Театр – это бескрайний космос. И не только потому, что здесь сияют мириады звёзд, покоряя нас своей красотой и талантом. Искусство даёт возможность каждому актёру улететь в параллельный мир и прожить на сцене десятки, сотни чужих жизней.
Кировский Народный драматический театр – не
исключение, он предоставляет зрителям возможность путешествовать во времени,
постигая прошлое, настоящее и заглядывая в будущее. В его репертуаре - пьесы,
ставшие классикой, и произведения, в которых мы видим, как в зеркале, болезни
современного общества.
Свой
126-й сезон театр начал с премьеры спектакля «Бабушкин сон» современного
драматурга Леона Агулянского. Его пьеса, написанная в 2015 году, идёт на сценах
как известных театров, так и любительских, и посвящена извечной теме
взаимоотношений «отцов и детей». Автор
придаёт действу комедийный характер, граничащий с фарсом. Но в целом всё
происходящее сконцентрировано в русской пословице – «Было бы смешно, если бы не
было так горько».
На сцене
– конец 90-х начало двухтысячных, однако многие из представителей старшего
поколения ещё помнят конфеты «подушечки» по рублю за килограмм, сметану, в
которой стояла ложка, и творог в серых бумажных пакетах на весах. Это часть
жизни главной героини спектакля. 82-летнюю Марту играет актриса Татьяна
Щербакова. Она предстаёт нам то мудрой, заботливой матерью, то властной
домоправительницей, то взбалмашной старушкой, которая умеет посмеяться над
собой и другими.
Самые
счастливые воспоминания связаны у неё с семьёй и детьми. Но они выросли и
разлетелись по свету. Георгий с женой Марией живут в Канаде, Александр с
Галиной – в Германии, Анна с Борисом в России, но Москва тоже на своём месте. И
вот уже минуло 12 лет, а дети очень редко вспоминают о существовании матери. Ей
и поговорить не с кем, кроме гувернантки Оксаны. В этой роли как всегда
эффектна и обаятельна Ольга Шавочкина. Оксана искренне сочувствует одиночеству
Марты – она знает, что это такое, поэтому соглашается помочь ей исполнить
задуманный план.
Марта решает собрать детей вместе, чтобы
поделиться своей житейской мудростью и дать шанс исправить ошибки, которые не
позволяют им быть счастливыми. Семья в сборе.
- Зачем
мы здесь? - спрашивают дети.
- А разве
вы не должны быть здесь? Вы же мои дети! - парирует Марта.
Изображая
выжившую из ума старуху, Марта сообщает, что надеялась поделить наследство, но
забыла, куда спрятала деньги. Начинаются поиски клада, который каждый хочет
найти первым, оставив ни с чем остальных. И в этой жесткой битве личных
интересов проглядывают иногда трогательные моменты.
Дочь Анна
находит книги, которые мама читала ей вслух перед сном и плачет от нахлынувших
чувств. Когда-то чуткая и ранимая, она прошла хорошие жизненные университеты и
готова лететь к своей цели со скоростью АН-2 (так братья называли её в школьные
годы). И все же главным критерием для неё всегда оставался уровень жизни.
Занимаясь предпринимательством, пишет братьям за границу, что имеет два дома,
две дачи, несколько машин. А на самом деле живёт как все, особенно когда мафия
отняла товар и похитила её саму. Муж вынужден был занять деньги на выкуп.
Отдать не смогли – его посадили в тюрьму.
Актриса
Елена Родина сумела передать противоречивую, уставшую от трудностей душу Анны.
Любовь ушла из семьи, но Анна готова воевать с соперницей за своё счастье. А
мама? Анна чаще других детей видит её, но бросить работу – это уж слишком!
Сын
Георгий в поисках клада нашёл школьный дневник с замечаниями. Читая его, все
искренне смеются и становятся ближе друг к другу. Они словно вернулись в
детство. Но никому даже не приходит в голову поговорить с матерью. Как будто
чувства тоже остались в прошлом. Хотя нет! Любовь не умирает, особенно первая.
Георгий по-прежнему любит жену брата Галу, она отвечает взаимностью. Они могли
бы быть счастливы! Хватит ли смелости разорвать уже отжившие семейные узы?
И зритель
невольно проникается симпатией к Георгию и Гале. Романтику их отношений чутко
передают актеры Алексей Подбельцев и Ольга Обухова.
Мужа Анны
– Бориса, играет актёр Владимир Матюшин. Боб – так его зовут в семье, с иронией
смотрит на всё происходящее. На протяжении двух действий спектакля его меткие
шутки и комментарии вызывают в зале смех. После уроков 90-х он научился радоваться
каждому прожитому дню. Это роднит его, фактически чужого человека, с Мартой. Они
вместе поднимают тост «за любовь». И любовь готова вновь осветить жизнь Бориса.
В гувернантке он узнаёт свою бывшую воспитанницу. Актёры Ольга Шавочкина и
Владимир Матюшин вдруг выходят на первый план. Интрига сохраняется до конца
спектакля.
Тем
временем Марта демонстрирует активный образ жизни - то у неё фитнес, то
бассейн, то скандинавская ходьба, а потом, чтобы дети прибыли не зря,
претворяется мёртвой.
