Сказка - замечательное средство в обучении детей дошкольного возраста. Сказки математического содержания похожи на приключения, в которых герои - цифры, знаки, геометрические фигуры и известные детям персонажи сказок, совершают правильные поступки, решают сложные задания в игровой форме.
«Без игры
нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.
В сюжетах сказок существуют
понятия о времени, количестве, величинах, формах. Математическая сказка играет
важную роль в обучении. Сказочные игровые занятия способствуют
развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей
дошкольника.
В работе
с детьми старшего дошкольного возраста возможно использование большого
количества дидактических игр и упражнений различной степени сложности в
зависимости от индивидуальных способностей детей. Уже в дошкольном возрасте у
детей начинают формироваться элементы логического мышления, умение рассуждать,
делать умозаключения. Огромную роль в развитии интеллекта дошкольника играет
математика.
В конце
ноября в МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка» с детьми старшей группы «Сказка» было
проведено развлечение «Друзья - математика и сказки». Его цель - формирование
элементарных математических представлений детей шестого года жизни посредством
сказок.
Незаметно
для себя в ходе занятия дошкольники считали, складывали, вычитали, решали
разного рода логические задачи. Лесные помощники – «эколята», направляли и
побуждали детей к математической деятельности, преодолению различного вида
трудностей. В ходе математического развлечения дети продолжали упражняться в
прямом и обратном счёте, в преобразовании прямоугольника в квадрат, а из
квадрата в треугольник путём складывания, разрезания, упражнялись в умении
решать примеры на сложение и вычитание. В путешествии детям понадобились знания
о днях недели, частях суток, о геометрических фигурах и умении находить их в окружающих нас предметах.
На
протяжении развлечения старалась развивать интерес детей, воображение,
зрительную память, логическое мышление, речь, глазомер, любознательность и
познавательную мотивацию. Обращала внимание на воспитательные моменты - воспитывала у детей чувство сопереживания, желание прийти
на помощь, дружеские взаимоотношения, умения работать в команде.
Для поддержания интереса к обучению применила
новые информационно-коммуникативные технологии, создала презентацию с видео-обращением
лесных персонажей, подобрала интересное музыкальное сопровождение сказки.
Лисичка из сказки
«Зайкина избушка» попросила детей помочь построить ей новый дом.
В сказке «Спор
геометрических фигур», дети в игровой форме добывали знания о форме дома, крыши,
преобразовывая квадрат в треугольник.
Сказка
«Петушок и краски» напомнила детям о цветовой палитре красок. В сказке «Вини-Пух и все, все, все» дети
помогли медвежонку найти дом Кролика, вернули на место номера домов (цифры) после
урагана.
Использование
здоровьесберегающих технологий в обучении детей, музыкально-дидактической игры
«Математика наш друг», способствовало охране и укреплению физического и
психического здоровья детей, поддержанию эмоционального настроя.
Перемещаясь
от сказки к сказке, на протяжении всего развлечения дети получали подсказки для
составления таблицы-плана, которая и помогла в итоге построить дом для лисы.
Считаю,
что математическое развлечение не только полезный, но и эффективный способ для
формирования элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста.
Таким
образом, математические сказки являются уникальным средством для развития
умственных способностей дошкольников. А значит: математика и сказки – друзья!
Любовь Жилева,
воспитатель МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка».