Сотрудничество
Песоченской епархии и отдела образования Кировской районной администрации с
каждым годом укрепляет свои позиции. Многие священнослужители посещают уроки
курса «Основы православной культуры», помогают учителям, разъясняют сложные
религиозные понятия. Эта работа ведётся давно, но педагогов много, поработать с
каждым индивидуально практически невозможно.
Поэтому Кировская районная администрация и отдел образования предложили
учителям ОПК собраться вместе и задать вопросы, связанные с курсом и
православием в целом, архиепископу Песоченскому и Юхновскому Максимилиану.
Встреча состоялась в отделе образования. Её посетили порядка двадцати учителей
ОПК. Координировал мероприятие заместитель главы Кировской районной администрации
по социальным вопросам Герман Викторович Кропачев.
Архиепископ подробно ответил на 12 вопросов, которые интересовали педагогов. К
примеру, сомнение чувствовалось в вопросе: «Можно ли брать за основу
нравственного поведения ветхозаветные заповеди?» Максимилиан отметил, что в
Нагорной проповеди Спаситель даёт людям не просто варианты новых заповедей, а
ставит более высокие моральные требования, чем в Ветхом завете. В новых
заповедях речь идёт не просто о проступках – плохих или хороших, но о самих
мыслях, которые к ним ведут, и о контроле над ними.
Какую же из заповедей донести до детей в первую очередь? Архиепископ рассказал,
что заповеди перечислены не в хаотической последовательности, а вытекают одна
из другой так, что каждая последующая является следствием предыдущей.
- В лестнице важна каждая ступень, если хотя бы одной не будет, то мы не сможем
подняться выше. И в заповедях важно начинать объяснение с первой – блаженны
нищие духом. Это фундамент христианства, - подчеркнул Максимилиан.
Поступил и такой вопрос: «Как в современном мире со светскими нормами и
правилами совмещать соблюдение заповедей блаженства? Ведь для соответствия
определенным критерием, принятым в обществе, нужно показывать себя с лучшей
стороны в разрезе с понятиями кротости и смирения?».
Архиепископ ответил, что в христианской культуре кротким и смиренным считается,
например, царь Давид. Он был одним из самых почитаемых царей Израиля, расширил
его территорию, сделал могущественным государством. Но его кротость и смирение
были в том, что царь не помнил личных обид, проявляя силу и отвагу, когда
требовалось защитить народ.
– Спаситель не говорил - научитесь молитве, научитесь бдению, подвигу.
Спаситель говорил - «Научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем». И
научиться этому мы можем только тогда, когда будем жить в согласии с
христианской верой, - отметил священнослужитель.
Вопросы поступали не только от педагогов, но и от их учеников. Детям важно
советоваться с авторитетными взрослыми, и их вопросы были не менее интересны.
Например, старшие школьники спросили у педагога, как не обсуждать других людей?
Как бороться с этим соблазном поговорить про других?
На этот вопрос архиепископ Максимилиан ответил со всей определённостью – плохие
поступки всегда начинаются с мысли. Думать о ком-то плохо, значит, делать плохо
себе самому. Если же человек совершил какой-то дурной поступок, стоит обличать
этот поступок, но не самого человека.
Также школьники интересовались у учителей, как примириться с обидчиками,
простить тех, кто сделал тебе больно?
- Эти чувства можно расценить как сигнал, чтобы каждый из нас посмотрел на себя
внимательно и подумал: а я никого не обижал? Это повод для того, чтобы вспомнить
свои нехорошие дела и слова. Чтобы примириться с болью, которую причинил вам
кто-то другой, нужно увидеть и свою вину, когда боль причиняли вы сами, -
сказал архиепископ Максимилиан.
Герман Викторович Кропачев предложил педагогам внедрять в уроки ОПК больше
интерактивных и творческих работ, домашних заданий. Например, ученикам можно
предложить до следующего урока ОПК не обсуждать и не осуждать никого – а через
неделю спросить у детей, легко ли им было выполнить это задание, у всех ли
получилось.
- Главная цель нашего курса - посредством опыта православной веры, истории
нашего государства привить детям правильные ценности, - отметил Герман
Кропачев.
Учителя поддержали новый формат взаимодействия. В завершение мероприятия было
решено, что такие встречи учителей со священнослужителями приобретут постоянный
характер.
Полина Пименова.