Сегодня: Среда 31 июля 2024 г.

Семейное наставничество - подержим и поможем!

№№16-18 10 февраля 2023 г.

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Понятие наставничества чаще всего используется в отношениях ребёнок – взрослый. И почему это именно так, становится понятно, если проанализировать особенности развития ребёнка и понятие «наставник».

В словаре Ожегова «наставник» - это учитель, воспитатель, руководитель. Наставничество - процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества. Наставник нужен для того, чтобы направить в нужную сторону.

На этапе взросления любому ребёнку (и особенно подростку!) нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и значимые вопросы, принять таким, какой он есть, наставить на правильный путь. И, заметьте, этот значимый взрослый – не всегда (да и чаще всего!) не родитель, а совершенно иной человек. Как ни странно, его совершенно необходимо иметь ребёнку!

Кто-то наверняка засомневается…. Зачем его искать, ведь с этими задачами справляются и родители. Они любят и принимают своего ребёнка любым с самого рождения. Подсказывают пути решения в различных ситуациях, делятся своим жизненным опытом. Родитель - это тот, кто родил и помог выжить. Задача мамы, папы состоит в сохранении семейного мира любящим и мягким, чтобы ребёнок знал, что у него всегда есть место, где его безумно любят. Но в какой-то момент любви становится мало, возникает острая потребность в росте и развитии. В основном, большинство детей более осознанно начинают заниматься планированием и организацией своей жизни в подростковом возрасте. Именно в этот период и необходимо появление в его жизни наставника, в роли которого может быть учитель, воспитатель, тренер и т.д. Просто приходит время, когда ребёнок перестаёт воспринимать родителей как безусловных авторитетов. И это нормально! Ведь дети проводят с родителями всю свою жизнь! В период же взросления совершенно необходимо отделиться от них, приобрести своё собственное устойчивое «я». В этот момент главная задача родителей - понять это, принять и помочь ребёнку выбрать наставника.

Наставничество ещё используется и в иных взаимоотношениях. Оно является весьма востребованным методом передачи знаний, умений, навыков.

Много сейчас говорят и о семейном наставничестве. Что оно собой представляет? Любая семья сталкивается с трудностями, возникают внутрисемейные конфликты, недопонимание. И не всегда у семьи есть необходимые ресурсы, чтобы справиться с этой ситуацией самостоятельно.

Особенно важно семейное наставничество семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении, то есть семьям в зоне повышенного риска развития семейного неблагополучия. И вот тогда на помощь может прийти наставник. В данном случае наставник – это должностное лицо или волонтёр, оказывающий необходимую поддержку нуждающейся семье, наставляющий её на более эффективный путь развития. Родители в таких семьях, безусловно, нуждаются в повышении педагогического опыта для эффективного воспитания своих детей, в решении юридических или каких-либо иных проблем. В сложных периодах в таких семьях большое значение имеет чувство уверенности и надёжности, которое может дать именно наставник. Им может быть педагог, специалист по социальной работе, психолог… Да кто угодно, лишь бы он грамотно помог пройти какой-то непростой этап!

Особенностью семейного наставничества является комплексное воздействие. Если семья благополучная, но в ней есть несовершеннолетний правонарушитель, думаете, наставник работает только с подростком? Нет, конечно. Семья- это единый организм, наставник закрепляется не за несовершеннолетним, а за семьёй, в ходе развития которой произошёл сбой. И наставник также может привлекать помощь со стороны. Он же не всемогущий! Но он точно знает, чем можно помочь в той или иной ситуации.

История семейного наставничества накопила положительный опыт в решении ряда семейных проблем. В.А. Сухомлинский говорил: «Передача опыта – это передача идеи. Заимствование опыта – это индивидуальное творчество на основе идеи». Только личный пример и знания наставника являются лучшим методом достижения эффективного результата. Работа наставника приносит эмоциональное и духовное оздоровление, личностный рост членов семьи, гармонизацию отношений.

В рамках реализации комплекса мер Калужской области на 2022-2023 год по развитию социальной поддержки семей с низким уровнем дохода в ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды» активно внедряется наставничество при работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. За семьёй закрепляется наставник, причем, он выбирается из тех специалистов, которые пришлись больше всего «по душе» конкретной семье. И иногда только этот специалист может найти нужные струны, чтобы такой тонкий инструмент как семья, приобрел новое, более гармоничное звучание!

Конечно, наставничество – процесс долгий и трудоёмкий. Наставник помогает семье поверить в себя и увеличить уверенность в собственных силах и возможностях. Помогает сформировать собственный «маршрут» семьи для достижения поставленных целей в воспитании детей. Помогает, при необходимости, трудоустроиться, получить специальность, помочь в карьерном росте.

Наставнику, безусловно, необходимо обладать не только нужными знаниями, но и важными качествами: стрессоустойчивостью, уверенностью, добротой, целеустремленностью, альтруизмом, умением помогать, но не делать за другого, терпением, активностью и т.д. Наставник должен знать особенности семьи, ее трудности и возможности.

Наставник - это не только человек, к которому можешь подойти с трудным вопросом, наставник - это про жизнь, про развитие и поддержку.

Татьяна Новикова, заведующая отделением профилактики детского неблагополучия

ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».