- Этот маскарад – напомнить вам, дети, что
жизнь конечна. «Завтра» может не быть. Жить надо сейчас. Правильно жить, а не
годы копить, - говорит Марта.
Она
вспоминает своего первого мужа, которого искренне любила, но так и не успела
сказать ему об этом. Не договорила и со вторым мужем, который ушёл из жизни,
оставив богатое наследство. Может быть, дети сейчас найдут для матери тёплые
слова?..
Главную идею
пьесы приоткрывает диалог между Мартой и Борисом.
- Спешим куда-то, бежим от чего-то, чувствовать
стыдимся. Не успел оглянуться – жизнь прошла, - говорит Боб.
А Марта,
сетуя, что не помнит, куда спрятала деньги, интересуется, зачем они детям.
Спешить и бежать они всё равно не перестанут. Любовь, здоровье и молодость - не
купят. Разве что лекарства. Детям отдадут? От детей "спасибо" не
услышишь. Спросят, где остальные, поровну или не поровну. Через неделю потратят
и забудут.
- Ты
действительно думаешь, что все мы ищем здесь деньги? – спрашивает Марта у
Бориса, намекая, что существуют совсем иные, человеческие ценности.
Постепенно
открываются семейные тайны. Сыновья уехали за границу в поисках счастья, но оно
оказалось призрачным. Никто не сумел добиться успеха, разбогатеть. И эту
досаду, неудовлетворённость сумели выразить актёры Андрей Седин и Алексей
Подбельцев.
В
семейной жизни у детей всё держится на волоске. Так, с отсутствием денег
рушатся последние надежды на благополучие у жены Георгия – Марии (Юлия Подбельцева).
Но ведь можно начать всё сначала!
Своеобразным
манифестом пьесы становится уничтожение Мартой денег. Сын находит остатки
купюр, пропущенные через измельчитель, в урне. Анна плачет. А невозмутимая
Марта вновь пытается достучаться до своих взрослых детей:
- Никто
не болен. Никто не умер. Никто не голоден. Никто не страдает от болей. Вы
искали бумагу – вот она, - говорит она и рассказывает свой сон, где звучит
звонкий детский смех, где мама хлопочет на кухне, а дети делают уроки, играют.
Они рядом и счастливы. Или это был не сон?
Марта
интуитивно чувствует притворство, пытаясь донести, что нельзя строить отношения
на обмане, говорит о том, что каждый может сделать свой выбор. А деньги она и
не теряла, пытаясь выяснить, кто есть кто. В конце спектакля Марта выносит три
чемоданчика. Так деньги или счастье? Семейные пары, прихватив чемоданы, вновь
разлетаются по миру, выбирая иллюзорный мир.
Пьеса,
сотканная из множества комедийных моментов, в то же время пробуждает чувство
совести и заставляет подумать о родителях, которым надо хотя бы позвонить, а
лучше навестить, справиться о здоровье.
- Если
нам удалось донести эту мысль, значит, мы достигли цели, - убеждена режиссёр
Татьяна Макарова. – Этот спектакль мы представим на областном
конкурсе-фестивале самодеятельных театров «Приокские сюжеты».
На
премьере спектакля побывал кировчанин, актёр Калужского драматического театра
Захар Машненков.
- В
Калужской области всего несколько самодеятельных театров. Сильные труппы с
глубокими корнями и традициями в Сухиничах, Хвастовичах и в Кирове. Мне всегда
нравился Кировский драматический театр. И прежде всего потому, что он имеет
своё лицо, он узнаваем. Мы общаемся с режиссёром Татьяной Макаровой, кстати,
она моя одноклассница. В коллективе 10 человек, это немного на такой большой
город. Всегда восхищался нашими самодеятельными артистами, которые встречаются
после основной работы и репетируют по два-три раза в неделю, своими руками
создают декорации и костюмы. Татьяне приходится сложно – она «играющий тренер»,
и не раз сама появлялась на сцене. Я знаю практически весь репертуар театра. У
нас есть совместная работа, которая с успехом прошла на кировской сцене. И вот
сегодня с удовольствием побывал на премьере. Спектакль - это живое общение со
зрителем. И хотя характер у пьесы комедийный, но материал тяжелый. Всегда
сложно переносить работы иностранных авторов и адаптировать их для российского
зрителя. Мне кажется, что у режиссера и актеров это получилось. Они поднимают
важную социальную проблему. Желаю кировскому театру успеха!
Зрительный
зал Молодёжного культурного центра был заполнен зрителями, которые не скупились
на цветы и аплодисменты для любимых актёров. Побывал на премьере депутат
Законодательного Собрания Калужской области Андрей Литвинов.
- Всегда
приятно, что есть люди, которые нас постоянно поддерживают, один из них –
Андрей Альбертович, - отметила режиссёр. – Огромное спасибо зрителям. Для нас очень
важно, как принимает нас зал, и мы чувствуем отклик, позитивную энергетику.
Приглашаем кировчан, влюблённых в театр, в состав нашего коллектива.
Евгения СИМОНОВА.