Сегодня: Среда 31 июля 2024 г.

Мастер-класс: педагогические находки

№№19-21 17 февраля 2023 г.

Очередной этап ежегодного муниципального конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание...» прошёл 7 и 9 февраля на базе отдела образования. 11 учителей и воспитателей представили свои мастер-классы.

День первый

Рассказать коллегам о своих педагогических находках и продемонстрировать уровень профессионального мастерства, показать свой индивидуальный стиль – такова цель «Мастер-класса». Этап оценивается достаточно высоко – 98 баллов, выше только открытый урок (занятие) – за него можно было получить 100 баллов.

В этом году третий очный этап решили разделить на две части. В первый день выступили все конкурсанты, претендовавшие на звание «Лучший учитель» и «Лучший молодой учитель».

В течение 10 минут каждый педагог в формате законченного мероприятия показывал, какими приёмами, методиками, технологиями он пользуется в своей профессиональной деятельности. То есть конкурсанты представляли то, что у них получается лучше всего.

Перед стартом выступлений педагогов поприветствовала начальник информационно-методического отдела отдела образования Кировской районной администрации Людмила Ивановна Гаврикова.

Она подробно рассказала об очередном этапе конкурса, пожелала конкурсантам удачи и провела жеребьёвку среди выступающих.

«Билет» под номером один достался учителю английского языка «Кировского лицея» Любови Владимировне Нестеровой. Она и открыла череду мастер-классов.

В начале выступления педагог отметила, что современные дети стали плохо запоминать, особенно тяжело им даётся заучивание стихов, воспроизведение прочитанных текстов. В контексте уроков английского языка сложности возникают при изучении новых слов. Поэтому Любовь Владимировна и решила найти новый способ, подход к решению проблемы.

Она поделилась с коллегами одним из приёмов, который она использует на своих уроках. Он помогает облегчить запоминание и увеличить объём памяти – мнемоника или мнемотехника. Это совокупность приёмов, которые основываются на ассоциациях и образах. Один из них – это образование смысловых фраз из начальных букв изучаемой информации. В пример привела то, как мы запоминали в детстве цвета радуги.

Также работа с мисномерами – это парадокс языка, когда слово состоит из двух частей, и они по отдельности совершенно не согласуются с общим значением слова.

Педагог в ходе мастер-класса предложила коллегам поработать с мисномерами.

Об использовании метода кругов Эйлера, как способа формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения, рассказала учитель начальных классов Шайковской школы №2 Мария Владимировна Инякина.

Для начала она познакомила присутствующих с определением кругов Эйлера. Конкурсантка рассказала, что это геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также может изобразить отношения между множеством и его частью.

Педагог рассказала о 6 типах соотношений между понятиями, которые выделял Эйлер. Мария Владимировна предложила педагогам с помощью кругов Эйлера проследить связь между персонажами русской народной сказки «Репка».

Учитель английского языка Больше-Желтоуховской школы Лия Александровна Аббакумова подняла тему заимствованных слов из других иностранных языков и раскрыла её посредством игровых технологий и интерактивного обучения.

В необычной форме с помощью большого игрового поля с красными и синими кружками вместе с конкурсантами Лия Александровна сравнивала английский и французский языки.

Единственный представитель сильного пола среди конкурсантов - учитель начальных классов школы №1 Сергей Геннадьевич Чепчугов - выбрал непростую тему: «Приёмы формирования дивергентного мышления младших школьников как способ развития личности». Но как артистично он её представил!

Он объяснил педагогам понятие дивергентного мышления – процесса создания оригинальных и необычных идей с помощью многовариантного поиска решения проблем.

Конкурсант также представил педагогам приёмы формирования дивергентного мышления. Один из них – это кроссенс – ассоциативная головоломка. А также рассказал о методах «синектический щтурм» и простые аналогии.

Молодой учитель дал конкурсантам задание по притче про орла и кролика. Сергей Геннадьевич попросил педагогов в группах сформулировать проблему, заключённую в притче, перечислить способы, как бы её решили люди, придумать, как они сами смогли бы с ней справиться, а также пересказать проблему своими словами.

Также педагог попросил коллег придумать предложение, где бы каждое слово начиналось на последующую букву слова «успех».

- Учитель старается передать единственное хорошее! – получилось у конкурсантов.

Ольга Анатольевна Шабанова, учитель начальных классов школы №6, представила мастер-класс «Использование цифровых образовательных ресурсов как средство формирования читательской грамотности».

- Чтобы заставить ребёнка читать, его нужно заинтересовать! – отметила конкурсантка.

Представив старый снимок, где был изображён юный Юрий Гагарин с семьёй, и прочитав часть истории, она вызвала интерес у присутствующих.

Затем она предложила педагогам отсканировать предложенные QR-коды, чтобы узнать полную информацию.

С помощью современных цифровых устройств Ольга Анатольевна тренирует у ребят технику и скорость чтения. Эти методы она и продемонстрировала присутствующим педагогам.

Вместе конкурсанты выполнили упражнения «шторка», «суфлёр», решили цифровые кроссворды, выбирались из вест-комнаты и другие.

Мастер-класс учителя начальных классов школы №6 Татьяны Анатольевны Лукьяновой оказался самым живым. Её завершающее выступление в первый день заставило педагогов немного подвигаться, оно было весёлым и познавательным. Сначала учитель предложила выполнить небольшую разминку. Педагоги рассматривали фото, сделанные под электронным микроскопом, и выбирали нужные. Так они окунулись в морскую тематику.

