В декабре на базе Молодёжного культурного
центра состоялось открытие передвижного культурно-просветительского проекта
«Русские писатели: путь к Богу». Его организаторами выступают Калужская
митрополия, издательский совет Русской Православной Церкви, министерство
образования и науки и министерство культуры Калужской области.
Гости духовного мероприятия смогли
познакомиться с двумя факсимильными изданиями, выпущенными Фондом «Возрождение
Тобольска»: личным экземпляром Евангелия Фёдора Михайловича Достоевского и
рукописью Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин».
Ценная возможность
Проект «Русские
писатели: путь к Богу» - уникальный. Знакомство с ним – очень ценная
возможность, которой и воспользовались наши школьники, педагоги, библиотекари и
другие неравнодушные к русской литературе кировчане.
Проект присутствующим
в зале МКЦ представил специалист по взаимодействию с епархиями секретариата
развития издательской деятельности и книгораспространения Издательского совета
священник Захарий Савельев.
Он
зачитал приветственное слово председателя издательского совета митрополита
Калужского и Боровского Климента.
- Дорогие
друзья! «Русские писатели: путь к Богу» - это необычный проект. Реализуя его,
мы ставим задачу рассказать о классиках нашей литературы не только как о
писателях, но и как людях. Личность человека и писательский дар неразделимы и
индивидуальны. Как нет двух одинаковых людей, так и нет двух одинаковых
авторов. Каждый человек имеет свой, данный Богом, неповторимый талант. Обычно,
когда мы знакомимся с произведениями писателей, то о самих авторах мы мало что
знаем, а те знания, которые имеем, нередко поверхностны и касаются внешних
сторон их жизни. И порой они неполные и даже искажённые. Читая книгу, мы
увлекаемся сюжетом, оборотами речи, глубиной мысли, но пропускаем вопросы,
касающиеся жизни автора, его внутреннего мира и условий создания произведения.
А без этого мы не можем постигнуть полноту идеи, заложенной в произведении. Этому
и посвящён наш проект, — произнёс священник Захарий Савельев.
Два издания
Он также рассказал,
что в проекте представлены два исследования. Это факсимильное издание
Евангелия, с которым Фёдор Михайлович Достоевский был в ссылке и затем не
расставался до конца своей жизни, а также факсимильное воспроизведение рукописи
«Остров Сахалин» Антона Павловича Чехова. Оба издания выпущены Фондом
«Возрождение Тобольска» и появились благодаря новым технологиям. Эти два
замечательных памятника стали доступными для широкого круга читателей
литературы. И Евангелие, принадлежащее Фёдору Михайловичу, и рукопись Антона
Павловича существовали в единственном экземпляре и хранились в закрытых фондах
с ограничением их выдачи для пользования. После их факсимильного издания они
появились в крупнейших библиотеках и стали центром проекта.
Теперь
широкая читательская аудитория может видеть, о чём размышлял Достоевский, какие
строки Евангелия в тяжелейшие для него годы спасали его от отчаяния, помогали
жить, укрепляли веру. Листая эту книгу, мы узнаём, как работал великий писатель
с текстом книги. Тоже самое можно отнести и к рукописи «Остров Сахалин» Чехова.
Через страницы издания мы видим довольно молодого, по современным меркам,
человека, но уже вполне зрелого писателя. Если же соотнести и сравнить это с
тем, как работал Чехов в свои молодые годы, можно многое понять о нём, как о
писателе и человеке.
Мы знаем
Чехова как гениального прозаика-драматурга, но как врач и человек Чехов
заслуживает нашего внимания ничуть не меньше. Доктор Чехов в дни эпидемии не
только трудился совершено безвозмездно на большом участке, но и хлопотал об
организации помещения для больных. На свои деньги покупал лекарства для
нуждающихся. Благодаря ему появилось несколько школ для детей из простых семей.
