Песоченская фаянсовая фабрика, основанная
Сергеем Ивановичем Мальцовым в 1853 г. и арендованная в 1899 г. Товариществом
М.С. Кузнецова, уже у новых владельцев - Акционерного общества мальцовских заводов (АОМЗ) - в начале 20 века
переживала период реконструкции и расширения объемов производства и внедрения
новых технологий декорирования изделий.
Манер, агашки и прозолоть
Покупателями
кузнецовского фарфора и фаянса были широкие демократические слои города и
деревни, давно оценившие потребительские свойства песоченской посуды. Пожалуй,
не будет преувеличением сказать, что почти в каждой интеллигентской и рабочей
семье, в мещанской среде была в использовании кузнецовская посуда. Ну, и во
многих домах были фаянсовые корзинки, сухарницы, медальоны, кувшины, подносы,
подсвечники, вазы, пепельницы, цветники, скульптуры и прочие художественные
вещи, выпускавшиеся на песоченской фабрике. В этой группе кузнецовского фаянса
были выработаны на основе традиций народной росписи такие виды живописного
декора, как «агашки», «манер» (растительный орнамент) и «прозолоть» (роспись
золотом), отразившие в своей стилистике убыстренный темп работы мастериц.
Однако отдельные штучные веши, такие как напольные и настольные вазы, настенные
медальоны и ряд других, требовали художественно-сюжетной росписи. К счастью,
сегодня нам известны имена двух песоченских художников первой трети ХХ века,
работавших в технике авторской росписи с индивидуальными приёмами письма.
Возможно, кто-то из них или их учеников расписал уже в конце 1930-х гг. вазу
(находится в экспозиции городского музея) в стиле модерн начала века, что
лишний раз говорит об устойчивости традиций в художественном фаянсе.
Архивные
документы донесли до нас имена тех людей, что руководили производством
утилитарного и художественного фаянса в Песочне на рубеже двух эпох –
кузнецовской (до 1919 г.) и первых советских лет. Это были Иван Спиридонович
Безсмертнов, старший скульптор-отборщик точильной мастерской, и Д. А. Лагузин,
заведующий живописной мастерской. Основными художниками по фаянсу трудились коренной
песоченец Андриан Матвеевич Переборщиков, а также переведенный с Дулёвской
фабрики Кузнецовых в Песочню Михаил Иванович Снопов (1881-1958), долгие годы
сам расписывавший штучные вещи, а в советское время – мастер, позже начальник
живописного цеха. Хранящиеся в музейных и частных собраниях фаянсовые предметы,
имеющие клейма и атрибутированные как изделия песоченской фабрики, трудно
приписать конкретно кому-то из названных художников, ведь были и другие
мастера, имён которых мы пока не знаем. Тем не менее, все эти предметы из
кировского музейного и частных собраний отмечены печатью настоящего искусства и
имеют несомненную художественную ценность.
…Второе
десятилетие ХХ века в русской художественной промышленности было ознаменовано
переходом от модерна к классицизму, что в кузнецовском фарфоре и фаянсе
выразилось в применении декольной техники. Массовая репродукционная деколь
(наклейка-картинка) позволила имитировать старинный художественный фарфор.
Механический метод декорирования изделий сочетался с подражательным характером
изображения. В силу художественной техники деколь «для яркости» проходили на
песоченской фабрике цветом. Почти одновременно на кузнецовских производствах
была внедрена «аэрографная» техника или «трафарет»: распыляя краску, изделие
окрашивали в 1-3 тени.
Победа
большевиков в октябре 1917 года и начавшиеся социалистические преобразования
затронули все стороны жизни в России. Не осталась в стороне и такая отрасль художественной
промышленности как фарфорово-фаянсовое производство. Качественно новым
явлением, ставшим не только этапом в художественном декорировании посуды, но и
средством идейного воспитания широких масс населения (можно даже сказать, одним
из действенных инструментов идеологической деятельности партии) стал агитационный
фарфор и фаянс. В этом художественном направлении, призванном соединить
художественные и идеологические задачи, стали работать видные деятели
художественной жизни первых послереволюционных лет – С. Чехонин, Н. Данько, М.
Добужинский, Н. Альтман, Г. Нарбут, А. Самохвалов, Н. Суетин, В. Татлин.
В одном экземляре
Самым
ранним из известных на сегодняшний день изделием песоченского агитационного
фаянса является памятное блюдо (или «медальон», как принято было говорить в
Песочне) из Брянского областного краеведческого музея (находится в экспозиции).
Посвящён этот медальон пятилетию профессионального союза рабочих-химиков и был
изготовлен и подарен рабочими Песоченской фабрики Брянскому губернскому отделу
профсоюза (следует напомнить, что Песоченский Завод в это время, с 1920 г. по
1929 г., находился в составе Брянской губернии).
В
центре медальона многоцветная композиция, выполненная в технике ручной росписи
и олицетворяющая возрождённую промышленность советской России: на фоне
восходящего алого солнца с сеткой лучей стоят заводские корпуса, дымят
многочисленные трубы. В нижней части композиции изображены орудия труда
живописцев (химиков): пузырьки, колбы, отливки тарелок и прочее. Колорит
картинки напряжённый, весьма насыщен цветом и экспрессией рисунка. По широкому
ободу вокруг живописной композиции идёт текст памятно-дарительной надписи и
дата «26.IX.1923 г.».
К
1925 г. относятся два предмета, а именно памятные кружки, выполненные по
заказам со стороны. Одна из них «лозунговая», с минимумом росписи и текстом:
«Рабочий, ты фабрику восстановил – береги её!», - выполнена для Ивотской
стекольной фабрики, входившей, как и песоченская, в состав Мальцовского (с 1923
г. – Фокинского) промышленного округа. Кроме этой призывной надписи, на кружке
изображены в обобщённых формах заводские цеха, вереница стеклянных халяв и
рабочий, выдувающий через трубку эту самую халяву (огромный цилиндрический
пузырь – заготовку). Предмет находится в экспозиции Музея истории посёлка Ивот
и известен в одном экземпляре.
Также
в одном экземпляре представлена памятная кружка в экспозиции Кировского
историко-краеведческого музея (дар Р. А. Горбатенко, апрель 1994 г.), посвящённая
открытию памятника политическому и государственному деятелю Игнату Фокину в г.
Людинове 7 ноября 1925 г.. Тулово предмета по окружности украшено изображением
памятника и соответствующей надписью. Рисунок, как и на ивотской кружке в одну краску зелёного цвета,
позволяет предположить, что роспись сделана вручную хорошим живописцем и в одно
время. Высота предмета - 8,5 см, диаметр - 8 см. Возможно, эскиз росписи этой
кружки создан ленинградским художником Я. В. Гурецким (1876-1938), бывшим в
длительной творческой командировке в Мальцовском округе и работавшим в это
время на Песоченской фабрике. По некоторым данным, Гурецкий участвовал и в
создании фокинского мемориала в Людинове.
Сегодня
хочу ввести в научный и краеведческий оборот ряд предметов Песоченской фабрики,
выявленных в последние годы и относящихся к агитационному фаянсу. Ряд предметов
находится в частной коллекции исследователя истории Мальцовского округа
Владимира Владимировича Жукова (г. Киров), другие же атрибутируемые в статье
песоченские изделия взяты из свободных источников, размещённых в глобальной
сети Интернет.
Тарелка
«Пашня по-новому»
Диаметр
тарелки 20 см. В центре следующая композиция: на переднем плане две мужские
фигуры, изображённые со спины, с головами, повёрнутыми в профиль. Это явно
крестьянские типы: левый – в картузе, правый – чешет затылок рукой. На среднем
плане изображён тракторист на гусеничном тракторе с прицепными плугами, который
пашет зябь. На дальнем плане – лес, над которым на фоне белых облаков летит
цепь аэропланов.
В
нижней части, под фигурами, текст в 4 строки черной краской: «Эх ты, Фёдор,
эх ты, Фёдор. Эх ты, Фёдор, темнота. Глянь-ка, землю год от году люди
пашут уж не так».
Ручная
подглазурная роспись выполнена в 7 красок. Борт изделия не декорирован. Диаметр
тарелки 15 см. Время изготовления – первая половина 1920-х гг..
Клеймо
подглазурное тёмно-зелёной краской «Песоченская фабрика ГМЗ» (Трест
«Государственные мальцовские заводы»). На дне тарелки вручную поставлен ассортиментный номер изделия - 70.
Карандашница
«Будь на чеку»
Изделие
представляет собой керамический бокал (кружка без ручки), приклеенный к 8-гранной
тарелочке.
На
тулове бокала с одной стороны декоративная композиция из красной 5-конечной
звезды в соединении с шестерней; по центру звезды – черный силуэт головы
человека в военном шлеме типа будёновки. Слева от композиции полукругом надпись
в 3 строки: «Будь на чеку».
Ручная
подглазурная роспись выполнена в три краски. Точные размеры изделия не
известны, т.к. изображение взято из открытых источников. Время изготовления:
1929-1931 гг.
Подглазурное
клеймо зелёного цвета «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный
фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ РСФСР).
Тарелка
«КИМ»
В
центре композиции – членский значок КИМ (Коммунистический интернационал
молодёжи). Внутри значка в жёлтом круге 5-конечная звезда красного цвета; на
ней по центру белыми буквами написано: «КИМ». Кимовский значок помещён в
круговую композицию из растительного орнамента в 7 красок и букв «СССР» с 4-х
сторон значка. Вся орнаментальная и шрифтовая композиция выполнена в технике
ручной росписи, по окружности отведена усиком золотом.
По
борту тарелки – отводка синей краской, внутри неё – круговая лента трафаретной
печати из мелких декоративных элементов. Диаметр изделия 20 см. Изделие изготовлено во второй половине 1920-х гг.
(частная коллекция В. В. Жукова).
На
обратной стороне дна изделия нанесено клеймо подглазурной краской светло-зелёного
цвета «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный
фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ РСФСР).
А.БАУЭР, историк-краевед.