Сегодня: Среда 31 июля 2024 г.

Работать в команде

№№16-18 10 февраля 2023 г.

Именно этот навык потребовался педагогам и воспитателям на первом очном этапе традиционного муниципального конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание».
Из года в год педагогический «турнир», который организуется отделом образования при поддержке Кировской районной администрации, становится событием в преподавательском сообществе города, выявляет сильные, творческие и высокопрофессиональные кадры. Помогает учителям и воспитателям раскрыть свой потенциал, научиться новому и поделиться накопленным опытом.
Конкурс стартовал 17 января. На заочный этап участники представляли свой интернет-ресурс, методические материалы, эссе о миссии педагога.
На первом испытании очного этапа учителей поприветствовала начальник информационно-методического отдела образования Людмила Ивановна Гаврикова.
Она отметила, что в этом году в конкурсе участвуют 12 человек, двое из них - учителя английского языка, шесть учителей начальных классов и четыре воспитателя.
- Первое конкурсное испытание, которое предстоит пройти участникам, – это «кейс». По жеребьёвке будут сформированы группы, каждая получит задание - проблемную психолого-педагогическую ситуацию. На работу команде даётся 15 минут. За это время вы должны подготовить проект решения. На презентацию «кейса» у каждой команды будет пять минут, - проинформировала Людмила Ивановна.
Она же представила участникам компетентное жюри, состоящее из педагогов, воспитателей и психологов. В этом году в составе жюри будут работать заместитель директора по у/ч Кировского индустриально-педагогического колледжа им. А.П.Чурилина Ольга Николаевна Сычёва, директор Фоминичской школы Нина Викторовна Курчина, председатель районной профсоюзной организации работников образования Елена Владимировна Якушкина, и.о. директора МКУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи» Ирина Владимировна Ковалюк, главный специалист отдела образования Марина Викторовна Щербакова, старший воспитатель д/с №6 «Ягодка» Татьяна Николаевна Даринская.
С помощью жеребьёвки педагогов и воспитателей распределили по командам. В состав первой вошли Сергей Геннадьевич Чепчугов, учитель начальных классов, школа №1; Ольга Анатольевна Шабанова, учитель начальных классов, школа №6; Светлана Геннадьевна Борисова, воспитатель д/с «Ромашка»; Марина Владимировна Инякина, учитель начальных классов, Шайковская школа №2. Вторую команду образовали Татьяна Анатольевна Лукьянова, учитель начальных классов, школа №7; Юлия Викторовна Конкина, воспитатель д/с №11 «Берёзка»; Анастасия Сергеевна Моисеева воспитатель д/с «Сказка»; Ирина Михайловна Коцун, учитель начальных классов, школа №5. Третью команду представили Любовь Владимировна Нестерова, учитель английского языка, Кировский лицей; Лия Александровна Аббакумова, учитель английского языка, Больше-Желтоуховская школа; Наталья Алексеевна Колеченкова, воспитатель д/с «Буратино»; Мария Александровна Тростикова, учитель начальных классов, школа №2.
Команды получили задания. Пятнадцать минут, выделенные на подготовку, закончились очень быстро. Пришло время представить свои проекты на суд жюри.
Первой и третьей команде достались похожие педагогические задачи, в рамках которых нужно было выявить причины кражи и предложить пути решения ситуации.
Преподаватели из первой команды составили схему влияния на ребёнка, куда включили семью, социум и школу. Они показали, что самое сильное воздействие на детскую личность оказывает семья. Именно в ней должна происходить главная воспитательная работа. Сложный микроклимат в семье, отсутствие денежных средств на удовлетворение потребностей толкают ребёнка на плохой поступок. Что делать? Педагоги предложили начать работу с семьёй ребёнка, помочь родителям в вопросах воспитания, поговорить с учеником, подключить психолога и социального педагога, провести для всех ребят классные часы, где учитель расскажет, что такое закон и что будет, если его нарушить.
- Из задачи мы видим, что когда ученик украл 500 рублей, он их не утаил. А наоборот - бегал с деньгами по классу, хвастался сверстникам. Это не поведение злоумышленника, а поведение ребёнка, который не знает, что воровать – это плохо, - отметили участники команды.
У третьей команды похожая ситуация – ребёнок также совершил кражу. Но и причины, и пути решения – другие. Если первая команда выступила в классическом стиле презентации проекта, то участники третьей выстроили своё выступление в форме вебинара в интернет-сообществе «Скорая педагогическая помощь». Участники команды примерили на себя роль ведущего, психолога, классного руководителя.
Выслушав проблему, каждый эксперт предложил пути её решения: работать с семьёй, наладить контакт между семьёй и классным руководителем, провести разговор с ребёнком, организовать занятия с психологом, провести классные часы по профилактике правонарушений.
- Девочка совершила кражу, чтобы получить признание одноклассников, которые её травили. Значит, нужно работать с её самооценкой, создавать для неё ситуации успеха внутри класса. Работать с гиперопекой, которую проявляют родители. Педагогическая помощь должна быть последовательной, методичной, и тогда она обязательно принесёт свои плоды, - уверены участники третьей команды.
Команде под вторым номером досталась непростая задача – отличницу и спортсменку после десятого класса будто подменили – она стала плохо учиться, грубить родителям, игнорировать их просьбы. Педагоги отметили, что на первом плане в задаче – разлад в семье. Вместо поддержки и попыток выяснить причину кардинальной перемены, родители наказывают ребёнка и давят на него. Бездействует и классный руководитель. Участники команды внесли в своё выступление элемент театральности и сыграли разговор «мамы» и «бабушки» девочки, где «бабушка» - голос старшего поколения, предлагает «маме» пути решения возникшей ситуации, начиная от спокойного диалога с ребёнком, заканчивая обращением к психологу.
Первый очный этап завершился. Оценки за свои выступления учителя узнают только в следующем туре конкурса. Жюри будет оценивать не каждого участника, а сборную в целом. Именно оценка за командную работу войдёт в личную копилку каждого участника.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.

Фото автора.