Более
семидесяти кировчан приняли участие в мастер-классах, которые провели учителя
московской Цифровой школы. Мероприятие прошло на базе школы №1, где гости
поделились опытом с коллегами и провели лекции для ребят с седьмого по
одиннадцатый класс.
ГБОУ «Цифровая школа» открылась в 2019 году. Обучение там ориентировано на IT-технологии,
а все предметы связаны с проектной деятельностью в сфере IT.
В школе бесплатно обучаются ребята с 7 по 11 класс. Кроме основных уроков, учащиеся
могут выбрать курсы дополнительного образования физкультурно-спортивного,
технического и естественнонаучного профиля, которые действуют на территории
школы.
Образовательное
учреждение уже зарекомендовало себя как перспективная стартовая платформа для
детей. Второй год подряд школа входит в топ рейтинга «Большая перемена»,
выигрывает гранты. Ученики – призёры «Ворлдскиллс» и всероссийских олимпиад.
Сейчас там обучаются 165 детей, им преподают 33 педагога - методисты городского
методического центра, одни из лучших учителей Москвы.
В
2020 году команда преподавателей Цифровой школы стала победителем конкурса
«Учитель будущего» платформы «Россия – страна возможностей». Сейчас этот
конкурс носит название «Флагманы образования». В 2022 году в нём приняла
участие и команда кировских педагогов «Феникс-40». На одну из лекций в рамках
конкурса кировчан пригласили в Цифровую школу, где коллеги договорились о
дальнейшем сотрудничестве.
Визит московских специалистов в Киров – первый этап такого педагогического взаимодействия.
-
А ещё это наше хобби – приезжаем в другие школы, обмениваемся опытом, делаем
проекты, совместно участвуем в конкурсах, делимся знаниями и получаем обратную
связь от коллег и детей, - говорит директор школы, учитель информатики,
схемотехники, старший методист городского методического центра г.Москвы Пётр
Юрьевич Зуев.
Он
провёл для коллег лекцию «Цифровая образовательная среда», предложив им ознакомиться
с концепцией работы школы. Все предметы в образовательном учреждении
ориентированы на it-технологии.
Ребята придумывают какое-то устройство. На программировании они пишут
компьютерные программы для этого устройства, на черчении делают его чертёж, на
биологии собирают информацию для программы, на творческих занятиях готовят
презентацию своего гаджета, записывают о нём подкаст. Все эти занятия в идеале
могут быть объединены одной темой, например, глобальной - темой климата, или
локальной – музейного комплекса. Так от предмета к предмету ребёнок изучает
явление со всех сторон, исследуя его в комплексе дисциплин.
Кстати ещё один принцип школы - обучать везде, где можно обучаться. Каждый
месяц несколько классов школы выезжают на новую локацию. Например,
музей-усадьбу Царицыно. Уроки для ребят проходят в музейном комплексе.
На занятиях ребёнку нужно решать нетипичные задачи, гуглить, фантазировать.
Например, учитель просит класс решить фундаментальную проблему чайного пакетика
– как сделать так, чтобы вода не стекала по нити, чтобы ярлычок не убегал в
чашку и т.д. Дети работают в группах, создают проект, придумывают решение и
презентуют его на уроке. Работая вместе, генерируя идеи, ученики создают то,
чего раньше не существовало, или разрабатывают вариант уже существующего
предмета, но всё же со своими «фишками».
На мастер-классе для педагогов Пётр Зуев предложил коллегам почти «чёрный ящик»
– чёрный пакет. Учителя должны были отгадать, что в нём, пропальпировав
пластик. Варианты были разные, но в итоге оказалось, что в пакете лежал отрезок
выделанной кожи. Как эту вещь можно объединить с цифрой? Оказалось, что такой проект
смог подготовить ученик седьмого класса Цифровой школы. Он разработал RFI-датчик,
вшитый в кожаный брелок, на который можно записать визитку школы или информацию
для бесконтактной оплаты.
-
Таким образом мы готовим детей к современному миру цифровых профессий, к вузу,
начиная с седьмого класса. Наш приоритет в обучении – научные знания, которые
доминируют надо всем остальным, - подчеркнул Пётр Зуев.
Затем директор Цифровой школы выступил перед учащимися. Темой лекции стали машинное
обучение и нейросети.
- Машинное обучение сейчас может обрабатывать звук, изображение и текст. Есть
какие-то вводные параметры, человек слышит, видит и анализирует их, компьютер
умеет делать то же самое, - сказал Пётр Юрьевич.
Педагог предложил ребятам поработать с нейросетью, которая распознаёт
графический
вид информации. Учащиеся рисовали в графическом редакторе, а нейросеть пыталась
угадать, что хочет изобразить пользователь. Например, нейросеть никак не могла
определить, что же на рисунке. Она выдавала разные варианты - Эйфелева башня,
банан, тромбон, шестеренка, обувь. А на рисунке был человек.
- Нейросеть, конечно, пока не может точно анализировать всё, но в наших с вами
силах сделать её лучше, - отметил Зуев.
Затем учитель показал ребятам, как нейросеть распознаёт фотографии. Он составил
несколько дата-сетов – наборов фотографий врачей, учителей и программистов, и
загрузил в программу. Нейросеть проанализировала фото и затем попыталась
угадать, кто из учеников больше похож на представителя этих важных в обществе профессий.
Чем больше дата-сет, тем лучше ориентируется нейросеть. Зуев рассказал детям,
что после завершения локдауна ученик Цифровой школы сделал проект нейросети,
которая распознавала, есть ли маска на лице человека, и определяла, соблюдает
ли он масочный режим. Дата-сет для этого проекта составил около 1000
фотографий.
Зуев показал школьникам, как задавать параметры для нейросети, как она
запоминает исходные данные и взаимодействует с пользователем. А также предложил
создать цифровые проекты, которые ребята смогут реализовать на базе своих школ.
Вместе с директором в Киров приехали и учителя Цифровой школы: математик и
методист Елена Алексеевна Голумеева, учитель ОБЖ, преподаватель робототехники и
3D -моделирования Кирилл Павлович Лещинский,
лауреат конкурса «Учитель года России», учитель года г. Москвы историк Денис
Александрович Хурманёнок. Денис Хурманёнок выступил перед коллегами с лекцией
об инструментах современного учителя, а для ребят провёл мастер-класс
«Гуманитарные проекты в условиях цифровой среды».
Мастер-класс для педагогов представил Кирилл Лещинский.
Он
предложил учителям смоделировать опасную ситуацию в школе и вместе попытаться
найти пути её решения. Для этого мастер-класса учитель раздал коллегам бинты. И
они потренировались в оказании первой медицинской помощи. Лещинский показал, как
накладывать давящую повязку, и уточнил, что обычно она незаменима при артериальном
и венозном кровотечениях.
-
Большая проблема в том, что люди не практикуются оказывать первую помощь. Как
результат – растерянность во время критических ситуаций, когда каждая минута на
счету. Всем рекомендую носить с собой бинт. Он может помочь при сильном кровотечении
и сердечно-лёгочной реанимации, - отметил спикер.
Учащимся Лещинский рассказал о применении 3D-печати в школьных
проектах.
Елена Голумеева выступила перед коллегами с лекцией о том, как мотивировать
детей на высокие результаты, а школьникам рассказала, как составить современное
портфолио. Елена Алексеевна также предложила ребятам подать заявки на фестиваль
«Таврида».
- Там вы постоянно будете находиться в среде таких же талантливых детей, а
кроме того перед вами выступят известные представители культуры и искусства, -
отметила педагог.
Также
Голумеева поделилась с ребятами ссылками на разные интересные конкурсы для
учащихся. А в завершение лекции предложила игру для тренировки памяти.
- Наш визит в Киров – это способ создать точку взаимодействия, которая будет
полезна и детям, и учителям. Надеемся, что наш опыт пригодится в образовательных
учреждениях Кировского района, - отметил Пётр Зуев.
Лекции и мастер-классы длились почти до четырёх часов дня. В заключение
мероприятия педагоги Цифровой школы оставили свои контакты учителям и ребятам,
чтобы продолжить сотрудничество в сфере высоких педагогических технологий.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.