Сегодня: Четверг 28 марта 2024 г.

Дополнительное образование в школе

№№25-27 3 марта 2023 г.

Ученик – это не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Плутарх.

В народе говорят: «Всё начинается с детства», и это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. Каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарён­ности.

В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию школьников, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании. Ценность дополнительного образования в том, что оно даёт детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Очень важно сегодня создать атмосферу, в которой происходит становление личности ребёнка, чтобы противостоять той негативной среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на дополнительное образование. Все это учитывалось при создании системы дополнительного образования в МКОУ «Фоминичская СОШ».

Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы жизнь ребёнка была пронизана разнообразными видами деятельности и была включена в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. В разнообразных видах деятельности ребёнок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ. Таким образом осуществляется его активная социализация. Наша главная задача – создать условие для всестороннего развития личности ребёнка, раскрытие его нравственного и духовного потенциала. Именно этим целям отвечает воспитательная система нашей школы.

Духовно-нравственное воспитание традиционно осуществляется педагогами творческих объединений технической, художественной, естественно-научной направленности. Все программы педагогов составлены с учётом того, что знания, умения, навыки, получаемые обучающимися, направлены на практическую деятельность, на развитие творческих способностей ребёнка, его личностных качеств. Программы, реализуемые в школе, конечно, несут и воспитательную нагрузку.

В школе работает изостудия, которая включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в выставках. По словам В.А. Сухомлинского, «детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

На примере анализа работ художников, Елена Ивановна Перепёлкина, руководитель объединения, затрагивает темы, влияющие на формирование нравственного облика ребёнка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. На беседах по картинам бытового или портретного жанра педагог раскрывает тему семейного воспитания, учит давать оценку общественным явлениям, формирует у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между родителями и детьми, воспитывает нравственное и доброе отношение к членам общества. Все беседы об изобразительном искусстве закрепляются практическими занятиями, чтобы ребёнок мог пропустить через себя полученный материал.

Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребёнок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Ещё одна особенность занятий изобразительным искусством – это участие в благотворительных акциях: подготовка подарков для ветеранов и одиноких стариков, для детей-сирот.

В рамках дополнительного образования с 1 по 9 класс у нас в школе ведётся курс «Истоки». Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

Несколько лет подряд в школе работает медиастудия, руководитель Нина Викторовна Курчина, на базе которой создана и работает школа юного журналиста. В медиастудии занимаются ребята 7- 11 классов. Цель проекта заключается в формировании духовно-нравственных жизненных ориентиров, обеспечение учащихся теоретическими сведениями и развитие начальных основ практической деятельности журналиста, оператора, монтажёра. Медиастудия основывается на работе в команде – съёмочной группе (сценарист – режиссер – оператор – монтажёр). За время обучения все учащиеся объединения пробуют себя в различных творческих ситуациях. Обучающиеся приобретают навыки работы в команде. Последовательное погружение и освоение разных профессиональных ролей позволяет ребёнку сделать осознанный профессиональный выбор, дети учатся видеть окружающий мир по-другому, что может обеспечить успешность в будущем.

Обучающиеся ведут фото- и видеосъёмку, во время которой учатся правильно выбирать точку съёмки, монтировать видеофильмы, брать интервью. Ребята снимают репортажи с мероприятий, проводимых в школе.

С этого учебного года в школе организована театральная студия, руководитель Елена Николаевна Казакова. Цель проекта – силой воздействия искусства, личного соприкосновения с ним, формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в возрастной период перехода к самостоятельности. Двигаясь от простого к сложному, ребята приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно-драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, над характерами персонажей, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. С помощью театра можно решать следующие педагогические задачи: обучение духовно-нравственным традициям и нормам поведения, эмоционально-волевые качества личности, что вполне соответствует Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Деятельность объединений дополнительного образования нашла своё отражение в общешкольном проекте «Духовно-нравственной среда», где учащиеся демонстрируют тематические видеосюжеты патриотической, духовной направленности.

В школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.

Система духовно-нравственного развития личности в нашей школе приносит свои плоды. Обучающиеся МКОУ «Фоминичская СОШ» являются постоянными участниками и победителями разных конкурсов. Они регулярно занимают призовые места в районных, областных конкурсах: «Храм души», «Пасхальное яйцо», «Рождественская открытка», «Красота Божьего мира», «Неопалимая Купина». Впервые приняли участие в региональном фестивале начинающих детских театральных коллективов «Ступеньки». Ежегодно участвуем в муниципальном конкурсе чтецов духовной поэзии и прозы «Отзвуки небес», в фестивале-смотре национальных культур «Дружба народов». Хотелось бы поблагодарить самых активных учащихся нашей школы: Киру Демешину, Ирину Антошину, Анну Чекушину, Александра Жарикова, Гликерию Чекушину, Валерию Азарных, Максима Макарова.

Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, художника, поэта, рассказчика.

Для того чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в школе проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных качеств, патриотических чувств, на развитие творческих способностей - это концерты (День учителя, День семьи, День матери, 23 февраля, День Победы). Все эти мероприятия проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить своё творчество людям.

В нашей школе складывается система работы, позволяющая нашим ученикам стать гуманнее и духовно богаче. Задачи перед нами стоят нелёгкие, но мы с оптимизмом смотрим в завтрашний день. Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет школой «воспитания добрых чувств», и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!

МКОУ «Фоминичская СОШ».