Сегодня: Вторник 30 июля 2024 г.

Песоченский агитационный фаянс 1920-х годов как культурное и художественное явление

№№91-93 4 августа 2023 г.

Песоченская фаянсовая фабрика, основанная Сергеем Ивановичем Мальцовым в 1853 г. и арендованная в 1899 г. Товариществом М.С. Кузнецова, уже у новых владельцев - Акционерного общества мальцовских заводов (АОМЗ) - в начале 20 века переживала период реконструкции и расширения объемов производства и внедрения новых технологий декорирования изделий.

Манер, агашки и прозолоть

Покупателями кузнецовского фарфора и фаянса были широкие демократические слои города и деревни, давно оценившие потребительские свойства песоченской посуды. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что почти в каждой интеллигентской и рабочей семье, в мещанской среде была в использовании кузнецовская посуда. Ну, и во многих домах были фаянсовые корзинки, сухарницы, медальоны, кувшины, подносы, подсвечники, вазы, пепельницы, цветники, скульптуры и прочие художественные вещи, выпускавшиеся на песоченской фабрике. В этой группе кузнецовского фаянса были выработаны на основе традиций народной росписи такие виды живописного декора, как «агашки», «манер» (растительный орнамент) и «прозолоть» (роспись золотом), отразившие в своей стилистике убыстренный темп работы мастериц. Однако отдельные штучные веши, такие как напольные и настольные вазы, настенные медальоны и ряд других, требовали художественно-сюжетной росписи. К счастью, сегодня нам известны имена двух песоченских художников первой трети ХХ века, работавших в технике авторской росписи с индивидуальными приёмами письма. Возможно, кто-то из них или их учеников расписал уже в конце 1930-х гг. вазу (находится в экспозиции городского музея) в стиле модерн начала века, что лишний раз говорит об устойчивости традиций в художественном фаянсе.

Архивные документы донесли до нас имена тех людей, что руководили производством утилитарного и художественного фаянса в Песочне на рубеже двух эпох – кузнецовской (до 1919 г.) и первых советских лет. Это были Иван Спиридонович Безсмертнов, старший скульптор-отборщик точильной мастерской, и Д. А. Лагузин, заведующий живописной мастерской. Основными художниками по фаянсу трудились коренной песоченец Андриан Матвеевич Переборщиков, а также переведенный с Дулёвской фабрики Кузнецовых в Песочню Михаил Иванович Снопов (1881-1958), долгие годы сам расписывавший штучные вещи, а в советское время – мастер, позже начальник живописного цеха. Хранящиеся в музейных и частных собраниях фаянсовые предметы, имеющие клейма и атрибутированные как изделия песоченской фабрики, трудно приписать конкретно кому-то из названных художников, ведь были и другие мастера, имён которых мы пока не знаем. Тем не менее, все эти предметы из кировского музейного и частных собраний отмечены печатью настоящего искусства и имеют несомненную художественную ценность.

…Второе десятилетие ХХ века в русской художественной промышленности было ознаменовано переходом от модерна к классицизму, что в кузнецовском фарфоре и фаянсе выразилось в применении декольной техники. Массовая репродукционная деколь (наклейка-картинка) позволила имитировать старинный художественный фарфор. Механический метод декорирования изделий сочетался с подражательным характером изображения. В силу художественной техники деколь «для яркости» проходили на песоченской фабрике цветом. Почти одновременно на кузнецовских производствах была внедрена «аэрографная» техника или «трафарет»: распыляя краску, изделие окрашивали в 1-3 тени.

Победа большевиков в октябре 1917 года и начавшиеся социалистические преобразования затронули все стороны жизни в России. Не осталась в стороне и такая отрасль художественной промышленности как фарфорово-фаянсовое производство. Качественно новым явлением, ставшим не только этапом в художественном декорировании посуды, но и средством идейного воспитания широких масс населения (можно даже сказать, одним из действенных инструментов идеологической деятельности партии) стал агитационный фарфор и фаянс. В этом художественном направлении, призванном соединить художественные и идеологические задачи, стали работать видные деятели художественной жизни первых послереволюционных лет – С. Чехонин, Н. Данько, М. Добужинский, Н. Альтман, Г. Нарбут, А. Самохвалов, Н. Суетин, В. Татлин.

В одном экземляре

Самым ранним из известных на сегодняшний день изделием песоченского агитационного фаянса является памятное блюдо (или «медальон», как принято было говорить в Песочне) из Брянского областного краеведческого музея (находится в экспозиции). Посвящён этот медальон пятилетию профессионального союза рабочих-химиков и был изготовлен и подарен рабочими Песоченской фабрики Брянскому губернскому отделу профсоюза (следует напомнить, что Песоченский Завод в это время, с 1920 г. по 1929 г., находился в составе Брянской губернии).

