Сегодня: Вторник 23 июля 2024 г.

Закон о такси: что изменится с 1 сентября 2023 года

7 августа 2023 г.

Перевозки пассажиров на транспорте регламентируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. И в соответствии с этим документом в качестве перевозчика на легковом такси может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

С 1 сентября 2023 года устав будет обновлен и перевозчиками на легковых такси смогут также выступать самозанятые физические лица. Кроме того, с 1 сентября, вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», трансформирующий систему государственного регулирования рынка такси в России.

В документе объединили много действующих правил, но есть и новшества.

1. Согласно указанному Федеральному закону, с 1 сентября 2023 года самозанятые получат разрешения на работу в такси без регистрации ИП. Такой порядок допускается при условии заключения договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность через интернет.

2. Кроме этого, в регионах создадут по 3 важных реестра, некоторых водителей запретят допускать к работе, введут положения об ответственности служб заказа такси.

Новый закон закрепляет несколько типов реестров, важных для сферы такси, такие реестры будут у каждого региона РФ:

· региональный реестр перевозчиков. Здесь будут храниться данные о перевозчиках и разрешениях на перевозку пассажиров в такси.

· региональный реестр легковых такси. В этом реестре будут данные автомобилей, на которых выполняют заказы такси.

· региональный реестр служб заказа легкового такси. Здесь будет собираться информация о службах, которые принимают заказы легкового такси (например, ими считаются агрегатор или самостоятельные диспетчерские без парка машин и водителей) и о том, что у них есть право на такую деятельность.

Ещё появится единая федеральная государственная информационная система легковых такси. В ней, как планируется, будет собираться и храниться информация из всех перечисленных выше реестров каждого региона.

3. Запретят допускать к управлению такси тех, кто отвечает хотя бы одному из таких критериев:

· у водителя на день до перевозки есть более 3 неуплаченных административных штрафов за нарушения в области дорожного движения. Исключение — случаи, когда сроки уплаты штрафов истекли;

· он не прошел аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинские и образовательные организации и т.д.;

· его повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения в сфере дорожного движения. Это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;

· у него есть неснятая или непогашенная судимость за совершение ряда преступлений либо его преследуют по УК РФ за такие деяния (действует с 01 марта 2023).

4. Службы заказа такси будут обязаны проводить ежедневную проверку сведений о разрешениях в реестре перевозчиков и данных в реестре такси. Перевозчик или водитель получат заказ только при условии, что:

· информация о разрешении есть в реестре перевозчиков, разрешение действующее, то есть не приостановлено и не аннулировано;

· сведения о машине есть в реестре такси.

Номер записи в реестре перевозчиков будет в обязательном порядке размещаться в салоне такси.

Кроме этого, новым законом вводятся положения об ответственности служб заказа такси за возможный вред пассажирам:

· Если у водителя отсутствовало разрешение на перевозку или его разрешение было аннулировано или приостановлено, служба несет солидарную ответственность вместе с таким водителем. Однако есть исключения.

· Если пассажира не уведомили надлежащим образом о наименовании перевозчика служба полностью несет ответственность перед пассажиром.

· Если страховка по ОСАГО или страхование гражданской ответственности перевозчика не покрывают весь ущерб, служба несет субсидиарную ответственность за возмещение реального ущерба.

Ранее такие правила отсутствовали. Введение ответственности служб заказа такси за возможный вред пассажирам будет способствовать более ответственному отношению к выбору перевозчиков и обеспечению безопасности клиентов. Кроме того, внедрение субсидиарной ответственности служб заказа такси за реальный ущерб поможет пассажирам быть уверенными в том, что их интересы будут защищены в случае возникновения проблем.

Итоги

Указанные изменения, несомненно, переводят отрасль легкового такси на новый уровень качества и надежности. Правила становятся более четкими и прозрачными, что будет способствовать развитию этой сферы и повышению доверия общества к услугам такси.