По просьбе крестьян в Мелихове, где он жил, построил колокольню. Нередко про
Чехова говорят, что он был человеком неверующим, но его поступки говорят об
обратном. Антон Павлович много сил и средств вкладывал в те дела, которые
считал важными. Значительное пополнение общедоступных библиотек, постройка
школ, оплата обучения детей из семей, которые сами не имели возможности платить,
помощь голодающим, приём больных… Все эти дела - непростые и затратные. И
делает их не миллионер и не наследник огромного состояния, а человек, добившийся
всего своим трудом, взявший на свои плечи содержание родителей, младших брата и
сестры. Человек, у которого в это время были долги. Также известно, что,
выбирая дом для проживания, писатель обращал внимание на наличие поблизости
храма. Он заботился о том, чтобы его родители могли легко добраться до церкви.
- Считаю
важным также, что в рамках проекта вы можете больше узнать не только о
писателе, но и обо всей большой семье Чеховых, внёсших немалый вклад в дело
просвещения и в нашу культуру, - завершил словами митрополита Климента своё
выступление священник и ещё раз поблагодарил Фонд «Возрождение Тобольска»,
благодаря которому у нас есть возможность своими глазами видеть две очень
важные для нашей словесности, культуры и истории книги.
Гости – о проекте
К гостям
мероприятия обратился архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.
- Сегодня
было сказано о том, что мы не знаем внутреннего состояния писателей. А это
очень важно, потому что от избытка сердца – говорят уста. Сказано в Священном
писании. И вот по тем произведениям, которые они оставили, мы можем судить, чем
и как они жили, к чему стремились. А они подчас говорили «эзоповым» языком, и не
всегда было понятно, что они хотят сказать. Я думаю, сегодня вам немного
помогут разобраться в этом языке, - отметил владыка. - У Чехова многие рассказы
говорят о том, чтобы мы готовились к вечности. За этими шутками, а порой и за
серьёзными размышлениями, скрыты очень глубокие мысли. То, как жил Чехов, помогал
людям, отвечал на письма, говорит, что это был человек верующий, глубокой души.
Его дела призывают нас к тому, чтобы мы были хорошими людьми, которые старались
делать больше добра, помогать другим, и это принесёт радость и счастье не
только окружающим, но и нам тоже. Что человек сеет, то человек и пожнёт.
К словам
владыки присоединился заместитель главы Кировской районной администрации по
социальным вопросам Герман Викторович Кропачев.
Своё
выступление он начал с вопроса к школьникам – читают ли они книги? Все ребята
ответили положительно!
- К
сожалению, без чтения литературы мы не наполняем себя смыслами, и здесь нужен
не краткий вариант, который иногда используется в школьной программе, а именно
полный текст. В отличие от фильма, где картинка уже представлена для нашего
восприятия, по тексту книги мы в своём сознании создаём визуальное
сопровождение, мы становимся соучастниками этой истории, которую нам предлагает
автор, - отметил Герман Викторович.
Заместитель
главы ещё раз подчеркнул уникальность проекта и поблагодарил всех причастных к
его созданию за удивительную возможность познакомиться с «мыслями» великих
писателей.
Вклад семьи Чеховых
Центральным
на встрече стало выступление сотрудницы аппарата Издательского совета Русской
Православной Церкви, кандидата филологических наук Валентины Алексеевны Курицыной.
Многие в
зале уже были знакомы с факсимильным изданием Евангелия Достоевского, так как в
прошлом году проект приезжал к нам в Киров и был презентован. А вот факсимильное
издание рукописи «Остров Сахалин» А.П. Чехова впервые было представлено на
калужской земле.
Валентина
Алексеевна прочитала просветительскую лекцию об издании, а также о семье А.П.
Чехова и вкладе членов этой семьи в культуру и просвещение.
С помощью
«генеалогического древа» семьи Чеховых, схема которого была размещена на сцене,
женщина доступно рассказала о родных писателя.
- У
калужской земли особые права на издание «Остров Сахалин». Чехов три месяца жил
в Богимове, где снимал часть имения для своей семьи, в этот период он как раз
работал над рукописью «Остров Сахалин». Так что всё не случайно, - отметила
кандидат филологических наук.
