Сегодня: Воскресенье 22 декабря 2024 г.

Решаем задачу вместе

№№13-15 2 февраля 2024 г.

24 января на базе отдела образования Кировской районной администрации стартовал очный тур муниципального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников «Я в педагогике нашёл своё призвание». По итогам всех испытаний жюри предстоит выбрать победителя в следующих номинациях: «Лучший учитель», «Лучший воспитатель», «Лучший молодой учитель» и «Лучший педагог-психолог». Всего в этом году принимают участие 13 педагогических работников школ города и района.

Первый этап очного тура «Кейс» проверяет умение педагогов, воспитателей и психологов быстро реагировать на конфликтную ситуацию и находить комплексное решение данной проблемы, работая в группах. Перед началом испытания к участникам обратилась начальник информационно-методического отдела Людмила Гаврикова.

- В первую очередь жюри будет оценивать ваше командное взаимодействие, проектную работу и ваши профессиональные умения и знания в решении той или иной психолого-педагогической ситуации. На защиту проекта у вас пять минут. Каждая команда за своё выступление получает определённое количество баллов, максимально их может быть 20. Сколько баллов заработает ваша команда, столько будет и у вас. Желаю, чтобы удача сопутствовала вам на протяжении всех конкурсных испытаний! – напутствовала педагогов Людмила Ивановна.

После двадцати минут совместных обсуждений и подготовки первыми представлять свой проект вышли учитель математики СОШ №1 Эльвира Мальгичева, воспитатель д/с №12 «Колокольчик» Анжелика Прокопчук, учитель русского языка СОШ №7 Екатерина Никишкина и педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Мария Обухова.

Эта группа театральной сценкой показала жюри бытовую ситуацию, знакомую многим семьям: девушка допоздна гуляет со своим молодым человеком и возвращается домой только около полуночи. Её мама категорически против и свиданий, и встреч с друзьями, считая, что дочь должна готовиться к итоговым экзаменам.

В этой семье мать выступает в роли тирана и пытается контролировать ребёнка, проявляет гиперопеку, нарушая при этом личные границы ребёнка. У девушки же отсутствует мотивация обучения в школе, присутствует также страх перед выбором профессии. Ребёнок не понимает, ради чего он перешёл в 11-й класс и кем он хочет стать.

Педагоги советуют в первую очередь маме и дочери поговорить по душам и обсудить спорные моменты. Если разговор не клеится, то стоит обратиться к психологу. Мама может также побеседовать и с классным руководителем, чтобы понять, почему у её ребёнка нет мотивации учиться. Выслушав предложения психолога, семья решила прийти на консультацию, пообещав выслушать все рекомендации и найти компромисс.

В составе второй команды выступали учитель русского языка СОШ №2 Светлана Харченко, воспитатель дошкольных групп СОШ №8 Александра Лустина, учитель английского языка Воскресенской СОШ Светлана Агафонова, учитель биологии Будо-Анисовской ООШ Сергей Ильюхин и педагог-психолог Бережковской ООШ Ольга Цуникова.

Им досталась следующая ситуация: в школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду, могли себе позволить купить дорогие вещи. С Мариной же перестала общаться даже лучшая подруга, потому что на фоне обеспеченных одноклассников девочка была серой мышкой в старых платьях. Из-за этого она часто не хотела даже ходить в школу.

Группа представила свой проект в виде дерева, в корнях которого лежала основная проблема – это низкая самооценка, которая сформировалась у ребёнка. У девочки также не было тесного контакта с родителями, ухудшились отношения с ними и со сверстниками, развилась нелюбовь к себе.

По мнению участников команды, для выхода из подобной ситуации в школе должна быть единая форма или хотя бы стандартный стиль одежды, который могут позволить семьи с разным уровнем достатка. Надо также провести мероприятия и беседы, на которых стоит рассказать детям, что важно не то, как человек одевается, а то, что у него внутри.

Завершали конкурс «Кейс» учитель физики СОШ №7 Алексей Аксютичев, воспитатель д/с №5 Екатерина Трегубова, учитель английского языка Шайковской СОШ №2 Дарья Паринова и педагог-психолог Фоминичской СОШ Александра Драгунова.

Их ситуация следующая: в начале урока, несмотря на замечания учителя, ученик продолжает общаться с товарищами и вертеться. Хулиган замолкает лишь на пару минут, но затем снова начинает шуметь. Педагог пытается объяснить классу материал, а ученик продолжает выводить его из себя и в итоге доводит до слёз.

Участниками была определена главная проблема – подрыв авторитета педагога, поэтому их проект на плакате изображён в виде бомбы. Такая проблема может быть решена в несколько этапов. В первую очередь, учитель может спросить у классного руководителя, как ведёт себя этот ученик на других уроках, чем он интересуется. Это позволит найти индивидуальный подход к ребёнку. Следующий этап - обращение к педагогу-психологу, можно выяснить, является ли мальчик лидером класса, кто является его компанией. Психологу надо побеседовать и с учителем, возможно, он сам не уверен в своих силах. Уместными будут и работы по сплочению класса с этим педагогом.

В конфликтной ситуации учителю стоило, например, предложить группе учеников во главе с хулиганом индивидуальное задание повышенной сложности, обязательно на оценку, на весь урок. Подобный приём помог бы отвлечь шумных ребят и направить их энергию в нужное русло.

Выслушав выступления всех команд, члены жюри поблагодарили участников за интересные проекты и пожелали, чтобы в их школьной практике никогда не было подобных педагогических ситуаций.

Зоя ФОКИНА.