Очередной этап ежегодного муниципального конкурса
профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание...» прошёл 7
и 9 февраля на базе отдела образования. 11 учителей и воспитателей представили
свои мастер-классы.
День первый
Рассказать коллегам о своих педагогических
находках и продемонстрировать уровень профессионального мастерства, показать свой
индивидуальный стиль – такова цель «Мастер-класса». Этап оценивается достаточно
высоко – 98 баллов, выше только открытый урок (занятие) – за него можно было
получить 100 баллов.
В этом году третий очный этап решили разделить на
две части. В первый день выступили все конкурсанты, претендовавшие на звание
«Лучший учитель» и «Лучший молодой учитель».
В течение 10 минут каждый педагог в формате
законченного мероприятия показывал, какими приёмами, методиками, технологиями
он пользуется в своей профессиональной деятельности. То есть конкурсанты
представляли то, что у них получается лучше всего.
Перед стартом выступлений педагогов поприветствовала
начальник информационно-методического отдела отдела образования Кировской
районной администрации Людмила Ивановна Гаврикова.
Она подробно рассказала об очередном этапе
конкурса, пожелала конкурсантам удачи и провела жеребьёвку среди выступающих.
«Билет» под номером один достался учителю
английского языка «Кировского лицея» Любови
Владимировне Нестеровой. Она и
открыла череду мастер-классов.
В начале выступления педагог отметила, что
современные дети стали плохо запоминать, особенно тяжело им даётся заучивание
стихов, воспроизведение прочитанных текстов. В контексте уроков английского
языка сложности возникают при изучении новых слов. Поэтому Любовь Владимировна
и решила найти новый способ, подход к решению проблемы.
Она поделилась с коллегами одним из приёмов, который она использует на своих уроках. Он
помогает облегчить запоминание и увеличить объём памяти – мнемоника или
мнемотехника. Это совокупность приёмов, которые основываются на ассоциациях и
образах. Один из них – это образование смысловых фраз из начальных букв
изучаемой информации. В пример привела то, как мы запоминали в детстве цвета
радуги.
Также работа с мисномерами – это парадокс языка,
когда слово состоит из двух частей, и они по отдельности совершенно не согласуются
с общим значением слова.
Педагог в ходе мастер-класса предложила коллегам
поработать с мисномерами.
Об использовании метода кругов Эйлера, как
способа формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения,
рассказала учитель начальных классов Шайковской школы №2 Мария Владимировна Инякина.
Для начала она познакомила присутствующих с
определением кругов Эйлера. Конкурсантка рассказала, что это геометрическая
схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи
между явлениями и понятиями. А также может изобразить отношения между
множеством и его частью.
Педагог рассказала о 6 типах соотношений между
понятиями, которые выделял Эйлер. Мария Владимировна предложила педагогам с
помощью кругов Эйлера проследить связь между персонажами русской народной
сказки «Репка».
Учитель английского языка Больше-Желтоуховской
школы Лия Александровна Аббакумова подняла тему заимствованных слов из других иностранных языков и раскрыла её посредством игровых технологий
и интерактивного обучения.
В необычной форме с
помощью большого игрового поля с красными и синими кружками вместе с конкурсантами
Лия Александровна сравнивала английский и французский языки.
Единственный представитель сильного пола среди
конкурсантов - учитель начальных классов школы №1 Сергей Геннадьевич
Чепчугов - выбрал непростую тему: «Приёмы формирования дивергентного
мышления младших школьников как способ развития личности». Но как артистично он
её представил!
Он объяснил педагогам понятие дивергентного
мышления – процесса создания оригинальных и необычных идей с помощью
многовариантного поиска решения проблем.
Конкурсант также представил педагогам приёмы
формирования дивергентного мышления. Один из них – это кроссенс – ассоциативная
головоломка. А также рассказал о методах «синектический щтурм» и простые
аналогии.
Молодой учитель дал конкурсантам задание по
притче про орла и кролика. Сергей Геннадьевич попросил педагогов в группах
сформулировать проблему, заключённую в притче, перечислить способы, как бы её
решили люди, придумать, как они сами смогли бы с ней справиться, а также пересказать
проблему своими словами.
Также педагог попросил коллег придумать
предложение, где бы каждое слово начиналось на последующую букву слова «успех».
- Учитель старается передать единственное
хорошее! – получилось у конкурсантов.
Ольга Анатольевна Шабанова, учитель начальных классов школы №6, представила мастер-класс «Использование
цифровых образовательных ресурсов как средство формирования читательской
грамотности».
- Чтобы заставить ребёнка читать, его нужно
заинтересовать! – отметила конкурсантка.
Представив старый снимок, где был изображён юный
Юрий Гагарин с семьёй, и прочитав часть истории, она вызвала интерес у
присутствующих.
Затем она предложила педагогам отсканировать
предложенные QR-коды, чтобы узнать полную информацию.
С помощью современных цифровых устройств Ольга
Анатольевна тренирует у ребят технику и скорость чтения. Эти методы она и
продемонстрировала присутствующим педагогам.
Вместе конкурсанты выполнили упражнения «шторка»,
«суфлёр», решили цифровые кроссворды, выбирались из вест-комнаты и другие.
Мастер-класс учителя начальных классов школы №6 Татьяны Анатольевны Лукьяновой оказался
самым живым. Её завершающее выступление в первый день заставило педагогов немного
подвигаться, оно было весёлым и познавательным. Сначала учитель предложила
выполнить небольшую разминку. Педагоги рассматривали фото, сделанные под
электронным микроскопом, и выбирали нужные. Так они окунулись в морскую
тематику.
