Сегодня: Понедельник 29 июля 2024 г.

Песоченский агитационный фаянс 1920-х годов как культурное и художественное явление

№№94-96 11 августа 2023 г.


(Окончание. Начало в №№-91-93)

Тарелка «Всем, кто смел и сердцем молод...»

В центре изделия композиция: серп и молот, на них расположена толстая книга в переплёте; слева – роспись из нескольких книг; справа на книге стоит чернильница с пером. По кругу изделия текст чёрной краской: «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот!» (без знаков препинания). Автор рисунка художница Р.Ф.Вильде. На Государственном (позже – Ленинградском) фарфоровом заводе выпущена тарелка с указанной авторской композицией, один экземпляр которой находился в коллекции

Л. Утёсова.

По борту тарелки – отводка синей краской и декоративная лента (как на тарелке «КИМ»).

Подглазурная роспись по трафарету в 5 красок. Вся композиция по окружности отведена золотым усиком. Диаметр тарелки 20 см. Время изготовления – вторая половина 1920-х гг. (частная коллекция В. В. Жукова).

Клеймо подглазурное «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ РСФСР).

Тарелка «8 лет Октябрьской революции» («История Октябрьского переворота»)

В центре композиции изображены: открытая толстая книга, на правой стороне на листе текст красной краской в 4 строки: «История Октябрьского переворота 1917». Из-под открытой книги видны еще книжные тома с обложками красного и чёрного цветов, на красной обложке текст в 2 строки: «Революция 1917».

Вся «книжная» композиция обрамлена с двух сторон изображениями стилизованных серпа (слева) и молотка (справа). С двух сторон от молотка дата «1925» (по две цифры с каждой стороны красной краской). В левой части композицию обрамляет декоративный растительный орнамент чёрной краской. Вся композиция окружена тонким усиком золотом. По краю изделия отводка синей краской и декоративная лента.

Автор рисунка художница З.В. Кобылецкая. На Ленинградском фарфоровом заводе в 1925 г. была изготовлена тарелка с указанной композицией, один экземпляр которой находился в частной коллекции артистов Мироновой и Менакера.

С ленинградского оригинала – подлинной тарелки с рисунком Кобылецкой - песоченские живописцы сделали копию, тиражировав замечательную агитационную композицию – стильную и сдержанную в цветовом решении.

Ручная подглазурная роспись в 5 красок. Диаметр тарелки 20 см. Время создания – вторая половина 1920-х г.г. (частная коллекция В. В. Жукова, г. Киров).

Клеймо подглазурное светло-зелёного цвета «Песоченская фабрика Брянской губернии ЦФФТ» («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ РСФСР).

Блюдо овальное «Ленин – вождь пролетариев всех стран»

В центре композиции – оглавный бюст В.И. Ленина в профиль на фоне вытянутого двухэтажного прямоугольного тёмного здания, за которым по обеим сторонам дымят заводские трубы. Здание олицетворяет новое советское промышленное предприятие (фабрику или завод). Бюст вождя размещён на многоэтажном высоком корпусе, на фоне которого на тракторе находится фигура тракториста. Бюст с постаментом и трактором обрамлён скрещенным серпом и молотом. Сверху и снизу заводского здания надпись в 4 строки: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (без знаков препинания).

Ручная роспись выполнена в технике гризайль в несколько оттенков чёрного и серого цвета. По борту изделия широкая голубая лента, внутри которой двойной усик золотом. Размер изделия не известен, т.к. изображение взято из открытых источников. Время изготовления – вторая половина 1920-х г.г..

Клеймо подглазурное зелёного цвета «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ РСФСР).

Памятная кружка «МОПР»

Роспись содержит несколько композиций, объединённых общей идеей о грядущей мировой революции и В. И. Ленине как её вожде. Слева от ручки расположена композиция «Помощь борцам революции»: в центре её прямоугольный кусок тюремной стены с зарешеченным окошком, из которого протянуты две руки. В правой руке – кусок красной ткани (смятый флаг?), левая - держится за решётку. Вверху и внизу композиции надпись в 3 строки «МОПР. Не забывайте нас». Международная организация помощи борцам революции (МОПР) была создана в 1922 г. решением 4-го конгресса Коминтерна и формально имела общедемократический, надпартийный характер.

Справа от ручки композиция «Ленин вождь земного шара»: гигантская фигура Ленина попирает верхнюю часть земного шара, изображенную в виде полусферы. У его ног -изображение серпа и молота, с обеих сторон от которого таблички с датами жизни Ильича: «22. IV.1870 – 21. I.1924» (расположение цифр – как на намогильных памятниках советского времени). Правая рука Ильича прижата к туловищу, а левая указывает на герб СССР и лозунг.

В середине тулова – между двумя боковыми сюжетами – изображение советского герба, под которым на прямоугольном картуше надпись «СССР», под ней дата «1924». По бокам герба надписи (каждая в 2 строки): слева – «Дело Ленина», справа «переживёт столетия». Над всей центральной композицией вверху надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Ручная подглазурная роспись в 1 краску (чёрную), кроме сюжета «Помощь борцам революции», где использованы еще красный и розовый цвета. Размеры изделия не известны, т.к. изображение взято из открытых источников.

Клеймо подглазурное чёрной краской «Песоченская фабрика ГМЗ» (Трест «Государственные мальцовские заводы»). Время изготовления: 1922-1925 г.г..

***

Агитационный фарфор и фаянс пропагандировал духовные ценности нового социального строя, внедрял их в сознание людей не только новыми художественными формами, многоцветной росписью, но и краткими, бьющими в цель, лозунгами-призывами. Первоклассные образцы агитационного фарфора уже давно введены в искусствоведческий оборот, им посвящены многие десятки и сотни публикаций, а самим предметам – почётные места в музейных экспозициях и частных коллекциях. Что же касается произведений песоченского фаянса этого направления, то они ещё недостаточно изучены в музейных и частных собраниях, почти не введены в научный оборот. Настоящая публикация является одной из первых попыток ликвидировать этот пробел.

А. А. Бауэр, историк-краевед.