Сегодня: Понедельник 29 июля 2024 г.

Актуальные вопросы развития образования

№№103-105 1 сентября 2023 г.

30 августа состоялась традиционная конференция работников образования, которая определила основные стратегические ориентиры российского образования на новый учебный год: качество, наставничество, воспитание, профессиональная ориентация. Каждому из этих направлений работы, а также другим важным вопросам, уделила внимание заведующая отделом образования Кировской районной администрации Ольга Александровна ЛУКЬЯНОВА. Она выступила с докладом "Актуальные вопросы развития образования". Предлагаем читателям познакомиться с тезисами её выступления.

Она напомнила, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. И труд многих работников образования района получил высокую оценку на различных уровнях. 6 педагогов представлены к наградам Министерства просвещения Российской Федерации, 9 педагогов награждены Почётными грамотами губернатора Калужской области, 15 человек - Почётными грамотами министерства образования и науки Калужской области. Не забыли и о тех людях, которые поддерживают чистоту, безопасность, создают уют в учреждениях образования: тех-служащие, сторожа, работники пищеблоков в конце учебного года получили Благодарности губернатора Калужской области.

В социальных сетях отдела образования каждую пятницу выходят видеоролики "И это всё о них…", в которых высказываются слова благодарности в адрес учителей, ветеранов педагогического труда, наставников.

Много лет стоит вопрос о росте бюрократической нагрузки на педагогических работников. В целях её снижения на федеральном уровне идёт разработка единых образовательных программ. Они предусматривают единый учебный план и календарный учебный график, программы учебных предметов и курсов. Применяя всё это, школа вправе не разрабатывать учебно-методическую документацию.

С нового учебного года учителя начальных классов по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир используют исключительно федеральные рабочие программы. Учителя основного и среднего звена школы по предметам русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ также переходят на использование федеральных рабочих программ в своей работе.

- Знаковое событие в преддверии нового учебного года - создание единых учебников по всеобщей истории и истории России, которые будут использоваться в образовательном процессе, - проинформировала Ольга Александровна. - На первом этапе по заказу государства были изданы учебники по истории для 10-11 классов. В будущем, по графику, планируется разработка единых учебников по истории в основной школе, а также по другим предметам.

Качество знаний

- Подробный анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ 2023г. был направлен в школы для обсуждения на педагогических советах и выработки решений по дальнейшему повышению качества образования в школе.

По итогам ОГЭ среди выпускников 9-х классов в 2023 году аттестат об основном общем образовании получили 379 выпускников (93,8%). Таким образом, 6,2% выпускников не завершили уровень основного общего образования. В 2022 году доля таких выпускников составляла 8,3%.

Все 172 выпускника 11-х классов были допущены до государственной итоговой аттестации. Три выпускника не сдали и не пересдали в основной период обязательный предмет - математику (СОШ №2, СОШ №8, Шайковская СОШ №1). Следовательно, не получили аттестат о среднем общем образовании.

Средний балл ЕГЭ выпускников района по многим предметам выше средних баллов прошлого года, существенно увеличилось количество высокобалльных результатов с 42 до 87 (!), в основном по русскому языку и обществознанию. Больше всего высокобалльных результатов в Кировском лицее, на втором месте - школа №1. В районе - один стобалльник по русскому языку (шк. №7). Но наблюдается "проседание" средних баллов в сравнении с 2022 г. по математике профильного уровня, информатике, английскому языку и литературе.

Если посмотреть на динамику средних баллов за последние годы и сравнить их с областными показателями, то можно сделать вывод, что в районе существуют проблемы с качеством знаний по математике, физике, химии и английскому языку. Каждой школе необходимо обратить внимание на уровень преподавания этих учебных предметов и разработать меры, направленные на повышение качества школьного обучения по этим предметам.

Из 22 претендентов на медаль получили медали 21. Из 21 медалиста только 13 сдали все ЕГЭ на 70 и более баллов, то есть подтвердили высокий уровень подготовки не только по обязательным предметам, но и по предметам по выбору. В сравнении с прошлым годом качество подготовки медалистов в районе существенно выросло с 40% до 59,1%. Это говорит о повышении объективности текущей и промежуточной аттестации претендентов на медаль.

