Сегодня: Вторник 30 июля 2024 г.

Дело принципа

№№82-84 14 июля 2023 г.

Владимир Жалоба – начальник отдела внешнеэкономических связей и переводчик ТОПО «Стройкерамика» Министерства промышленности строительных материалов не раз бывал в нашем городе. Сегодня, к 170-летию акционерного общества «Кировская керамика», он делится своими воспоминаниями, впечатлениями и выводами. Ему есть, с чем сравнивать. В ТОПО – территориальное производственное объединение входило два десятка предприятий. Из них немного, кто дожил до ХХI века. Владимир Андреевич по крупицам собирал материал о заводе, который и предлагает читателю.


(Продолжение. Начало в №№79-81)

Хочу с большим удовлетворением, как переводчик с 12-летним опытом работы за рубежом, отметить Валерия Васильевича как человека на редкость искусно владеющего методами и приёмами народной дипломатии, которая представляет собой неофициальные контакты обычных людей разных стран, их умение добиваться взаимопонимания и устанавливать взаимовыгодное сотрудничество. Его талант общения и ведения переговоров, способность убедить собеседника в серьёзности намерений, быстро и эффективно создавать контакты.
Валерий Васильевич проявлял уникальную дальновидность и, прямо скажу, искусство с выбором партнёров. Это имело архиважное значение на перспективу. Какую надо было проявлять мудрость и демонстрировать свою уверенность в равноправном, пока ещё «малоденежном» сотрудничестве, только ему одному и Богу известно. Нельзя было даже намёком отдать той или иной фирме предпочтение в ходе многочисленных встреч и переговоров, что в большинстве случаев заводило многих переговорщиков в тупик. Со всеми равные и доверительные отношения! Каждый должен был надеяться только на положительный исход сотрудничества с Михалёвым. Его открытость и деловые качества подкупали зарубежных коллег. И сегодня мы видим, сколь широкий у него круг общения с керамиками в Европе и далеко за её пределами. С ним мне было легко работать. Его речь проста, убедительна и понятна собеседнику любого ранга. Сегодня на предприятии работу с иностранными коллегами ведут квалифицированные специалисты со знанием иностранных языков. Я видел их в работе неоднократно в ходе международных выставок в Москве.

Валерий Васильевич начинал модернизацию с самого малого и доступного и, в строгом соответствии, «чтобы желания всегда совпадали с возможностями», а главное, без ущерба для коллектива, для людей. «Сказать, что было трудно, - значит ничего не сказать, – вспоминает Валерий Васильевич - На меня 90-е годы наложили свой отпечаток, до сих пор, прежде чем направить средства куда-то, думаю, просчитываю, что дальше-то, постоянно чувствую ответственность перед людьми».

За последние два десятка лет в реконструкцию и модернизацию предприятия вложено (вдумайтесь только!) собственных, без единой копейки из государственной казны, около 5 млрд. рублей. Ежегодно от 136 и доходило до 300 и 400 млн. рублей. И это далеко не предел. Проделанные за эти годы мероприятия позволили предприятию внедрить целый ряд самых передовых технологических новинок, значительно расширить ассортимент всей выпускаемой продукции, повысить её качество и конкурентоспособность. Перечислять их «поимённо» нет необходимости. На сегодняшний день завод выпускает около шести десятков различных моделей умывальников, включая спаренные для многодетных семей, восемнадцать видов унитазов, более двадцати видов бачков, биде, пьедесталов, писсуаров и другой специальной и сопутствующей продукции. Сегодня керамики с гордостью могут сказать: «Акционерное общество «Кировская керамика» - это НАШЕ, КАЛУЖСКОЕ, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ, неделимое с иностранцем предприятие». Успехи коллектива во главе с генеральным директором Валерием Васильевичем Михалёвым свидетельствуют о том, что завод крепко стоит на ногах и уверенно смотрит в будущее.

Вот как отозвался о предприятии посетивший его в 2017 году представитель фирмы «PROGETTI» - производитель самого современного оборудования «Климат-контроль», которым полностью оснащён завод, итальянец Фернандо Лора: «Я бываю на многих предприятиях по всему миру и могу сказать, что АО «Кировская керамика» - завод современного и даже выше европейского уровня. К тому же это самое чистое предприятие этой отрасли, которое мне приходилось видеть». Подобные отзывы были от многих зарубежных коллег. Хочу отметить, что большинство иностранных керамиков обращались и продолжают обращаться к Валерию Васильевичу по имени. По моим наблюдениям, так им удобнее выражать своё к нему неподдельное уважение, на что он всегда отвечал завораживающей взаимностью. Ему нельзя не поверить или усомниться в его искренности. Ему присущ особый дар в общении с людьми. Это и есть один из стержней, на котором держится стабильность предприятия, его успехи и, что самое для него важное, благополучие коллектива.

