Смерть
праведника
Пророк Иоанн призывал народ Израиля к жизни по
заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не
языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много.
Он также обличал пороки, в том числе и царя
Ирода Антипы, который находился в незаконном сожительстве с женой своего брата
Филиппа - Иродиадой, и был заточён в темницу.
Далее евангельские события, происходившие во
время празднования дня рождения Ирода - чувственная пляска соблазнительной Саломеи
(дочери Иродиады), разгорячённые винопитием гости правителя Ирода, в
возбуждении вскакивающие с мест, где возлежали во время пиршества сам
властитель Ирод Антипа, в угаре рвущийся к падчерице: «Проси, что хочешь! Хоть
полцарства!». И голова пророка на блюде — странное желание юной танцовщицы,
высказанное по наущению матери Иродиады, злорадно торжествующей за кадром
жуткого сюжета. И как результат — несправедливая смерть праведника, никогда не
призывавшего к насилию, только к покаянию.
Святой Иоанн Предтеча окончил свою жизнь
мученически – ему отрубили голову во время пьяного пира из-за греховной
невоздержанности Ирода. Потому и почитается Иоанн Креститель, как покровитель
трезвого образа жизни.
Суд
Божий
Суд Божий совершился над всеми участниками
трагедии — Иродом, Иродиадой, Саломеей - еще при их земной жизни. Саломея,
переходя зимой реку, провалилась под лёд, который сдавил её так, что тело
висело в воде, а голова находилась надо льдом. Течение реки было сильным, и
подобно тому, как Саломея некогда плясала ногами по земле, теперь она, уже мёртвая,
словно в безумном танце, производила пугающие движения в холодной воде. Так
красавица висела до тех пор, пока острый лёд не перерезал её шею. Труп Саломеи
не нашли, Ироду с Иродиадой принесли только голову несчастной. Позже погибли и
эти двое - во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землёй.
Чему
нас учит эта евангельская история?
Эта евангельская история о том, что в
ограниченном отрезке времени зло может не просто одержать победу, но и нагло
восторжествовать, попирая все человеческие и Божьи нормы, законы. Но стоит
раздвинуть временные рамки, и мы увидим, как всеобъемлющий духовный закон,
сформулированный Божьими заповедями, работает. Мельница Господа мелет медленно,
но верно.
Так почему день, когда вспоминают мученическую
смерть пророка, — праздник? Во-первых, днём памяти святых в Церкви всегда
становится день их смерти, то есть день рождения в вечность. Во-вторых,
праздновать — значит «оставаться без дела». Но быть праздным, то есть не
выполнять обычные дела, можно не только, когда душу захлестнула радость, но и в
момент, когда руки опустились от горя и ужаса. Именно таков день Усекновения
главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В знак траура, отдавая
дань аскетизму и трезвости мысли, чувств святого, понимая, что невоздержанность
Ирода стала причиной смерти пророка, было принято в этот день не только
поститься, но и отказываться от вина.
День
трезвости
Как много в наше время людей поражено этим
пороком, и как много родных, которые изо дня в день переживают и борются за
двоих с этим пороком, отдавая все силы и возможности на то, чтобы вернуть
человека к нормальной жизни.
День трезвости, который также отмечается 11
сентября, был восстановлен в России в 2014 году, спустя 100 лет. Впервые его
начали отмечать ежегодно с 1914 года.
В этот день соблюдается строгий пост. В России
в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных
напитков.
По решению Священного Синода, 11 сентября в
храмах Русской Церкви священники совершают молебное пение о страждущих недугом
винопития, а также произносят проповеди о важности сохранения трезвого образа
жизни и дарования трезвости духовной.
Святой Иоанн Предтеча окончил свою жизнь
мученически – ему отрубили голову во время пьяного пира, потому и почитается
Иоанн Креститель как покровитель трезвого образа жизни.
Александр РЯБОВ, протоиерей, благочинный первого округа Песоченской
епархии.