2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Понятие наставничества чаще всего используется в отношениях ребёнок – взрослый. И почему это именно так, становится понятно, если проанализировать особенности развития ребёнка и понятие «наставник».
В словаре Ожегова «наставник» - это учитель,
воспитатель, руководитель. Наставничество - процесс передачи опыта и знаний от
старших к младшим членам общества. Наставник нужен для того, чтобы направить в
нужную сторону.
На этапе взросления любому ребёнку (и особенно подростку!)
нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и значимые вопросы,
принять таким, какой он есть, наставить на правильный путь. И, заметьте, этот
значимый взрослый – не всегда (да и чаще всего!) не родитель, а совершенно иной
человек. Как ни странно, его совершенно необходимо иметь ребёнку!
Кто-то наверняка засомневается…. Зачем его искать, ведь с этими задачами
справляются и родители. Они любят и принимают своего ребёнка любым с самого
рождения. Подсказывают пути решения в различных ситуациях, делятся своим
жизненным опытом. Родитель - это тот, кто родил и помог выжить. Задача мамы,
папы состоит в сохранении семейного мира любящим и мягким, чтобы ребёнок знал,
что у него всегда есть место, где его безумно любят. Но в какой-то момент любви
становится мало, возникает острая потребность в росте и развитии. В основном,
большинство детей более осознанно начинают заниматься планированием и
организацией своей жизни в подростковом возрасте. Именно в этот период и
необходимо появление в его жизни наставника, в роли которого может быть
учитель, воспитатель, тренер и т.д. Просто
приходит время, когда ребёнок перестаёт воспринимать родителей как безусловных
авторитетов. И это нормально! Ведь дети проводят с родителями всю свою жизнь! В
период же взросления совершенно необходимо отделиться от них, приобрести своё
собственное устойчивое «я». В этот момент главная задача родителей - понять
это, принять и помочь ребёнку выбрать наставника.
Наставничество ещё используется и в иных взаимоотношениях.
Оно является весьма востребованным методом передачи знаний, умений, навыков.
Много сейчас говорят и о семейном наставничестве. Что оно собой представляет? Любая семья сталкивается с трудностями, возникают
внутрисемейные конфликты, недопонимание. И не всегда у семьи есть необходимые ресурсы,
чтобы справиться с этой ситуацией самостоятельно.
Особенно важно семейное наставничество семьям,
находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении, то
есть семьям в зоне повышенного риска развития семейного неблагополучия. И вот
тогда на помощь может прийти наставник. В данном случае наставник – это
должностное лицо или волонтёр, оказывающий необходимую поддержку нуждающейся
семье, наставляющий её на более эффективный путь развития. Родители в таких
семьях, безусловно, нуждаются в повышении педагогического опыта для
эффективного воспитания своих детей, в решении юридических или каких-либо иных
проблем. В сложных периодах в таких семьях большое значение имеет
чувство уверенности и надёжности, которое может дать именно наставник. Им может
быть педагог, специалист по социальной работе, психолог… Да кто угодно, лишь бы
он грамотно помог пройти какой-то непростой этап!
Особенностью
семейного наставничества является комплексное воздействие. Если семья
благополучная, но в ней есть несовершеннолетний правонарушитель, думаете, наставник
работает только с подростком? Нет,
конечно. Семья- это единый организм, наставник закрепляется не за
несовершеннолетним, а за семьёй, в ходе развития которой произошёл сбой. И
наставник также может привлекать помощь со стороны. Он же не всемогущий! Но он
точно знает, чем можно помочь в той или иной ситуации.
История семейного наставничества накопила положительный опыт
в решении ряда семейных проблем. В.А. Сухомлинский говорил: «Передача опыта – это передача идеи.
Заимствование опыта – это индивидуальное творчество на основе идеи».
Только личный пример и знания наставника являются лучшим методом достижения эффективного
результата. Работа наставника приносит эмоциональное и духовное оздоровление, личностный
рост членов семьи, гармонизацию отношений.
В
рамках реализации комплекса мер Калужской области на 2022-2023 год по развитию социальной
поддержки семей с низким уровнем дохода в ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды» активно
внедряется наставничество при работе с семьями, попавшими в трудную жизненную
ситуацию. За семьёй закрепляется наставник, причем, он выбирается из тех
специалистов, которые пришлись больше всего «по душе» конкретной семье. И
иногда только этот специалист может найти нужные струны, чтобы такой тонкий
инструмент как семья, приобрел новое, более гармоничное звучание!
Конечно,
наставничество – процесс долгий и трудоёмкий. Наставник помогает семье поверить
в себя и увеличить уверенность в собственных силах и возможностях. Помогает сформировать
собственный «маршрут» семьи для достижения поставленных целей в воспитании
детей. Помогает, при необходимости, трудоустроиться, получить специальность,
помочь в карьерном росте.
Наставнику,
безусловно, необходимо обладать не только нужными знаниями, но и важными
качествами: стрессоустойчивостью, уверенностью, добротой, целеустремленностью,
альтруизмом, умением помогать, но не делать за другого, терпением, активностью
и т.д. Наставник должен знать особенности семьи, ее трудности и возможности.
Наставник
- это не только человек, к которому можешь подойти с трудным вопросом,
наставник - это про жизнь, про развитие и поддержку.
Татьяна Новикова, заведующая
отделением профилактики детского неблагополучия
ГБУ
«Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».