С 2023/24 учебного года в школы вернутся серебряные медали - "За особые успехи в учении" II степени. Их смогут получить ученики, в аттестатах которых не более двух оценок "хорошо", а все остальные оценки "отлично". Надеюсь, с возвращением в школы серебряных медалей, уйдут сомнения в качестве подготовки золотых медалистов.

Ещё одним показателем качества образования является наличие в районе школ с низкими образовательными результатами (ШНОР). За последние три года у нас выделялось пять таких школ: Бережковская ООШ, СОШ №8, Шайковская СОШ №1, ООШ №4 и Будо-Анисовская ООШ. В 2022 году оставалось в районе 2 школы - ШНОР: СОШ №8 и Шайковская СОШ №1. В 2023 году продолжалась работа по переводу данных школ из этой категории и она дала свои результаты: в 2023 году результаты ОГЭ в 9 классе и ВПР в 4,5,6 классах по математике и русскому языку в этих школах имеют положительную динамику. Однако, обращаю внимание на школу №4 (а именно на результаты ОГЭ). Надо постараться не вернуться в этот список!

Совершенствование системы воспитания

- Воспитание остаётся приоритетом в 2023/24 учебном году. В девяти школах района начали свою работу советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, ключевая задача которых - вовлечение детей в общественно-полезную деятельность.

Ольга Александровна отметила, что в школах еженедельно проходит церемония поднятия Государственного флага и исполнения Гимна России. В каждой школе должна быть знаменная группа и зоны с государственной символикой.

Многие учителя начали реализовывать программу социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России" (с нового учебного года 72 класса начальной школы из 95 участвуют в её реализации). Однако, перейти на эту программу необходимо всем, а осенью провести торжественную церемонию посвящения в "Орлята России".

В декабре 2022 г. в Москве состоялся первый съезд Российского движения детей и молодежи. Движение получило название "Движение первых". Обозначены основные направления развития воспитательной среды. В 16 школах района открыты первичные отделения РДДМ. Появился еще один федеральный инструмент воспитания. Структура создана и важно "вдохнуть в него жизнь", курировать работу, привлекать к школьным мероприятиям.

Таким образом, задачи по совершенствованию системы воспитания, поставленные в 2022/23 учебном году, выполнены. Но предстоит сделать ещё больше.

Качество реализации дополнительных

образовательных программ

- В районе создан муниципальный опорный центр дополнительного образования детей, который призван обеспечивать согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ - это Дом детского творчества.

В рамках проекта "Успех каждого ребёнка" ведётся системная работа по укреплению материально-технической базы для реализации доппрограмм. За последние три года 8 школ Кировского района и Дом детского творчества получили необходимое оборудование для открытия новых направлений. Например, в Больше-Желтоуховской школе с нового учебного года откроется скалодром. Кроме того, программы допобразования можно и нужно реализовывать в открытых "Точках роста" (8 школ + 2 школы в 2023 г.).

Благодаря реализации национального проекта "Образование" появляются пространства, в которых дети могут найти себе дело по душе. В районе 80% детей занимаются по программам допобразования, но продолжать эту работу необходимо и дальше. Главное - качественно их реализовывать.

Повышение качества дошкольного образования

Качество освоения дошкольной образовательной программы находится на высоком уровне. По результатам мониторинга оно составляет 97%.

Главной проблемой остаётся снижение контингента воспитанников - за последние пять лет на 100 в год.

Создание современной

образовательной среды

- Достичь выполнения этой задачи исключительно за счёт муниципальных средств проблематично. Поэтому очень важно принимать участие в федеральных и региональных проектах и программах.

Для включения школы в федеральную программу "Модернизация школьных систем образования", подразумевающую капитальный ремонт здания, необходимо пройти три этапа: составить проектно-сметную документацию, заполнить форму федерального статистического наблюдения, пройти государственную экспертизу. В 2023 году такая работа была проделана в отношении пяти школ района: СОШ №1, Кировского лицея, СОШ №6, СОШ №7, СОШ №8 для участия в заявочной кампании на 2024-2026 г.г.

В 2023 г. наши школы успешно поучаствовали в новом региональном проекте "Школьные инициативы". Мы получили 8 млн. руб. из регионального бюджета на реализацию задумок школьных команд.