В центре медальона многоцветная композиция, выполненная в технике ручной росписи и олицетворяющая возрождённую промышленность советской России: на фоне восходящего алого солнца с сеткой лучей стоят заводские корпуса, дымят многочисленные трубы. В нижней части композиции изображены орудия труда живописцев (химиков): пузырьки, колбы, отливки тарелок и прочее. Колорит картинки напряжённый, весьма насыщен цветом и экспрессией рисунка. По широкому ободу вокруг живописной композиции идёт текст памятно-дарительной надписи и дата «26.IX.1923 г.».

К 1925 г. относятся два предмета, а именно памятные кружки, выполненные по заказам со стороны. Одна из них «лозунговая», с минимумом росписи и текстом: «Рабочий, ты фабрику восстановил – береги её!», - выполнена для Ивотской стекольной фабрики, входившей, как и песоченская, в состав Мальцовского (с 1923 г. – Фокинского) промышленного округа. Кроме этой призывной надписи, на кружке изображены в обобщённых формах заводские цеха, вереница стеклянных халяв и рабочий, выдувающий через трубку эту самую халяву (огромный цилиндрический пузырь – заготовку). Предмет находится в экспозиции Музея истории посёлка Ивот и известен в одном экземпляре.

Также в одном экземпляре представлена памятная кружка в экспозиции Кировского историко-краеведческого музея (дар Р. А. Горбатенко, апрель 1994 г.), посвящённая открытию памятника политическому и государственному деятелю Игнату Фокину в г. Людинове 7 ноября 1925 г.. Тулово предмета по окружности украшено изображением памятника и соответствующей надписью. Рисунок, как и на ивотской кружке в одну краску зелёного цвета, позволяет предположить, что роспись сделана вручную хорошим живописцем и в одно время. Высота предмета - 8,5 см, диаметр - 8 см. Возможно, эскиз росписи этой кружки создан ленинградским художником Я. В. Гурецким (1876-1938), бывшим в длительной творческой командировке в Мальцовском округе и работавшим в это время на Песоченской фабрике. По некоторым данным, Гурецкий участвовал и в создании фокинского мемориала в Людинове.

Сегодня хочу ввести в научный и краеведческий оборот ряд предметов Песоченской фабрики, выявленных в последние годы и относящихся к агитационному фаянсу. Ряд предметов находится в частной коллекции исследователя истории Мальцовского округа Владимира Владимировича Жукова (г. Киров), другие же атрибутируемые в статье песоченские изделия взяты из свободных источников, размещённых в глобальной сети Интернет.

Тарелка «Пашня по-новому»

Диаметр тарелки 20 см. В центре следующая композиция: на переднем плане две мужские фигуры, изображённые со спины, с головами, повёрнутыми в профиль. Это явно крестьянские типы: левый – в картузе, правый – чешет затылок рукой. На среднем плане изображён тракторист на гусеничном тракторе с прицепными плугами, который пашет зябь. На дальнем плане – лес, над которым на фоне белых облаков летит цепь аэропланов.

В нижней части, под фигурами, текст в 4 строки черной краской: «Эх ты, Фёдор, эх ты, Фёдор. Эх ты, Фёдор, темнота. Глянь-ка, землю год от году люди пашут уж не так».

Ручная подглазурная роспись выполнена в 7 красок. Борт изделия не декорирован. Диаметр тарелки 15 см. Время изготовления – первая половина 1920-х гг..

Клеймо подглазурное тёмно-зелёной краской «Песоченская фабрика ГМЗ» (Трест «Государственные мальцовские заводы»). На дне тарелки вручную поставлен ассортиментный номер изделия - 70.

Карандашница «Будь на чеку»

Изделие представляет собой керамический бокал (кружка без ручки), приклеенный к 8-гранной тарелочке.

На тулове бокала с одной стороны декоративная композиция из красной 5-конечной звезды в соединении с шестерней; по центру звезды – черный силуэт головы человека в военном шлеме типа будёновки. Слева от композиции полукругом надпись в 3 строки: «Будь на чеку».

Ручная подглазурная роспись выполнена в три краски. Точные размеры изделия не известны, т.к. изображение взято из открытых источников. Время изготовления: 1929-1931 гг.

Подглазурное клеймо зелёного цвета «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ РСФСР).

Тарелка «КИМ»

В центре композиции – членский значок КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи). Внутри значка в жёлтом круге 5-конечная звезда красного цвета; на ней по центру белыми буквами написано: «КИМ». Кимовский значок помещён в круговую композицию из растительного орнамента в 7 красок и букв «СССР» с 4-х сторон значка. Вся орнаментальная и шрифтовая композиция выполнена в технике ручной росписи, по окружности отведена усиком золотом.

По борту тарелки – отводка синей краской, внутри неё – круговая лента трафаретной печати из мелких декоративных элементов. Диаметр изделия 20 см. Изделие изготовлено во второй половине 1920-х гг. (частная коллекция В. В. Жукова).

На обратной стороне дна изделия нанесено клеймо подглазурной краской светло-зелёного цвета «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ РСФСР).

Продолжение в следующем номере.
А.БАУЭР, историк-краевед.