Сегодня: Четверг 1 августа 2024 г.

Друзья - математика и сказки

№№148-150 16 декабря 2022 г.

Сказка - замечательное средство в обучении детей дошкольного возраста. Сказки математического содержания похожи на приключения, в которых герои - цифры, знаки, геометрические фигуры и известные детям персонажи сказок, совершают правильные поступки, решают сложные задания в игровой форме.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.

В сюжетах сказок существуют понятия о времени, количестве, величинах, формах. Математическая сказка играет важную роль в обучении. Сказочные игровые занятия способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей дошкольника.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста возможно использование большого количества дидактических игр и упражнений различной степени сложности в зависимости от индивидуальных способностей детей. Уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения. Огромную роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика.

В конце ноября в МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка» с детьми старшей группы «Сказка» было проведено развлечение «Друзья - математика и сказки». Его цель - формирование элементарных математических представлений детей шестого года жизни посредством сказок.

Незаметно для себя в ходе занятия дошкольники считали, складывали, вычитали, решали разного рода логические задачи. Лесные помощники – «эколята», направляли и побуждали детей к математической деятельности, преодолению различного вида трудностей. В ходе математического развлечения дети продолжали упражняться в прямом и обратном счёте, в преобразовании прямоугольника в квадрат, а из квадрата в треугольник путём складывания, разрезания, упражнялись в умении решать примеры на сложение и вычитание. В путешествии детям понадобились знания о днях недели, частях суток, о геометрических фигурах и умении находить их в окружающих нас предметах.

На протяжении развлечения старалась развивать интерес детей, воображение, зрительную память, логическое мышление, речь, глазомер, любознательность и познавательную мотивацию. Обращала внимание на воспитательные моменты - воспитывала у детей чувство сопереживания, желание прийти на помощь, дружеские взаимоотношения, умения работать в команде.

Для поддержания интереса к обучению применила новые информационно-коммуникативные технологии, создала презентацию с видео-обращением лесных персонажей, подобрала интересное музыкальное сопровождение сказки.

Лисичка из сказки «Зайкина избушка» попросила детей помочь построить ей новый дом.

В сказке «Спор геометрических фигур», дети в игровой форме добывали знания о форме дома, крыши, преобразовывая квадрат в треугольник.

Сказка «Петушок и краски» напомнила детям о цветовой палитре красок. В сказке «Вини-Пух и все, все, все» дети помогли медвежонку найти дом Кролика, вернули на место номера домов (цифры) после урагана.

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей, музыкально-дидактической игры «Математика наш друг», способствовало охране и укреплению физического и психического здоровья детей, поддержанию эмоционального настроя.

Перемещаясь от сказки к сказке, на протяжении всего развлечения дети получали подсказки для составления таблицы-плана, которая и помогла в итоге построить дом для лисы.

Считаю, что математическое развлечение не только полезный, но и эффективный способ для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, математические сказки являются уникальным средством для развития умственных способностей дошкольников. А значит: математика и сказки – друзья!

Любовь Жилева,

воспитатель МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка».