Сегодня: Четверг 1 августа 2024 г.

Высокие педагогические технологии

№№148-150 16 декабря 2022 г.

Более семидесяти кировчан приняли участие в мастер-классах, которые провели учителя московской Цифровой школы. Мероприятие прошло на базе школы №1, где гости поделились опытом с коллегами и провели лекции для ребят с седьмого по одиннадцатый класс.
ГБОУ «Цифровая школа» открылась в 2019 году. Обучение там ориентировано на
IT-технологии, а все предметы связаны с проектной деятельностью в сфере IT. В школе бесплатно обучаются ребята с 7 по 11 класс. Кроме основных уроков, учащиеся могут выбрать курсы дополнительного образования физкультурно-спортивного, технического и естественнонаучного профиля, которые действуют на территории школы.

Образовательное учреждение уже зарекомендовало себя как перспективная стартовая платформа для детей. Второй год подряд школа входит в топ рейтинга «Большая перемена», выигрывает гранты. Ученики – призёры «Ворлдскиллс» и всероссийских олимпиад.
Сейчас там обучаются 165 детей, им преподают 33 педагога - методисты городского методического центра, одни из лучших учителей Москвы.

В 2020 году команда преподавателей Цифровой школы стала победителем конкурса «Учитель будущего» платформы «Россия – страна возможностей». Сейчас этот конкурс носит название «Флагманы образования». В 2022 году в нём приняла участие и команда кировских педагогов «Феникс-40». На одну из лекций в рамках конкурса кировчан пригласили в Цифровую школу, где коллеги договорились о дальнейшем сотрудничестве.
Визит московских специалистов в Киров – первый этап такого педагогического взаимодействия.

- А ещё это наше хобби – приезжаем в другие школы, обмениваемся опытом, делаем проекты, совместно участвуем в конкурсах, делимся знаниями и получаем обратную связь от коллег и детей, - говорит директор школы, учитель информатики, схемотехники, старший методист городского методического центра г.Москвы Пётр Юрьевич Зуев.

Он провёл для коллег лекцию «Цифровая образовательная среда», предложив им ознакомиться с концепцией работы школы. Все предметы в образовательном учреждении ориентированы на it-технологии.
Ребята придумывают какое-то устройство. На программировании они пишут компьютерные программы для этого устройства, на черчении делают его чертёж, на биологии собирают информацию для программы, на творческих занятиях готовят презентацию своего гаджета, записывают о нём подкаст. Все эти занятия в идеале могут быть объединены одной темой, например, глобальной - темой климата, или локальной – музейного комплекса. Так от предмета к предмету ребёнок изучает явление со всех сторон, исследуя его в комплексе дисциплин.
Кстати ещё один принцип школы - обучать везде, где можно обучаться. Каждый месяц несколько классов школы выезжают на новую локацию. Например, музей-усадьбу Царицыно. Уроки для ребят проходят в музейном комплексе.
На занятиях ребёнку нужно решать нетипичные задачи, гуглить, фантазировать. Например, учитель просит класс решить фундаментальную проблему чайного пакетика – как сделать так, чтобы вода не стекала по нити, чтобы ярлычок не убегал в чашку и т.д. Дети работают в группах, создают проект, придумывают решение и презентуют его на уроке. Работая вместе, генерируя идеи, ученики создают то, чего раньше не существовало, или разрабатывают вариант уже существующего предмета, но всё же со своими «фишками».
На мастер-классе для педагогов Пётр Зуев предложил коллегам почти «чёрный ящик» – чёрный пакет. Учителя должны были отгадать, что в нём, пропальпировав пластик. Варианты были разные, но в итоге оказалось, что в пакете лежал отрезок выделанной кожи. Как эту вещь можно объединить с цифрой? Оказалось, что такой проект смог подготовить ученик седьмого класса Цифровой школы. Он разработал
RFI-датчик, вшитый в кожаный брелок, на который можно записать визитку школы или информацию для бесконтактной оплаты.

- Таким образом мы готовим детей к современному миру цифровых профессий, к вузу, начиная с седьмого класса. Наш приоритет в обучении – научные знания, которые доминируют надо всем остальным, - подчеркнул Пётр Зуев.
Затем директор Цифровой школы выступил перед учащимися. Темой лекции стали машинное обучение и нейросети.
- Машинное обучение сейчас может обрабатывать звук, изображение и текст. Есть какие-то вводные параметры, человек слышит, видит и анализирует их, компьютер умеет делать то же самое, - сказал Пётр Юрьевич.
Педагог предложил ребятам поработать с нейросетью, которая распознаёт

графический вид информации. Учащиеся рисовали в графическом редакторе, а нейросеть пыталась угадать, что хочет изобразить пользователь. Например, нейросеть никак не могла определить, что же на рисунке. Она выдавала разные варианты - Эйфелева башня, банан, тромбон, шестеренка, обувь. А на рисунке был человек.
- Нейросеть, конечно, пока не может точно анализировать всё, но в наших с вами силах сделать её лучше, - отметил Зуев.
Затем учитель показал ребятам, как нейросеть распознаёт фотографии. Он составил несколько дата-сетов – наборов фотографий врачей, учителей и программистов, и загрузил в программу. Нейросеть проанализировала фото и затем попыталась угадать, кто из учеников больше похож на представителя этих важных в обществе профессий.
Чем больше дата-сет, тем лучше ориентируется нейросеть. Зуев рассказал детям, что после завершения локдауна ученик Цифровой школы сделал проект нейросети, которая распознавала, есть ли маска на лице человека, и определяла, соблюдает ли он масочный режим. Дата-сет для этого проекта составил около 1000 фотографий.
Зуев показал школьникам, как задавать параметры для нейросети, как она запоминает исходные данные и взаимодействует с пользователем. А также предложил создать цифровые проекты, которые ребята смогут реализовать на базе своих школ.
Вместе с директором в Киров приехали и учителя Цифровой школы: математик и методист Елена Алексеевна Голумеева, учитель ОБЖ, преподаватель робототехники и 3
D -моделирования Кирилл Павлович Лещинский, лауреат конкурса «Учитель года России», учитель года г. Москвы историк Денис Александрович Хурманёнок. Денис Хурманёнок выступил перед коллегами с лекцией об инструментах современного учителя, а для ребят провёл мастер-класс «Гуманитарные проекты в условиях цифровой среды».
Мастер-класс для педагогов представил Кирилл Лещинский.

Он предложил учителям смоделировать опасную ситуацию в школе и вместе попытаться найти пути её решения. Для этого мастер-класса учитель раздал коллегам бинты. И они потренировались в оказании первой медицинской помощи. Лещинский показал, как накладывать давящую повязку, и уточнил, что обычно она незаменима при артериальном и венозном кровотечениях.

- Большая проблема в том, что люди не практикуются оказывать первую помощь. Как результат – растерянность во время критических ситуаций, когда каждая минута на счету. Всем рекомендую носить с собой бинт. Он может помочь при сильном кровотечении и сердечно-лёгочной реанимации, - отметил спикер.
Учащимся Лещинский рассказал о применении 3
D-печати в школьных проектах.
Елена Голумеева выступила перед коллегами с лекцией о том, как мотивировать детей на высокие результаты, а школьникам рассказала, как составить современное портфолио. Елена Алексеевна также предложила ребятам подать заявки на фестиваль «Таврида».
- Там вы постоянно будете находиться в среде таких же талантливых детей, а кроме того перед вами выступят известные представители культуры и искусства, - отметила педагог.

Также Голумеева поделилась с ребятами ссылками на разные интересные конкурсы для учащихся. А в завершение лекции предложила игру для тренировки памяти.
- Наш визит в Киров – это способ создать точку взаимодействия, которая будет полезна и детям, и учителям. Надеемся, что наш опыт пригодится в образовательных учреждениях Кировского района, - отметил Пётр Зуев.
Лекции и мастер-классы длились почти до четырёх часов дня. В заключение мероприятия педагоги Цифровой школы оставили свои контакты учителям и ребятам, чтобы продолжить сотрудничество в сфере высоких педагогических технологий.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.