Именно
этот навык потребовался педагогам и воспитателям на первом очном этапе
традиционного муниципального конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание».
Из года в год педагогический «турнир», который организуется отделом образования
при поддержке Кировской районной администрации, становится событием в
преподавательском сообществе города, выявляет сильные, творческие и
высокопрофессиональные кадры. Помогает учителям и воспитателям раскрыть свой
потенциал, научиться новому и поделиться накопленным опытом.
Конкурс стартовал 17 января. На заочный этап участники представляли свой
интернет-ресурс, методические материалы, эссе о миссии педагога.
На первом испытании очного этапа учителей поприветствовала начальник
информационно-методического отдела образования Людмила Ивановна Гаврикова.
Она отметила, что в этом году в конкурсе участвуют 12 человек, двое из них -
учителя английского языка, шесть учителей начальных классов и четыре
воспитателя.
- Первое конкурсное испытание, которое предстоит пройти участникам, – это «кейс».
По жеребьёвке будут сформированы группы, каждая получит задание - проблемную
психолого-педагогическую ситуацию. На работу команде даётся 15 минут. За это
время вы должны подготовить проект решения. На презентацию «кейса» у каждой
команды будет пять минут, - проинформировала Людмила Ивановна.
Она же представила участникам компетентное жюри, состоящее из педагогов,
воспитателей и психологов. В этом году в составе жюри будут работать заместитель
директора по у/ч Кировского индустриально-педагогического колледжа им. А.П.Чурилина
Ольга Николаевна Сычёва, директор Фоминичской школы Нина Викторовна Курчина,
председатель районной профсоюзной организации работников образования Елена
Владимировна Якушкина, и.о. директора МКУ «Центр психолого-педагогической
медицинской и социальной помощи» Ирина Владимировна Ковалюк, главный специалист
отдела образования Марина Викторовна Щербакова, старший воспитатель д/с №6
«Ягодка» Татьяна Николаевна Даринская.
С помощью жеребьёвки педагогов и воспитателей распределили по командам. В
состав первой вошли Сергей Геннадьевич Чепчугов, учитель начальных классов,
школа №1; Ольга Анатольевна Шабанова, учитель начальных классов, школа №6;
Светлана Геннадьевна Борисова, воспитатель д/с «Ромашка»; Марина Владимировна
Инякина, учитель начальных классов, Шайковская школа №2. Вторую команду
образовали Татьяна Анатольевна Лукьянова, учитель начальных классов, школа №7;
Юлия Викторовна Конкина, воспитатель д/с №11 «Берёзка»; Анастасия Сергеевна
Моисеева воспитатель д/с «Сказка»; Ирина Михайловна Коцун, учитель начальных
классов, школа №5. Третью команду представили Любовь Владимировна Нестерова,
учитель английского языка, Кировский лицей; Лия Александровна Аббакумова, учитель
английского языка, Больше-Желтоуховская школа; Наталья Алексеевна Колеченкова,
воспитатель д/с «Буратино»; Мария Александровна Тростикова, учитель начальных
классов, школа №2.
Команды получили задания. Пятнадцать минут, выделенные на подготовку, закончились
очень быстро. Пришло время представить свои проекты на суд жюри.
Первой и третьей команде достались похожие педагогические задачи, в рамках
которых нужно было выявить причины кражи и предложить пути решения ситуации.
Преподаватели из первой команды составили схему влияния на ребёнка, куда
включили семью, социум и школу. Они показали, что самое сильное воздействие на
детскую личность оказывает семья. Именно в ней должна происходить главная
воспитательная работа. Сложный микроклимат в семье, отсутствие денежных средств
на удовлетворение потребностей толкают ребёнка на плохой поступок. Что делать? Педагоги
предложили начать работу с семьёй ребёнка, помочь родителям в вопросах
воспитания, поговорить с учеником, подключить психолога и социального педагога,
провести для всех ребят классные часы, где учитель расскажет, что такое закон и
что будет, если его нарушить.
- Из задачи мы видим, что когда ученик украл 500 рублей, он их не утаил. А
наоборот - бегал с деньгами по классу, хвастался сверстникам. Это не поведение злоумышленника,
а поведение ребёнка, который не знает, что воровать – это плохо, - отметили
участники команды.
У третьей команды похожая ситуация – ребёнок также совершил кражу. Но и причины,
и пути решения – другие. Если первая
команда выступила в классическом стиле презентации проекта, то участники
третьей выстроили своё выступление в форме вебинара в интернет-сообществе
«Скорая педагогическая помощь». Участники команды примерили на себя роль ведущего,
психолога, классного руководителя.
Выслушав проблему, каждый эксперт предложил пути её решения: работать с семьёй,
наладить контакт между семьёй и классным руководителем, провести разговор с
ребёнком, организовать занятия с психологом, провести классные часы по
профилактике правонарушений.
- Девочка совершила кражу, чтобы получить признание одноклассников, которые её
травили. Значит, нужно работать с её самооценкой, создавать для неё ситуации
успеха внутри класса. Работать с гиперопекой, которую проявляют родители.
Педагогическая помощь должна быть последовательной, методичной, и тогда она
обязательно принесёт свои плоды, - уверены участники третьей команды.
Команде под вторым номером досталась непростая задача – отличницу и спортсменку
после десятого класса будто подменили – она стала плохо учиться, грубить
родителям, игнорировать их просьбы. Педагоги отметили, что на первом плане в
задаче – разлад в семье. Вместо поддержки и попыток выяснить причину
кардинальной перемены, родители наказывают ребёнка и давят на него.
Бездействует и классный руководитель. Участники команды внесли в своё
выступление элемент театральности и сыграли разговор «мамы» и «бабушки»
девочки, где «бабушка» - голос старшего поколения, предлагает «маме» пути
решения возникшей ситуации, начиная от спокойного диалога с ребёнком,
заканчивая обращением к психологу.
Первый очный этап завершился. Оценки за свои выступления учителя узнают только
в следующем туре конкурса. Жюри будет оценивать не каждого участника, а сборную
в целом. Именно оценка за командную работу войдёт в личную копилку каждого
участника.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.
Фото
автора.