Затем Татьяна Анатольевна рассказала
присутствующим о педагогической технологии – «театральная педагогика» и познакомила
конкурсантов с некоторыми приёмами.
- Удивляй! Представь себе! Найди клад! Получи
послание! Поможем героям! – такие ситуации она продемонстрировала в ходе
выступления.
Вместе с учителями и воспитателями Татьяна Анатольевна
с помощью карты отправилась в путешествие по морю «театральной педагогики».
Разыгрывание сценок, заучивание слов, оформление
кабинетов – всё это приёмы театрализации, которые учитель использует в своей
педагогической деятельности. Благодаря чему дети получают уникальную
возможность самовыражения, раскрытия своих талантов.
9 февраля свои профессиональные наработки педагоги
представили в номинациях «Лучший молодой учитель» и «Лучший воспитатель». В очередных
мастер-классах им пришлось на все 100% включиться в работу.
Первой право выступить досталось воспитателю
детского сада №4 «Ромашка» Светлане
Геннадьевне Борисовой. В учреждении приоритетным является осуществление
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, поэтому и тема
мастер-класса оказалась творческой - «Изготовление сенсорного пакета и его
значение в развитии ребёнка».
Здесь всем участникам представилась возможность
смастерить полезную для развития мелкой моторики у детей игру. Зип-пакеты
педагоги наполняли антисептическим гелем, а затем засыпали туда блёстки, пуговицы,
камешки и другие мелкие изделия. Готовые сенсорные пакеты они накладывали на рисунки,
таким образом создавая свою уникальную игру.
Мастер-класс позволил расширить знания педагогов
об использовании нетрадиционного материала, познакомил со способом раскрытия
сенсорных и творческих способностей, показал возможность овладения новыми
способами предметно-познавательной деятельности детей.
Очень яркий и необычный мастер-класс с обилием
реквизита подготовила воспитатель детского сада №10 «Буратино» Наталья Алексеевна Колеченкова. Педагог
рассказала о формировании элементарных математических представлений у детей с
помощью игрового дидактического пособия «Нумикон».
- Методика «Нумикон» способствует развитию многих
познавательных процессов у ребят, - отметила воспитатель.
Наталья Алексеевна поделилась с коллегами, как с
помощью паттернов (пластин), разноцветных штырьков и шнурков, досок можно
интересно и эффективно провести с детьми математическое занятие. Рассказала о
разных формах работы, которые очень заинтересовали присутствующих воспитателей.
Включились в работу и сами конкурсанты. Они
вместе с Натальей Алексеевной выполняли несложные, но очень интересные
вычислительные задания.
С использованием приёма интерактивного
голосования как метода познавательного развития детей дошкольного возраста
коллег познакомила воспитатель детского сада №11 «Берёзка» Юлия Викторовна Конкина.
Во многих дошкольных учреждениях созданы
«Патриотические уголки», которые позволяют детям изучать историю родного края,
государственные символы, традиции, праздники, они знакомят детей с известными
людьми нашей страны и малой Родины. Но часто эти уголки стационарны и не всегда
доступны для детского восприятия. Поэтому Юлия Викторовна использует в своей
работе приём интерактивного голосования, который учит ребёнка быть активным
участником познавательного процесса.
С помощью голосования и мультимедийных технологий
вместе с конкурсантами воспитатель заполнила заранее подготовленный макет
«Россия – наша Родина» с тремя категориями: «Исторические события», «Знаменитые
люди», «Акции». Используя цифровые вееры, педагоги смогли высказать своё мнение
по нескольким вопросам. Затем в группах конкурсанты выбрали самые знаковые
места нашего города и района.
Воспитатель детского сада №1 «Сказка» Анастасия Сергеевна Моисеева представила
мастер-класс «Анаглифные изображения».
- Познание начинается с удивления, - утверждал
Аристотель. Вот и Анастасия Сергеевна решила удивить не только конкурсантов, но
и членов жюри.
Она представила вниманию присутствующих
анаглифные изображения, которые наполняют жизнь детей и взрослых новыми
открытиями и впечатлениями. Использование таких картин создаёт условия для
творческого развития и самовыражения воспитанников посредством активизации
основных психических процессов.
Воспитатель показала новые возможности цвета,
используя простую и понятную форму – очки, а также красный, зелёный карандаши и
лист бумаги. Очки достигают мгновенной смены образов картин, где оба изображения
накладываются одно на другое.
Присутствующие будто на время погрузились в
другую реальность: с помощью очков они любовались необычными картинками, а
затем смотрели небольшой отрывок из 3D-ролика.
Учитель начальных классов школы №2 им. генерала
армии В.И. Исакова Мария Александровна
Тростикова поведала о методах и приёмах формирования финансовой грамотности
на уроках математики в начальной школе. Она в доступной форме рассказала
коллегам о кэшбеке, об условиях его получения и других подводных камнях
различных «бонусов».
А затем учитель вместе с конкурсантами провела
мысленный эксперимент, в результате которого выяснила, что не всегда заявленный
процент кэшбека нам возвращается обратно.
Сведения оказались не только интересными, но и
очень полезными. Многие педагоги почерпнули для себя очень важную информацию,
которую обязательно будут использовать не только в профессиональной
деятельности, но и в жизни.
Все конкурсантки отлично справились с очередным
очным этапом. Теперь их ждёт заключительное испытание - «Круглый стол», который
и определит лучших из лучших.
Ольга МАЛЬЦЕВА.