами, и ребятам нужно было
преодолеть робость, на виду у всего зрительного зала высказать свои мысли.
Каждый из тех, кто выходил к микрофону, не просто эрудит и поклонник поэзии, но
и, безусловно, смелый человек.
Ученица Кировского лицея Алина Чалая ответила, что творчество поэтессы глубоко
и одухотворённо, поэтому будет пользоваться успехом всегда. Ученик школы №6 Андрей Блохин отметил важность поэтессы для нашего
времени.
- Пример Марины Цветаевой весьма интересен. Он помогает стать лучше и сильнее.
Фёдор Покровский, ученик школы №1, сказал, что стихи поэтессы отвечают на
многие жизненные вопросы, поэтому ему нравится их читать.
Второй тур игры был посвящён
детским стихам Цветаевой.
- Стихотворение «Наши
царства» - пример настоящей, нежной детской лирики. Я думаю, что богатства,
которыми обладают девочки в стихотворении, это богатства природы. Таким
образом, поэтесса хочет сказать нам, что мир в детском возрасте кажется
волшебным, - выступила ученица школы №1
Кристина Аверкина.
Анна Копалова из «Кировского лицея» рассуждала на тему стихотворения «В
классе». Она отметила, что в школе дети сталкиваются с первыми проблемами, а
родители часто обесценивают «первое горе», считая его ерундой.
- Думаю, взрослым будет полезно задуматься на эту тему, - подчеркнула Анна.
Владислав Свищев, ученик школы №2, также отметил
позитивный посыл поэтессы:
- Она хотела сказать, что
оценки – это не главное. Мы не должны учиться ради оценок, а только ради
знаний. Плохие оценки не должны демотивировать.
В третьем туре зрителям предложили ответить на вопрос о том, почему любовь в
понимании Цветаевой – это боль. Ученицы школы №2 Валерия Данилина и Ева Ула
предположили, что любовь причиняет боль, потому что человек не знает, взаимна
она или нет.
- Любовь – это боль, потому что никогда не знаешь, через какую боль придётся
пройти любящим сердцам, - добавила Ева.
Учащаяся школы №1 Анастасия
Королёва отметила, что Марина Цветаева часто влюблялась, но эта любовь была не взаимной,
поэтому для неё это чувство связано с болью.
Между каждым этапом игры,
пока жюри определяло тех, кто выйдет в финал, на сцене выступал народный
хореографический ансамбль «Забавушка». С головокружительной скоростью и смелым
мастерством кружились по сцене ребята, отбивая замысловатые коленца. Каждый
танец завораживал и удивлял, обдавал энергией движения. Зрителям видна только
лёгкость и воздушность, а о часах кропотливой работы знает только сам человек -
танцор, музыкант, поэт, живописец.
О том как Цветаева, непревзойдённый мастер слова, видела и любила Россию,
говорили участники финала проекта: Екатерина Ермолаева (Воскресенская школа),
Анастасия Королёва (школа №1), Александра Фролова (школа №2), Анна Копалова («Кировский
лицей») и Андрей Блохин (школа № 6).
По мнению Александры Фроловой, поэтесса, которая провела годы детства в Москве
и Тарусе, навсегда полюбила и городскую суматоху столицы, и провинциальную
нерасторопность маленького городка на берегу Оки.
- Через два этих главных для неё города она воспринимала Родину, любила и
восторгалась ею, - заметила Александра.
Андрей Блохин сказал, что
хотя Марине Цветаевой пришлось уехать из России, она гордилась своей страной и
умела ценить её красоту. Анна Копалова считает, что во многих стихах поэтессы
Россия предстаёт в образе женщины - независимой и гордой.
- Именно такой она видела свою страну. С особым богатством русской природы,
культуры, - заключила Анна.
Наконец, жюри определило победителей и призёров. Обладателем диплома III
степени стала Анастасия Королёва, дипломом II степени был отмечен Андрей
Блохин, дипломами I степени награждены Александра Фролова и Екатерина
Ермолаева. А победителем проекта стала ученица «Кировского лицея» Анна
Копалова.
Всем финалистам члены жюри вручили сборники стихов Марины Цветаевой. Ребята,
которые высказывали своё мнение, выступали с рассуждениями, но не прошли в
финал, были отмечены сертификатами участников.
Литературно-музыкальный проект «Любовь и Россия», приуроченный к 130-летию со
дня рождения Марины Цветаевой, стал ярким культурным событием осени. Он был
предложен школьникам в рамках «Пушкинской карты». Организаторы отошли от
шаблона, смешали разные направления искусства и создали интересный продукт,
важной составляющей которого явился диалог с подростками о поэзии.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.