«Каждый нуждается в
наставнике:
забота о таланте в вашей организации»
Дэвид Клаттербак.
В
нашей стране 2023 год указом Президента РФ объявлен Годом педагога и
наставника. У каждого из нас возникают разные ассоциации при слове наставник. Для кого-то наставник - это опытный человек,
который много знает и умеет. Для других наставник - это человек, который
направляет, мотивирует к деятельности, вдохновляет. А для кого - то наставник -
это человек, который готов придти на помощь в трудную минуту, помочь избежать в
деятельности множества ошибок и промахов. Этот ассоциативный ряд можно
продолжать долго, но говоря о наставнике, мы отмечаем самое важное – это
человек, который передает знания и опыт, помощник, это мастер своего дела,
профессионал.
А
что же такое наставничество в образовании? Говоря о сфере образования
наставничество можно рассматривать как одну из форм обучения, которая
существует давно, но не заслуженно была забыта на определенный промежуток времени.
Наставничество – это наиболее удобный и эффективный способ передачи знаний и
умений от опытного и знающего педагога старшего поколения молодому поколению.
Благодаря наставничеству молодые специалисты быстрее адаптируются в профессии и
успешно реализуют себя в профессиональной деятельности. Поэтому для современного
образования это вновь становится важным и актуальным. Следует отметить, что
наставничество в настоящее время применяют в самых разных сферах образования:
это и школа, и ВУЗ. Наставничество можно назвать особого рода технологией
получения наиболее важных профессиональных качеств и компетенций, при которой,
участники процесса чувствуют себя на равных, выстраивают между друг другом
доверительные отношения. И наставник, и ученик учатся друг у друга, получают
новую для себя информацию. Происходит своего рода двустороннее обучение,
выгодное для обоих, развивающее участников. Это своего рода развивающее
наставничество (можно использовать и такой термин).
Каким
же бывает наставничество? Существуют зарубежные практики наставничества.
Понятно, что в разных станах опыт наставничества отличается, но он достаточно
интересный и имеет свои особенности. Мне
хотелось бы, вас с ним познакомить.
Так,
например, в Германии на последних курсах педагогического института, когда у
студентов завершается теоретическое обучение, их направляют на педагогическую
практику. И в течение полутора лет они работают в специально предназначенной для
этого школе под наблюдением персонального наставника. Основная задача
мастера-наставника погружение студента в профессию, и отработка полученных в
вузе знаний на практике. Интересный факт: за успешную сдачу второго
государственного экзамена в равной степени несут ответственность и преподаватели
ВУЗа, и студент, и его наставник.
В
Канаде наставничество рассматривается как разовые встречи, консультации,
индивидуальный разбор наставляемого собственного опыта достижений и ошибок.
Возможно взаимное посещение занятий, уроков с целью их дальнейшего анализа.
А
вот в Японии стать учителем без участия в программе наставничества нельзя!
Наставник достаточно долго сопровождает молодого педагога. Вместе посещают
профильные мероприятия, семинары, проектную и исследовательскую деятельность, выбирают
образовательные программы необходимые для молодого специалиста. Нужно отметить,
что наставник постоянно знакомит молодого специалиста с основными направлениями
образования. Это и нормативная база, и учебники, и программы, стандарты и
цифровизация обучения. Помогает находить правильный выход из возникших
педагогических ситуаций.
В
Китае также первые три года молодой учитель участвует в программе
наставничества. Он входит в состав школьной учебно-исследовательской группы по
своему предмету, а также в группу по подготовке к урокам в конкретном классе.
А
в Республике Корея к наставнику предъявляют определённые требования. Наставником может быть человек
со стажем, который в данной сфере проработал не менее 15 лет, имею высокую
квалификацию. И при управлении образования работает отборочная комиссия,
которая рассматривает и отбирает кандидатуры педагогов-наставников. И у такого
педагога первая половина рабочего дня уходит на преподавание своего предмета
учащимся, а вторая на сопровождение молодых коллег.
Всё
выше сказанное, ещё раз говорит о важности и необходимости наставника в
образовательной среде, в образовании. А
что мы с вами можем позаимствовать, уважаемые коллеги, для
организации эффективного наставничества в школе из зарубежного опыта?