На протяжении последних лет показатели собственных оборотных средств свидетельствуют о надёжной финансовой устойчивости предприятия. Получаемая с ежегодным ростом чистая прибыль, которая в самые трудные годы опускалась только один раз до + 2%, в 2022 году составила 1,2 млрд. рублей, что значительно больше 2021 года. В развитие производства вновь вложено 200 млн. руб.. Выручка АО выросла на 10% и составила 4,8 млрд. рублей. АО «Кировская керамика» на протяжении всей своей деятельности своевременно отчисляет все положенные налоги и страховые взносы в бюджеты всех уровней и фонды. В 2022 году эта сумма выросла на 20% и составила 820 млн. рублей. У работников АО «Кировская керамика» средняя заработная плата выросла на 6% и составила более 51 тысячи руб., у литейщиков -70 тыс..

Акционерное общество - социально ответственное предприятие. Здесь успешно решаются социальные выплаты почти по 20 позициям. Если всё учитывать, то к ежемесячной заработной плате работника незримая прибавка составит, как минимум, 6-8 тыс. рублей.
Для надёжного обеспечения финансовой устойчивости предприятия основополагающим на сегодняшний день Валерий Михалёв считает «постоянное участие во всевозможных выставках как на площадках РФ, так и за рубежом, максимальная демонстрация самых последних и современных дизайнов санитарных керамических изделий, керамической плитки, керамического гранита».

Я неоднократно посещал выставки в Москве с участием завода. Павильон всегда размещался на самом людном и видном месте выставочного зала. Их завораживающие изделия нельзя, если бы и хотел, обойти. Постоянно многолюдно. Валерий Васильевич всегда за активное участие сотрудников в различных форумах, конференциях, симпозиумах, где свободно можно обменяться опытом, перенять что-то новое и ценное, мало кому известное, широко рекламировать свою продукцию, привлекать надёжных потребителей. На это выделяются огромные деньги. Как показала жизнь, «овчинка выделки стоит». Коллектив АО «Кировская керамика» уверенно следует выверенному Валерием Михалёвым годами принципу: «Никогда не останавливаться на достигнутом, не почивать на лаврах, идти вперёд и только вперёд, уверенно преодолевая любые трудности. Не расслабляться и всегда быть готовыми к неожиданным поворотам событий. Надо учиться предвидеть и идти в ногу со временем, а то и на шаг впереди. Быть в курсе всего, что и где происходит, в том числе в зарубежной керамической отрасли».

Это ярко проявилось, когда страну захлестнули санкции, а предприятие использовало почти 70% импортного сырья. Резко нарушились логистические цепочки, возникли трудности с поставками сырья и запчастей. Для многих предприятий - это катастрофа, но только не для АО «Кировская керамика». Мудрость руководителя взяла верх. Валерий Васильевич оперативно проанализировал всевозможные варианты выхода из создавшейся ситуации. Вместе скорректировали предложенный план работы. Руководитель поставил задачу, а практически потребовал: «Искать выход, а он есть, и в кратчайшие сроки добиться, чтобы завод не нарушил ритм работы, чтобы рабочие не пострадали». И снова в приоритете Люди. Все технологические службы, без преувеличения, засучив рукава, взялись за решение глобальной проблемы импортозамещения. Работа велась и продолжается беспрерывно по всем возможным направлениям как внутри страны, так и за её пределами.

Напомню, если в советское время исследованием сырья и созданием сырьевых материалов занимались целые институты, то сегодня исследовательскими центрами стали, без преувеличения, существующие и оперативно развернутые новые лаборатории в цехах, оснащённые новейшим необходимым оборудованием.