Вспоминая
Чехова, мы представляем интеллигента в кресле, в очках, какого-то потомственного
дворянина…Но нет, по происхождению Антон Павлович – потомок крепостных. Павел
Егорович (отец Чехова) был уже практически юношей, когда родители смогли заплатить
деньги за выкуп. Дед Антона Павловича сам выучился читать и писать, дал
гимназическое образование и всем своим детям. А Павел даже овладел нотной
грамотой и умел играть на скрипке.
Чехов
говорил о своих родителях: «Талант у нас со стороны отца, душа – со стороны
матери». Хотя в роду матери тоже были люди творческие: иконописцы, музыканты.
Родился
Чехов в Таганроге, имел южный говор. Когда юные Чеховы переезжали в Москву,
первое время ровесники смеялись над их манерой произносить слова.
С детства
Чехов хранил письма, которые ему присылали, благодаря им мы очень много знаем о
его большой семье.
У Антона
Павловича было 4 брата (Александр, Николай, Иван, Михаил) и 2 сестры (Мария и
Евгения). К сожалению, младшая сестра Евгения умерла в раннем возрасте.
Все дети
учились в гимназии, кроме того, домой к ним приходили учителя иностранного
языка и музыки.
Первыми в
Москву на учёбу уехали Александр и Николай. Александр поступил на
физико-математический факультет Московского университета, а Николай – в училище
живописи, он был одновременно талантливым музыкантом и художником.
Спустя некоторое
время к сыновьям приезжает Павел Егорович, не по своей воли бежит из Таганрога,
потому что здесь ему грозит долговая тюрьма. Вскоре за Павлом Егоровичем
переезжает и Евгения Яковлевна с младшими детьми - Марией и Михаилом. В
Таганроге остаются Антон и Иван. Антону было 16 лет, Ивану – 15. Мальчишки
остаются со всем хозяйством. Они содержат себя, от них же ждут деньги для
семьи.
Это время
– становление Антона Павловича таким, каким мы его знаем.
Антон
Павлович приезжает в Москву, когда там уже живут братья и родители, поступает
на медицинский факультет. Пока учится, подрабатывает в сатирическом журнале и
таким образом помогает родителям.
«Остров Сахалин»
Лектор
рассказала подробнее о каждом из детей Павла Егоровича и Евгении Яковлевны.
А затем
поведала историю работы писателя над рукописью «Остров Сахалин».
О поездке
Антона Павловича, уже настоящего писателя, на Сахалин, его серьёзной
научно-исторической подготовке. Ведь Сахалин в то время – каторжный остров.
Ехал
Чехов за свой счёт, 82 дня. Планы по диссертации и преподаванию не сбылись,
творческий результат был другой. Он писал в письме своему издателю: «Прожил я
на Северном Сахалине 3 месяца, стало быть вопрос теперь не в том, что я видел,
а как видел. Не знаю, что у меня выйдет, но сделано мною немало. Хватило бы на
три диссертации. Я вставал каждый день в 5 часов утра. Ложился поздно. Все дни
был в сильном напряжении от мысли, что мною много ещё не сделано, а теперь,
когда я уже покончил с каторгой, у меня такое чувство, как будто я видел всё,
но слона-то я и не приметил. Кстати сказать, я имел терпение сделать перепись
всего сахалинского населения, я объездил все поселения, заходил во все избы.
Говорил с каждым. Потреблял я при переписи карточную систему и мною уже
записано около 10000 человек каторжных и поселенцев. Другими словами, на
Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который бы не разговаривал со
мной. Особенно мне удалась перепись детей, на которую я возлагаю немалые
надежды. Присутствовал на наказании плетьми, после чего мне снились палачи.
Беседовал с прикованными к тачкам, а в итоге я расстроил себе нервы и дал себе
слово – больше на Сахалин не ездить».
Все ждут
результата. Но Чехов не сразу берётся за «Сахалин». Только следующим летом он
снимет дачу на калужской земле и именно здесь проходит значительная часть
работы над изданием.
После
этого Валентина Алексеевна ещё раз акцентировала внимание собравшихся на
благотворительной деятельности А.П. Чехова и его бескорыстной помощи людям.
В завершение мероприятия каждый желающий мог поближе
познакомиться с уникальными изданиями, а также получить номер журнала
«Православное книжное обозрение».
Ольга
МАЛЬЦЕВА.