В этом году мы продолжили работу над реализацией национального проекта "Образование". В Кировском районе будут открыты ещё две "Точки роста" естественнонаучной направленности: в Воскресенской школе и школе №2. Всего в районе будет 10 "Точек роста". В целях внедрения цифровой образовательной среды ещё две школы - Фоминичская и Большесавкинская - в ближайшее время получат компьютерное оборудование. Всего школ, обновивших оборудование по проекту Цифровая образовательная среда - 14.

Задачи

Общий вектор развития системы образования задан в проекте министерства просвещения РФ "Школа минпросвещения России". Все школы России должны войти в этот проект, провести самодиагностику до конца 2023 г.

Мы продолжим работу над формированием единого образовательного пространства через переход на обновленные ФГОСы в 1,2,5,6,10-х классах, на единые федеральные рабочие программы по предметам, федеральные программы воспитания и федеральный план воспитательной работы.

Старшая школа полностью становится профильной. В двух школах открываются медицинские классы, в первой школе - психолого-педагогический класс, в трёх школах - инженерные классы. В дальнейшем необходимо открывать аграрные классы.

Внеурочная деятельность также стремится к единству, а именно, из 10 часов в неделю 3 часа рекомендуется проводить в школах для всех обучающихся: "Разговоры о важном", занятия по формированию функциональной грамотности и профориентации.

Остальные 7 часов внеурочной деятельности являются вариативными. Например, в начальной школе необходимо максимально всем перейти на программу "Орлята России". В 9-11 классах необходимо ввести в образовательную программу учебный курс "История Калужского края". Первая часть учебников уже получена школами (789 шт.).

На доске расписания в каждой школе должно быть три расписания: расписание уроков, расписание внеурочной деятельности, расписание дополнительного образования.

В дошкольном образовании с целью дальнейшего формирования единого образовательного пространства до 1 сентября 2023 г. необходимо привести основные образовательные программы в соответствие с федеральной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной минпросвещения РФ и направленной в том числе на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, любви к своей семье и своей Родине.

Стоит задача создания в каждой образовательной организации эффективной и целостной системы воспитания, основанной на формировании у обучающихся традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Будет продолжена работа по военно-патриотическому воспитанию. Она будет включать рассказы о российской истории и героях Отечества, профильные смены в лагерях, игру "Зарница", школьные военно-патриотические клубы, пеший туризм. В старшей школе - военно-спортивная игра "Победа", военные сборы.

Планируется обновить содержание курса ОБЖ и в дальнейшем переименовать этот предмет. Продолжится развитие юнармейского, кадетского движения, дополнительного образования в ключе военно-патриотической направленности: возрождение тиров, стрельба, первая медицинская помощь, работа с квадрокоптерами, то есть всего того, что способствует формированию навыков в области начальной военной подготовки.

Ольга Александровна обратила внимание на работу Советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Эта должность была введена только в 9 школах, а с нового учебного года появится во всех школах района. Важна активная деятельность Советников по привлечению максимального количества детей к общественно-полезной деятельности.

Необходимо развивать "Движение первых". Первичные отделения, созданные в школах, должны стать фундаментом нового движения.

С 1 сентября 2023 г. во всех школах России будет внедрена единая модель профориентации. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый (учебная нагрузка - не менее 40 часов в год), основной (не менее 60 час.) или продвинутый (не менее 80 час.). Профориентационная работа должна быть организована по семи направлениям. Занятия по профориентации призваны помочь детям выбрать будущую профессию.

Школы получают право привлекать учеников к трудовой деятельности. Согласно поправкам в Закон об образовании в РФ, ребята будут участвовать в общественно полезном труде, а также поддерживать чистоту и порядок в образовательной организации. При этом из законодательства уйдёт положение, согласно которому запрещается привлекать учеников без согласия родителей к труду, не предусмотренному программой. Это будет способствовать развитию у детей чувства причастности к единому делу.

С 1 сентября 2023 г. вводится новый порядок аттестации учителей.

Школам предстоит проделать большую работу по дальнейшему развитию информатизации системы образования.

Поставленные задачи вошли в проект резолюции муниципальной конференции.

- Мы все призваны выполнять задачи государства, поэтому, будучи бесконечно разными, должны всё-таки двигаться в одном направлении, иметь общие цели и ценности, - подчеркнула Ольга Александровна Лукьянова. - Завершить хотелось бы двумя актуальными цитатами Константина Дмитриевича Ушинского: "В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя";

"Воспитателям вверяется нравственность и ум детей, душа, будущность нашего Отечества".

Всё в ваших руках!