Сегодня: Вторник 30 июля 2024 г.

Наставничество в современном образовании

№№82-84 14 июля 2023 г.

«Каждый нуждается в наставнике:

забота о таланте в вашей организации»

Дэвид Клаттербак.

В нашей стране 2023 год указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. У каждого из нас возникают разные ассоциации при слове наставник. Для кого-то наставник - это опытный человек, который много знает и умеет. Для других наставник - это человек, который направляет, мотивирует к деятельности, вдохновляет. А для кого - то наставник - это человек, который готов придти на помощь в трудную минуту, помочь избежать в деятельности множества ошибок и промахов. Этот ассоциативный ряд можно продолжать долго, но говоря о наставнике, мы отмечаем самое важное – это человек, который передает знания и опыт, помощник, это мастер своего дела, профессионал.

А что же такое наставничество в образовании? Говоря о сфере образования наставничество можно рассматривать как одну из форм обучения, которая существует давно, но не заслуженно была забыта на определенный промежуток времени. Наставничество – это наиболее удобный и эффективный способ передачи знаний и умений от опытного и знающего педагога старшего поколения молодому поколению. Благодаря наставничеству молодые специалисты быстрее адаптируются в профессии и успешно реализуют себя в профессиональной деятельности. Поэтому для современного образования это вновь становится важным и актуальным. Следует отметить, что наставничество в настоящее время применяют в самых разных сферах образования: это и школа, и ВУЗ. Наставничество можно назвать особого рода технологией получения наиболее важных профессиональных качеств и компетенций, при которой, участники процесса чувствуют себя на равных, выстраивают между друг другом доверительные отношения. И наставник, и ученик учатся друг у друга, получают новую для себя информацию. Происходит своего рода двустороннее обучение, выгодное для обоих, развивающее участников. Это своего рода развивающее наставничество (можно использовать и такой термин).

Каким же бывает наставничество? Существуют зарубежные практики наставничества. Понятно, что в разных станах опыт наставничества отличается, но он достаточно интересный и имеет свои особенности. Мне хотелось бы, вас с ним познакомить.

Так, например, в Германии на последних курсах педагогического института, когда у студентов завершается теоретическое обучение, их направляют на педагогическую практику. И в течение полутора лет они работают в специально предназначенной для этого школе под наблюдением персонального наставника. Основная задача мастера-наставника погружение студента в профессию, и отработка полученных в вузе знаний на практике. Интересный факт: за успешную сдачу второго государственного экзамена в равной степени несут ответственность и преподаватели ВУЗа, и студент, и его наставник.

В Канаде наставничество рассматривается как разовые встречи, консультации, индивидуальный разбор наставляемого собственного опыта достижений и ошибок. Возможно взаимное посещение занятий, уроков с целью их дальнейшего анализа.

А вот в Японии стать учителем без участия в программе наставничества нельзя! Наставник достаточно долго сопровождает молодого педагога. Вместе посещают профильные мероприятия, семинары, проектную и исследовательскую деятельность, выбирают образовательные программы необходимые для молодого специалиста. Нужно отметить, что наставник постоянно знакомит молодого специалиста с основными направлениями образования. Это и нормативная база, и учебники, и программы, стандарты и цифровизация обучения. Помогает находить правильный выход из возникших педагогических ситуаций.

В Китае также первые три года молодой учитель участвует в программе наставничества. Он входит в состав школьной учебно-исследовательской группы по своему предмету, а также в группу по подготовке к урокам в конкретном классе.

А в Республике Корея к наставнику предъявляют определённые требования. Наставником может быть человек со стажем, который в данной сфере проработал не менее 15 лет, имею высокую квалификацию. И при управлении образования работает отборочная комиссия, которая рассматривает и отбирает кандидатуры педагогов-наставников. И у такого педагога первая половина рабочего дня уходит на преподавание своего предмета учащимся, а вторая на сопровождение молодых коллег.

Всё выше сказанное, ещё раз говорит о важности и необходимости наставника в образовательной среде, в образовании. А что мы с вами можем позаимствовать, уважаемые коллеги, для организации эффективного наставничества в школе из зарубежного опыта?

С. ФИЛИМОНОВА, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».