Сегодня: Среда 31 июля 2024 г.

Епархия и школа

№№19-21 17 февраля 2023 г.

Сотрудничество Песоченской епархии и отдела образования Кировской районной администрации с каждым годом укрепляет свои позиции. Многие священнослужители посещают уроки курса «Основы православной культуры», помогают учителям, разъясняют сложные религиозные понятия. Эта работа ведётся давно, но педагогов много, поработать с каждым индивидуально практически невозможно.
Поэтому Кировская районная администрация и отдел образования предложили учителям ОПК собраться вместе и задать вопросы, связанные с курсом и православием в целом, архиепископу Песоченскому и Юхновскому Максимилиану.
Встреча состоялась в отделе образования. Её посетили порядка двадцати учителей ОПК. Координировал мероприятие заместитель главы Кировской районной администрации по социальным вопросам Герман Викторович Кропачев.
Архиепископ подробно ответил на 12 вопросов, которые интересовали педагогов. К примеру, сомнение чувствовалось в вопросе: «Можно ли брать за основу нравственного поведения ветхозаветные заповеди?» Максимилиан отметил, что в Нагорной проповеди Спаситель даёт людям не просто варианты новых заповедей, а ставит более высокие моральные требования, чем в Ветхом завете. В новых заповедях речь идёт не просто о проступках – плохих или хороших, но о самих мыслях, которые к ним ведут, и о контроле над ними.
Какую же из заповедей донести до детей в первую очередь? Архиепископ рассказал, что заповеди перечислены не в хаотической последовательности, а вытекают одна из другой так, что каждая последующая является следствием предыдущей.
- В лестнице важна каждая ступень, если хотя бы одной не будет, то мы не сможем подняться выше. И в заповедях важно начинать объяснение с первой – блаженны нищие духом. Это фундамент христианства, - подчеркнул Максимилиан.
Поступил и такой вопрос: «Как в современном мире со светскими нормами и правилами совмещать соблюдение заповедей блаженства? Ведь для соответствия определенным критерием, принятым в обществе, нужно показывать себя с лучшей стороны в разрезе с понятиями кротости и смирения?».
Архиепископ ответил, что в христианской культуре кротким и смиренным считается, например, царь Давид. Он был одним из самых почитаемых царей Израиля, расширил его территорию, сделал могущественным государством. Но его кротость и смирение были в том, что царь не помнил личных обид, проявляя силу и отвагу, когда требовалось защитить народ.
– Спаситель не говорил - научитесь молитве, научитесь бдению, подвигу. Спаситель говорил - «Научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем». И научиться этому мы можем только тогда, когда будем жить в согласии с христианской верой, - отметил священнослужитель.
Вопросы поступали не только от педагогов, но и от их учеников. Детям важно советоваться с авторитетными взрослыми, и их вопросы были не менее интересны. Например, старшие школьники спросили у педагога, как не обсуждать других людей? Как бороться с этим соблазном поговорить про других?
На этот вопрос архиепископ Максимилиан ответил со всей определённостью – плохие поступки всегда начинаются с мысли. Думать о ком-то плохо, значит, делать плохо себе самому. Если же человек совершил какой-то дурной поступок, стоит обличать этот поступок, но не самого человека.
Также школьники интересовались у учителей, как примириться с обидчиками, простить тех, кто сделал тебе больно?
- Эти чувства можно расценить как сигнал, чтобы каждый из нас посмотрел на себя внимательно и подумал: а я никого не обижал? Это повод для того, чтобы вспомнить свои нехорошие дела и слова. Чтобы примириться с болью, которую причинил вам кто-то другой, нужно увидеть и свою вину, когда боль причиняли вы сами, - сказал архиепископ Максимилиан.
Герман Викторович Кропачев предложил педагогам внедрять в уроки ОПК больше интерактивных и творческих работ, домашних заданий. Например, ученикам можно предложить до следующего урока ОПК не обсуждать и не осуждать никого – а через неделю спросить у детей, легко ли им было выполнить это задание, у всех ли получилось.
- Главная цель нашего курса - посредством опыта православной веры, истории нашего государства привить детям правильные ценности, - отметил Герман Кропачев.
Учителя поддержали новый формат взаимодействия. В завершение мероприятия было решено, что такие встречи учителей со священнослужителями приобретут постоянный характер.

Полина Пименова.