Сегодня: Понедельник 29 июля 2024 г.

«Русские писатели: путь к Богу»

№№142-144 1 декабря 2023 г.

В Молодёжном культурном центре кировчанам представили передвижную культурно-просветительскую акцию «Русские писатели: путь к Богу». В этом году организаторы проекта привезли в Киров факсимильные издания сибирских писем великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
Передвижной просветительский проект, созданный и реализуемый Калужской митрополией, издательским советом Русской Православной Церкви, министерством образования и науки, министерством культуры Калужской области популяризирует творчество русских писателей, позволяет жителям малых городов увидеть литературные артефакты – факсимильные копии личных книг, писем и черновиков писателей XIX-XX веков.
Несколько лет в рамках проекта в Киров привозили факсимильное издание личного Евангелия Достоевского, а в этом году вниманию кировчан представили факсимильные издания трёх писем Фёдора Михайловича.
На литературно-просветительское мероприятие были приглашены школьники, педагоги, любознательные кировчане. Всех присутствующих приветствовал глава Кировской районной администрации Игорь Николаевич Феденков.
- Находясь в ссылке, Фёдор Михайлович Достоевский размышлял над местом человека в мире, читал Евангелие. Годы ссылки отразились на его творчестве. С его мыслями и воззрениями впоследствии познакомился весь мир. Это яркая фигура с собственным мнением и видением пути России. Я хочу поблагодарить Русскую Православную Церковь за просветительскую работу, благодаря которой мы можем познакомиться с наследием великого русского классика, - отметил Игорь Николаевич Феденков.
Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан подчеркнул, что испытание ссылкой, выпавшее на долю писателя, заставило его задуматься о жизни, её смысле.
- В письмах человек наиболее прямо и откровенно пишет о том, что он пережил, о своих размышлениях и выводах. В рукописных строках также сокрыт опыт Достоевского, которым он делится с близкими ему людьми. Теперь его письма стали доступны и для нас с вами, - сказал архиепископ Песоченский и Юхновский.
- В очередной раз мы привезли на кировскую землю уникальную факсимилию, посвящённую жизни Фёдора Достоевского. Русская Православная Церковь в лице издательского совета занимается популяризацией книжной культуры в обществе. Многие писатели своим творчеством вживляют богословскую доктрину в нашу повседневную жизнь, в своих произведениях реализуют принципы евангельских заповедей. Сегодня с помощью современных технологий мы показываем школьникам и взрослым те рукописи, которые были написаны двести и более лет назад. Таким образом, у нас есть возможность окунуться в творческую мастерскую писателя, увидеть, как он работал, жил, мыслил, - отметил в своём выступлении ведущий специалист по взаимодействию с епархиями секретариата развития издательской деятельности и книгораспространения издательского совета РПЦ священник Захарий Савельев.
Издание в виде мини-книг в твёрдых обложках, хранящихся в специальной шкатулке, было выпущено тюменским региональным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» к 200-летию классика.
На крышке оригинальной шкатулки нанесена карта Сибири времён ссылки Достоевского, внутри на крышке вырезан крест – знак обращения писателя к евангельским истинам и размышлений о Боге.
Письма представляют собой папки в твёрдых обложках, внутри которых – факсимильные отпечатки писем, тщательно снятые с оригиналов и доведённые до современного цифрового качества текста. Оригиналы писем в настоящее время хранятся в Российской государственной библиотеке в отделе рукописей и доступны только исследователям.
Лекцию «Сибирские письма Ф.М.Достоевского» прочла сотрудница аппарата издательского совета Русской Православной Церкви, кандидат филологических наук Валентина Алексеевна Курицина. Она отдала письма в зрительный зал. Так каждый смог посмотреть на реальный почерк Достоевского, разобрать отдельные слова и даже попытаться прочесть некоторые фразы.
