Осенний
сезон в кировском историко-краеведческом музее открыла выставка рушников из
домотканого холста. Уникальная экспозиция из фонда музея включила в себя 50
старинных изделий ручной вышивки. Выставку
посетили участницы клуба вышивальщиц «Нитка, крестик, узелок», любознательные
кировчане, а также гости из города Людиново и посёлка Бетлица.
В современном мире, когда старинные обычаи и традиции уступают место
прогрессу, роль рушников остаётся такой же, как и 100 лет назад. Они напоминают
нам о наших предках, о корнях наших верований, являются предметом гордости и
оберегом.
Заведующий
музеем – историк, краевед Андрей Анатольевич Бауэр отметил, что музейная
коллекция вышитых рушников экспонируется впервые. Рушники – образец не только
материальной, но и духовной культуры народа. Эти изделия имели сакральное
значение, их использовали в народных обрядах, а каждый вышитый рукодельницами
символ хранит послание или пожелание человеку, семье, роду.
- Рушники сопровождали человека в самых важных моментах его жизни – при
рождении, сватовстве, женитьбе… В момент рождения повивальная бабка клала ребёнка
на рушник, впоследствии вышитое полотно передавалось человеку, и он его хранил,
как ценность. Много рушников связано с бракосочетанием, созданием семьи. Есть рушник
сватовства, венчальный, рушник, который невеста дарила жениху. Когда молодая
девушка присоединялась к семье мужа, она приносила в приданое рушники. Вышитыми
полотенцами украшали и «красный угол» в избе, защищали окна и двери от злых
сил. Их ткали и вышивали как приданое для невесты, которое будет передаваться
из поколения в поколение, - рассказал Андрей Анатольевич.
Одна из вышивальщиц клуба «Нитка, крестик, узелок» рассказала, что у неё в
семье до сих пор хранится рушник, созданный прабабушкой.
На выставке были представлены вышитые полотенца с языческими и традиционными
христианскими символами - женщина с поднятыми руками – символ жизни и
плодородия; коловрат – символ вращения по кругу, победы света над тьмой, жизни
над смертью; стилизованное яблоко, разделённое на четыре части – символ любви; яркие
ягоды калины – символ красоты, силы и бессмертия рода. Также мастерицы
использовали растительную символику, сюжеты и зооморфные символы.
Особое внимание посетителей выставки Андрей Анатольевич обратил на рушники с
вышитыми посланиями. Где-то это поговорки, например: «Не хитра была работа -
вышивать была охота». Где-то обращения к получателю подарка: «Люблю сердечно,
дарю навечно», «Любить тебя - есть цель моя, забыть тебя не в силах я». На пасхальных
рушниках – строки из молитв.
Некоторые работы датированы мастерицами – на полотне вышит год окончания
изделия, нередко указаны и инициалы рукодельницы. На выставке можно было
увидеть как простые льняные полотна с вышивкой, но без особых украшений, так и
вещи, созданные с применением разных техник рукоделия – вышивки крестом и
гладью, вязания кружев крючком, оформления бахромой.
Один из самых старых экземпляров на выставке - рушник 1914 года, хотя в собрании
музея, которое составляет около 100 экземпляров, есть и более ранние работы.
Они выполнены в традиционных цветах - красном и чёрном, позднее добавились
зелёные и синие нити. Среди редких вышитых полотенец – работа с изображением
храма Христа Спасителя.
- Таким образом, каждая деталь в рушнике важна, играет определённую роль в
общем символическом значении рукотворного высказывания мастера и создаёт
индивидуальный образ каждого предмета искусства, - заключил Андрей Анатольевич
Бауэр.
Одной из гостей вечера стала Галина Фёдоровна Гончарова, заведующая этнографическим и церковным музеем при соборе
Казанской иконы Божией Матери в городе Людиново. Галина Фёдоровна работает с
музейным фондом при соборе уже 15 лет. В коллекции музея хранится более 500 вышитых
изделий мастериц. Так, Галина Фёдоровна сразу же определила один из самых
старых экземпляров в коллекции. Это рушник в технике «калужская перевить» -
очень трудоёмкая работа. Холст продёргивался, мастерицами делалась сетка, она
перевивалась белыми нитками, оставшийся фон перевивался красными. Так получался
рисунок.
Гончарова рассказала о том, как случился переход от сложной техники перевити к
вышивке крестом.
- В 1860 году в Россию приехал парфюмер Генрих Брокар. После череды неудач с
запуском бизнеса он придумал продавать фигурное мыло в виде животных, овощей и
фруктов. А на упаковках мыла предприимчивый Брокар стал печатать схемы вышивки
крестом. Постепенно мыло приобрело большую популярность в народной среде. Часто
изделия Брокара в виде подарка привозили крестьяне с ярмарок. Женщины быстро
поняли, что перевивать нитки – очень долго и тяжело. А по схеме вышивать быстро
и удобно. Так как схемы печатались на этикетках от мыла, то и узоры в народе
стали называть «мыльными», - объяснила Галина Фёдоровна.
Уже в советское время узоры для вышивания разрабатывали профессиональные
художники, они тиражировались. Появились и разные виды канвы. Отсюда и столько
похожих узоров на рушниках – мастерицы в деревнях делились друг с другом
схемами.
И всё же среди выставочных экземпляров нет одинаковых рушников. Хотя для
создания большинства из них использованы похожие техники, каждый хранит
своеобразие таланта рукодельниц.
Уникальная выставка будет экспонироваться в музее до 2024 года. Спешите посетить
её. Музей также с радостью примет рушники в подарок.
Полина ПИМЕНОВА.
Фото Д.
Семянищевой.
Фоторепортаж смотрите по ссылке