„Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и
наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями
постижения того или другого предмета; не учить,
а только
помогать учиться".
(Константин Дмитриевич Ушинский).
2023 год Указом Президента России Владимира
Путина объявлен Годом педагога и наставника.
Наставник - воспитатель, учитель, педагог, тренер,
куратор…
Скорее всего, в жизни каждого из нас был или есть
наставник. По каким принципам мы выбираем себе наставника? Каким он должен
быть? Я думаю, вы все согласитесь со мной: в первую очередь, это должен быть
человек, который служит для нас примером, чей духовный мир нам близок, чей
жизненный/профессиональный опыт мы хотим перенять.
А какую роль в жизни человека играет наставник? И так ли
он необходим? На протяжении всей жизни нас окружают разные люди: у одних мы
учимся, другие учат нас… И не всегда опыт, который мы получаем - положительный.
И поэтому так важно осознавать, что рядом есть человек, который «подаст руку»,
поможет, поддержит, наставит…
Я с благодарностью вспоминаю своих учителей, которые
учили не только правилам, теоремам и законам, но и помогали открывать новые
смыслы, по-иному смотреть на вещи. И я искренне надеюсь, что нынешняя молодёжь
в надёжных руках. Ведь сколько зависит от учителя: кем ты будешь себя считать –
неудачником или человеком, у которого всё получится, лентяем и бездельником или
человеком, у которого есть собственные интересы… Первый вопрос, который задал
себе Карл Роджерс в статье «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был
учителем» - это «умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и
взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без
предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот
мир?»
Учитель часто является нравственным эталоном для ученика.
И портрет учителя или же наставника глазами ученика не имеет полутонов. Ученики
ждут справедливости, принципиальности, доброты, честности.
Поэтому не бойтесь задавать себе вопрос: «являюсь ли я
для кого-то наставником? Могу ли я быть тем, кто поведёт за собой?» Не бойтесь
анализировать, не бойтесь находить ошибки и признавать их. Ведь важно не то,
сколько промашек вы обнаружили, а то, что сделаете, чтобы в дальнейшем избежать
их.
Ирина
Ковалюк, педагог-психолог
МКУ «Центр ППМС помощи».