Валентина Алексеевна начала рассказ о нелёгком этапе жизни Достоевского издалека – с участия Фёдора Михайловича в кружке петрашевцев, обвинении и осуждении «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Осуждённый на смертную казнь и уверенный, что через несколько минут его жизнь оборвётся, 28-летний Достоевский переживает глубочайшее духовное потрясение. Замена казни на четырёхлетнюю каторгу в Сибири, лишение чинов и сословных прав Фёдор Михайлович воспринимает как ещё один шанс, дарованный провидением. Сначала Достоевский живёт в Омске, трудится на каторжных работах, затем служит рядовым в Семипалатинске.
Настоящим спасением для петрашевцев-каторжан стали жены декабристов. В 1850 году они встретили петрашевцев в Тобольске и оказали им посильную помощь. Через подкупленных конвоиров передавали тёплую одежду, книги, еду и деньги. Об этом он пишет в письме своему брату Михаилу Михайловичу Достоевскому: «Хотелось бы мне очень подробнее поговорить о нашем шестидневном пребывании в Тобольске и о впечатлении, которое оно на меня оставило. Но здесь не место. Скажу только, что участие, живейшая симпатия почти целым счастием наградили нас. Ссыльные старого времени (то есть не они, а жены их) заботились об нас, как об родне. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас. Я, поехавший налегке, не взявши даже своего платья, раскаялся в этом. Мне даже прислали платья». Платья в переводе на современный русский язык – одежда. Достоевский пишет брату, что у него не было тёплой одежды, и забота добрых русских женщин, которые переслали зимние вещи, помогла ему пережить лютые сибирские холода.
Валентина Алексеевна Курицина отметила, что Евангелие, которое впоследствии, снабжённое комментариями писателя, станет настоящей реликвией русской литературы, также было подарено Достоевскому жёнами ссыльных декабристов. Одна из них - Наталья Дмитриевна Фонвизина, адресат второго письма Фёдора Михайловича. Он пишет: «И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть».
Письма брату Михаилу и Наталье Дмитриевне Фонвизиной написаны зимой 1854 года, вскоре после выхода из острога. В письмах брату Михаилу Достоевский пишет, что в остроге были запрещены бумага и писчие принадлежности. Для Достоевского это было особенно мучительным наказанием – запрет на творчество, на искусство. Но он нашёл выход. Об этом он пишет в третьем письме другу, поэту Аполлону Николаевичу Майкову: «В каторге я читал очень мало, решительно не было книг. Иногда попадались. Выйдя сюда, в Семипалатинск, я стал читать больше. Но все-таки нет книг и даже нужных книг, а время уходит. Не могу Вам выразить, сколько я мук терпел оттого, что не мог в каторге писать. А, между прочим, внутренняя работа кипела. Кое-что выходило хорошо; я это чувствовал. Я создал там в голове большую окончательную мою повесть. Я боялся, чтобы 1-я любовь к моему созданию не простыла, когда минут годы и когда настал бы час исполнения, — любовь, без которой и писать нельзя. Но я ошибся; характер, созданный мною и который есть основание всей повести, потребовал нескольких лет развития, и я уверен, я бы испортил всё, если б принялся сгоряча неприготовленный».
В 1854 году писатель был переведён в солдаты в город Семипалатинск. Сначала был рядовым, затем унтер-офицером и прапорщиком. Но служба была для него не менее тяжким бременем. В письме к Н.Д.Фонвизиной он пишет: «В солдатской шинели я такой же пленник, как и прежде. И как я рад, что в душе моей нахожу еще надолго терпения, что благ земных не желаю и что мне надо только книг, возможности писать и быть каждодневно несколько часов одному».
Так, система, лишившая писателя средств к творческому труду, с другой стороны помогла развитию воображения, силы духа и веры, которые впоследствии станут столпами литературного искусства Достоевского.

В письме к брату Фёдор Михайлович рассказывает: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего чёрного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
На каторге, военной службе в Семипалатинске он видит не просто политических заключённых, различных «разбойников» по выражению самого Фёдора Михайловича, обычных городских жителей Сибири и т.д., но «типичные русские типы», которые через много лет, обретя плоть и кровь из букв и образов, войдут в историю русской литературы в качестве персонажей Достоевского – бессмертных памятников времени и искусству.
Полина Пименова.

Фото автора.