Параллельно идёт интенсивное обучение персонала. Специалисты ремонтных цехов успешно создают свои российские аналоги запчастей. Впервые завод заключил договор с отечественной компанией на поставку оборудования законченного цикла для нового участка по производству шамота, одного из сырьевых компонентов производства умывальников. Несмотря на сложную обстановку, компания сумела сохранить и нарастить операционные и финансовые показатели. Объем выручки в 2022 году увеличился. В развитие производства вновь вложено 200 млн. рублей. Сегодня в производстве санитарных керамических изделий, керамической плитки и керамического гранита ключевым направлением остаётся освоение новых технологий, обновление и расширение ассортимента и дизайна под хорошо известными в Европе и за её пределами брендами «ROSA», «KIROVIT», «VALLERI». Акционерное общество обладает исключительным правом на несколько товарных знаков. На предприятии успешно решается основополагающий принцип деятельности: «Это не только получение от производства прибыли, но и служить коллективу и обществу. Принцип, который содержит в себе уверенную социальную направленность». Это одна из важных задач поставленных Валерием Михалевым при вступлении на пост генерального директора.

Сегодня АО «Кировская керамика» - это визитная карточка района и города. Экономическая ситуация в районе, без преувеличения, зависит от того, какая обстановка на предприятии, как складываются его показатели. А их, как и в сотнях других предприятий и компаний, определяет компетентный в РФ «Всероссийский Бизнес-Рейтинг». Напомню, что еще в 2013 году за достигнутые высокие показатели в категории «Производство керамических санитарных изделий» в 2011 и 2012 годах ЗАО «Кировская керамика» было присвоено первое место в ЦФО и Российской Федерации с вручением медали и Сертификата «Лидер России 2013». Особо было отмечено, что данный показатель один из лучших в истории рейтингов. Еще до создания в 2006 году «Бизнес-Рейтинга», предприятию уже был вручен в 2004 году специальный Диплом РФ «За освоение эффективных форм организации производства в 1993 – 2003 годы». Это был триумфальный успех предприятия отечественной керамической отрасли в условиях рыночных отношений. АО «Кировская керамика» на протяжении многих лет остаётся лидером в различных номинациях в ЦФО и в стране. «Лидер отрасли России – 2014, 2015, 2016, 2017», «Добросовестный поставщик 2016, 2018» заслуженно входит в реестр добросовестных поставщиков РФ - «Надежный поставщик – 2018, 2019 г.». Диплом 1-й степени «За достижение высокой эффективности и конкурентоспособности в строительстве и промышленности строительных материалов». Победитель в конкурсе «Сто лучших товаров России». Национальный «Сертификат соответствия финансовой устойчивости». «Предприятие года – 2019». Диплом 1-й степени - «Победитель в областном конкурсе организаций стройиндустрии и строительных материалов - 2019», «Социально ответственный работодатель - 2020». По итогам экспертной оценки финансово-экономических показателей, акционерное общество отнесено к числу «Лучшее предприятие отрасли 2022». Все достижения подтверждают почетный статус социально ответственного предприятия перед государством, клиентами, партнёрами и потребителями.

Валерий Васильевич дорожит своим предприятием и убеждён, что завод - это зеркало коллектива. За эти годы инфраструктура всей территории претерпела колоссальные изменения и находится на самом высоком современном эстетическом уровне. Построены новые, реконструированы и реставрированы старые корпуса, административное здание, хозяйственные и подсобные строения, современные складские помещения и независимые друг от друга новые мини-котельные.

В цехах и на участках оборудованы по высшему классу раздевалки и душевые. На заводе своя столовая, где рабочие ночной смены обеспечены бесплатным питанием. Открыт и пользуется большим спросом у заводчан и членов семей просторный современный со всеми удобствами спортивный зал, оснащённый самыми современными многофункциональными тренажерами. Функционирует лицензированный - один из лучших на предприятиях области - медицинский пункт, где проводят постоянный приём, осмотр и диспансеризацию высококвалифицированные врачи. Работают физиотерапевтические и процедурные кабинеты, в том числе массажный. Всё это без отрыва от производства. Можете представить, сколько сэкономлено рабочих часов, личного времени работников.

А территория!!! Разнообразные деревья и кустарники, ухоженные цветочные клумбы. Между строениями - качественные пешеходные дорожки. Множество информационных стендов и ежегодно обновляемая Аллея передовиков производства. Разветвленная дорожная сеть, оборудованы подъездные погрузочно-разгрузочные посты. Напротив офиса – великолепный сквер, где установлен памятник «Скорбящей матери». С высоты птичьего полёта территория столь крупного промышленного предприятия выглядит завораживающе. Это всё он, Валерий Михалев, рабочие и сбалансированный им коллектив высококвалифицированных единомышленников.

Продолжение читайте в следующем номере.