Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который нужно
зажечь.
Плутарх.
В народе говорят: «Всё начинается с
детства», и это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками
мудрость. Каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя
заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой
одарённости.
В настоящее время большое внимание
уделяется дополнительному образованию школьников, которое направлено на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном
совершенствовании. Ценность дополнительного образования в том, что оно даёт
детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно
относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они
получают на уроках.
Очень важно сегодня создать атмосферу, в которой
происходит становление личности ребёнка, чтобы противостоять той негативной
среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в
духовно-нравственном воспитании распространить на дополнительное образование. Все это учитывалось при создании системы
дополнительного образования в МКОУ «Фоминичская СОШ».
Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы
жизнь ребёнка была пронизана разнообразными видами деятельности и была включена
в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. В разнообразных
видах деятельности ребёнок приучается создавать материальные и духовные
ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя
материальных и духовных благ. Таким образом осуществляется его активная
социализация. Наша главная задача – создать условие для всестороннего развития
личности ребёнка, раскрытие его нравственного и духовного потенциала. Именно
этим целям отвечает воспитательная система нашей школы.
Духовно-нравственное
воспитание традиционно осуществляется педагогами творческих объединений технической,
художественной, естественно-научной направленности. Все программы педагогов
составлены с учётом того, что знания, умения, навыки, получаемые обучающимися,
направлены на практическую деятельность, на развитие творческих способностей
ребёнка, его личностных качеств. Программы,
реализуемые в школе, конечно, несут и воспитательную нагрузку.
В школе работает изостудия, которая включает
в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы,
участие в выставках. По словам В.А. Сухомлинского, «детский рисунок,
процесс рисования — это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто
переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в
него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
На примере анализа работ художников, Елена Ивановна Перепёлкина,
руководитель объединения, затрагивает темы, влияющие на формирование
нравственного облика ребёнка. На примере картин исторического и батального
жанра воспитываются патриотические чувства детей. На беседах по картинам
бытового или портретного жанра педагог раскрывает тему семейного воспитания,
учит давать оценку общественным явлениям, формирует у учеников представления о
большой и крепкой семье, взаимоотношениях между родителями и детьми,
воспитывает нравственное и доброе отношение к членам общества. Все беседы об
изобразительном искусстве закрепляются практическими занятиями, чтобы ребёнок
мог пропустить через себя полученный материал.
Участие в выставках тоже имеет
воспитательную направленность. Роль конкурсов в учебном и воспитательном
процессе значительна, так как, участвуя в них, ребёнок получает возможность
продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями,
получить оценку своих трудов. Ещё одна особенность занятий изобразительным
искусством – это участие в благотворительных акциях: подготовка подарков для
ветеранов и одиноких стариков, для детей-сирот.
В
рамках дополнительного образования с 1 по 9 класс у нас в школе ведётся курс
«Истоки». Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных
ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на
развитие внутреннего, духовного мира ученика.
Несколько лет подряд в школе работает медиастудия, руководитель Нина
Викторовна Курчина, на базе которой создана и работает школа юного журналиста. В медиастудии
занимаются ребята 7- 11 классов. Цель проекта заключается в формировании
духовно-нравственных жизненных ориентиров, обеспечение учащихся теоретическими
сведениями и развитие начальных основ практической деятельности журналиста,
оператора, монтажёра. Медиастудия основывается
на работе в команде – съёмочной группе (сценарист – режиссер – оператор –
монтажёр). За время обучения все учащиеся объединения пробуют себя в различных
творческих ситуациях. Обучающиеся приобретают навыки работы в команде.
Последовательное погружение и освоение разных профессиональных ролей позволяет
ребёнку сделать осознанный профессиональный выбор, дети учатся видеть
окружающий мир по-другому, что может обеспечить успешность в будущем.
Обучающиеся
ведут фото- и видеосъёмку, во время которой учатся правильно выбирать точку
съёмки, монтировать видеофильмы, брать интервью. Ребята снимают
репортажи с мероприятий, проводимых в школе.
С
этого учебного года в школе организована театральная студия, руководитель Елена
Николаевна Казакова. Цель проекта –
силой воздействия искусства, личного соприкосновения с ним, формировать
духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в
возрастной период перехода к самостоятельности. Двигаясь от простого к
сложному, ребята приобретают опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что, занимаясь в литературно-драматическом кружке, дети учатся коллективной
работе, работе с партнёром, над характерами персонажей, мотивами их действий,
приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом,
так отдельных литературных героев. С помощью театра можно решать следующие
педагогические задачи: обучение духовно-нравственным традициям и нормам
поведения, эмоционально-волевые качества личности, что вполне
соответствует Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской
Федерации».
Деятельность
объединений дополнительного образования нашла своё отражение в общешкольном
проекте «Духовно-нравственной среда», где учащиеся демонстрируют тематические
видеосюжеты патриотической, духовной направленности.
В
школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.
Система
духовно-нравственного развития личности в нашей школе приносит свои плоды. Обучающиеся
МКОУ «Фоминичская СОШ» являются постоянными участниками и победителями разных
конкурсов. Они регулярно занимают призовые места в районных, областных
конкурсах: «Храм души», «Пасхальное яйцо», «Рождественская открытка», «Красота
Божьего мира», «Неопалимая Купина». Впервые приняли участие в региональном
фестивале начинающих детских театральных коллективов «Ступеньки». Ежегодно
участвуем в муниципальном конкурсе чтецов духовной поэзии и прозы «Отзвуки
небес», в фестивале-смотре национальных культур «Дружба народов». Хотелось бы поблагодарить самых активных
учащихся нашей школы: Киру Демешину, Ирину Антошину, Анну Чекушину, Александра Жарикова,
Гликерию Чекушину, Валерию Азарных, Максима Макарова.
Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более
раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие
таланты как артиста, художника, поэта, рассказчика.
Для того чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир,
наполненный светлой радостью, ежегодно в школе проводятся различные внеклассные
мероприятия, направленные на формирование нравственных качеств, патриотических
чувств, на развитие творческих способностей - это концерты (День учителя, День
семьи, День матери, 23 февраля, День Победы). Все эти мероприятия проводятся с обязательным участием родителей и
служат объединению семьи, учат детей дарить своё творчество людям.
В нашей школе складывается система работы,
позволяющая нашим ученикам стать гуманнее и духовно богаче. Задачи перед нами
стоят нелёгкие, но мы с оптимизмом смотрим в завтрашний день. Хочется верить, что
наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность,
станет школой «воспитания добрых чувств», и наши дети вырастут достойными
гражданами своей страны!
МКОУ «Фоминичская СОШ».