Сегодня: Суббота 20 апреля 2024 г.

Пример наставника

№№58-60 19 мая 2023 г.

„Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться".
(Константин Дмитриевич Ушинский).

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Наставник - воспитатель, учитель, педагог, тренер, куратор…

Скорее всего, в жизни каждого из нас был или есть наставник. По каким принципам мы выбираем себе наставника? Каким он должен быть? Я думаю, вы все согласитесь со мной: в первую очередь, это должен быть человек, который служит для нас примером, чей духовный мир нам близок, чей жизненный/профессиональный опыт мы хотим перенять.

А какую роль в жизни человека играет наставник? И так ли он необходим? На протяжении всей жизни нас окружают разные люди: у одних мы учимся, другие учат нас… И не всегда опыт, который мы получаем - положительный. И поэтому так важно осознавать, что рядом есть человек, который «подаст руку», поможет, поддержит, наставит…

Я с благодарностью вспоминаю своих учителей, которые учили не только правилам, теоремам и законам, но и помогали открывать новые смыслы, по-иному смотреть на вещи. И я искренне надеюсь, что нынешняя молодёжь в надёжных руках. Ведь сколько зависит от учителя: кем ты будешь себя считать – неудачником или человеком, у которого всё получится, лентяем и бездельником или человеком, у которого есть собственные интересы… Первый вопрос, который задал себе Карл Роджерс в статье «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем» - это «умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?»

Учитель часто является нравственным эталоном для ученика. И портрет учителя или же наставника глазами ученика не имеет полутонов. Ученики ждут справедливости, принципиальности, доброты, честности.

Поэтому не бойтесь задавать себе вопрос: «являюсь ли я для кого-то наставником? Могу ли я быть тем, кто поведёт за собой?» Не бойтесь анализировать, не бойтесь находить ошибки и признавать их. Ведь важно не то, сколько промашек вы обнаружили, а то, что сделаете, чтобы в дальнейшем избежать их.

Ирина Ковалюк, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».