Затем Татьяна Анатольевна рассказала присутствующим о педагогической технологии – «театральная педагогика» и познакомила конкурсантов с некоторыми приёмами.

- Удивляй! Представь себе! Найди клад! Получи послание! Поможем героям! – такие ситуации она продемонстрировала в ходе выступления.

Вместе с учителями и воспитателями Татьяна Анатольевна с помощью карты отправилась в путешествие по морю «театральной педагогики».

Разыгрывание сценок, заучивание слов, оформление кабинетов – всё это приёмы театрализации, которые учитель использует в своей педагогической деятельности. Благодаря чему дети получают уникальную возможность самовыражения, раскрытия своих талантов.

Педагог продемонстрировала интересный приём – «печатная машинка». Каждому конкурсанту она присваивала букву и произносила слова. Если в их составе находилась буква участника, он должен был подняться с места, произнести свою букву и хлопнуть в ладоши. Педагоги не только освоили необычный приём, но и повеселились.

День второй

9 февраля свои профессиональные наработки педагоги представили в номинациях «Лучший молодой учитель» и «Лучший воспитатель». В очередных мастер-классах им пришлось на все 100% включиться в работу.

Первой право выступить досталось воспитателю детского сада №4 «Ромашка» Светлане Геннадьевне Борисовой. В учреждении приоритетным является осуществление деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, поэтому и тема мастер-класса оказалась творческой - «Изготовление сенсорного пакета и его значение в развитии ребёнка».

Здесь всем участникам представилась возможность смастерить полезную для развития мелкой моторики у детей игру. Зип-пакеты педагоги наполняли антисептическим гелем, а затем засыпали туда блёстки, пуговицы, камешки и другие мелкие изделия. Готовые сенсорные пакеты они накладывали на рисунки, таким образом создавая свою уникальную игру.

Мастер-класс позволил расширить знания педагогов об использовании нетрадиционного материала, познакомил со способом раскрытия сенсорных и творческих способностей, показал возможность овладения новыми способами предметно-познавательной деятельности детей.

Очень яркий и необычный мастер-класс с обилием реквизита подготовила воспитатель детского сада №10 «Буратино» Наталья Алексеевна Колеченкова. Педагог рассказала о формировании элементарных математических представлений у детей с помощью игрового дидактического пособия «Нумикон».

- Методика «Нумикон» способствует развитию многих познавательных процессов у ребят, - отметила воспитатель.

Наталья Алексеевна поделилась с коллегами, как с помощью паттернов (пластин), разноцветных штырьков и шнурков, досок можно интересно и эффективно провести с детьми математическое занятие. Рассказала о разных формах работы, которые очень заинтересовали присутствующих воспитателей.

Включились в работу и сами конкурсанты. Они вместе с Натальей Алексеевной выполняли несложные, но очень интересные вычислительные задания.

С использованием приёма интерактивного голосования как метода познавательного развития детей дошкольного возраста коллег познакомила воспитатель детского сада №11 «Берёзка» Юлия Викторовна Конкина.

Во многих дошкольных учреждениях созданы «Патриотические уголки», которые позволяют детям изучать историю родного края, государственные символы, традиции, праздники, они знакомят детей с известными людьми нашей страны и малой Родины. Но часто эти уголки стационарны и не всегда доступны для детского восприятия. Поэтому Юлия Викторовна использует в своей работе приём интерактивного голосования, который учит ребёнка быть активным участником познавательного процесса.

С помощью голосования и мультимедийных технологий вместе с конкурсантами воспитатель заполнила заранее подготовленный макет «Россия – наша Родина» с тремя категориями: «Исторические события», «Знаменитые люди», «Акции». Используя цифровые вееры, педагоги смогли высказать своё мнение по нескольким вопросам. Затем в группах конкурсанты выбрали самые знаковые места нашего города и района.

Воспитатель детского сада №1 «Сказка» Анастасия Сергеевна Моисеева представила мастер-класс «Анаглифные изображения».

- Познание начинается с удивления, - утверждал Аристотель. Вот и Анастасия Сергеевна решила удивить не только конкурсантов, но и членов жюри.

Она представила вниманию присутствующих анаглифные изображения, которые наполняют жизнь детей и взрослых новыми открытиями и впечатлениями. Использование таких картин создаёт условия для творческого развития и самовыражения воспитанников посредством активизации основных психических процессов.

Воспитатель показала новые возможности цвета, используя простую и понятную форму – очки, а также красный, зелёный карандаши и лист бумаги. Очки достигают мгновенной смены образов картин, где оба изображения накладываются одно на другое.

Присутствующие будто на время погрузились в другую реальность: с помощью очков они любовались необычными картинками, а затем смотрели небольшой отрывок из 3D-ролика.

Учитель начальных классов школы №2 им. генерала армии В.И. Исакова Мария Александровна Тростикова поведала о методах и приёмах формирования финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе. Она в доступной форме рассказала коллегам о кэшбеке, об условиях его получения и других подводных камнях различных «бонусов».

А затем учитель вместе с конкурсантами провела мысленный эксперимент, в результате которого выяснила, что не всегда заявленный процент кэшбека нам возвращается обратно.

Сведения оказались не только интересными, но и очень полезными. Многие педагоги почерпнули для себя очень важную информацию, которую обязательно будут использовать не только в профессиональной деятельности, но и в жизни.

Все конкурсантки отлично справились с очередным очным этапом. Теперь их ждёт заключительное испытание - «Круглый стол», который и определит лучших из лучших.

Ольга МАЛЬЦЕВА.