24
января на базе отдела образования Кировской районной администрации стартовал
очный тур муниципального конкурса профессионального мастерства среди
педагогических работников «Я в педагогике нашёл своё призвание». По итогам всех
испытаний жюри предстоит выбрать победителя в следующих номинациях: «Лучший
учитель», «Лучший воспитатель», «Лучший молодой учитель» и «Лучший
педагог-психолог». Всего в этом году принимают участие 13 педагогических
работников школ города и района.
Первый этап очного тура «Кейс» проверяет
умение педагогов, воспитателей и психологов быстро реагировать на конфликтную
ситуацию и находить комплексное решение данной проблемы, работая в группах.
Перед началом испытания к участникам обратилась начальник
информационно-методического отдела Людмила Гаврикова.
- В первую очередь жюри будет оценивать
ваше командное взаимодействие, проектную работу и ваши профессиональные умения
и знания в решении той или иной психолого-педагогической ситуации. На защиту
проекта у вас пять минут. Каждая команда за своё выступление получает
определённое количество баллов, максимально их может быть 20. Сколько баллов заработает
ваша команда, столько будет и у вас. Желаю, чтобы удача сопутствовала вам на
протяжении всех конкурсных испытаний! – напутствовала педагогов Людмила
Ивановна.
После двадцати минут совместных
обсуждений и подготовки первыми представлять свой проект вышли учитель
математики СОШ №1 Эльвира Мальгичева, воспитатель д/с №12 «Колокольчик»
Анжелика Прокопчук, учитель русского языка СОШ №7 Екатерина Никишкина и
педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи Мария Обухова.
Эта группа театральной сценкой показала
жюри бытовую ситуацию, знакомую многим семьям: девушка допоздна гуляет со своим
молодым человеком и возвращается домой только около полуночи. Её мама
категорически против и свиданий, и встреч с друзьями, считая, что дочь должна
готовиться к итоговым экзаменам.
В этой семье мать выступает в роли
тирана и пытается контролировать ребёнка, проявляет гиперопеку, нарушая при
этом личные границы ребёнка. У девушки же отсутствует мотивация обучения в
школе, присутствует также страх перед выбором профессии. Ребёнок не понимает,
ради чего он перешёл в 11-й класс и кем он хочет стать.
Педагоги советуют в первую очередь маме
и дочери поговорить по душам и обсудить спорные моменты. Если разговор не
клеится, то стоит обратиться к психологу. Мама может также побеседовать и с
классным руководителем, чтобы понять, почему у её ребёнка нет мотивации
учиться. Выслушав предложения психолога, семья решила прийти на консультацию,
пообещав выслушать все рекомендации и найти компромисс.
В составе второй команды выступали
учитель русского языка СОШ №2 Светлана Харченко, воспитатель дошкольных групп
СОШ №8 Александра Лустина, учитель английского языка Воскресенской СОШ Светлана
Агафонова, учитель биологии Будо-Анисовской ООШ Сергей Ильюхин и
педагог-психолог Бережковской ООШ Ольга Цуникова.
Им досталась следующая ситуация: в
школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду, могли себе
позволить купить дорогие вещи. С Мариной же перестала общаться даже лучшая
подруга, потому что на фоне обеспеченных одноклассников девочка была серой
мышкой в старых платьях. Из-за этого она часто не хотела даже ходить в школу.
Группа представила свой проект в виде
дерева, в корнях которого лежала основная проблема – это низкая самооценка,
которая сформировалась у ребёнка. У девочки также не было тесного контакта с
родителями, ухудшились отношения с ними и со сверстниками, развилась нелюбовь к
себе.
По мнению участников команды, для выхода
из подобной ситуации в школе должна быть единая форма или хотя бы стандартный
стиль одежды, который могут позволить семьи с разным уровнем достатка. Надо
также провести мероприятия и беседы, на которых стоит рассказать детям, что
важно не то, как человек одевается, а то, что у него внутри.
Завершали конкурс «Кейс» учитель физики
СОШ №7 Алексей Аксютичев, воспитатель д/с №5 Екатерина Трегубова, учитель
английского языка Шайковской СОШ №2 Дарья Паринова и педагог-психолог
Фоминичской СОШ Александра Драгунова.
Их ситуация следующая: в начале урока, несмотря
на замечания учителя, ученик продолжает общаться с товарищами и вертеться. Хулиган
замолкает лишь на пару минут, но затем снова начинает шуметь. Педагог пытается
объяснить классу материал, а ученик продолжает выводить его из себя и в итоге
доводит до слёз.
Участниками была определена главная проблема
– подрыв авторитета педагога, поэтому их проект на плакате изображён в виде
бомбы. Такая проблема может быть решена в несколько этапов. В первую очередь,
учитель может спросить у классного руководителя, как ведёт себя этот ученик на
других уроках, чем он интересуется. Это позволит найти индивидуальный подход к
ребёнку. Следующий этап - обращение к педагогу-психологу, можно выяснить,
является ли мальчик лидером класса, кто является его компанией. Психологу надо
побеседовать и с учителем, возможно, он сам не уверен в своих силах. Уместными
будут и работы по сплочению класса с этим педагогом.
В конфликтной ситуации учителю стоило,
например, предложить группе учеников во главе с хулиганом индивидуальное
задание повышенной сложности, обязательно на оценку, на весь урок. Подобный
приём помог бы отвлечь шумных ребят и направить их энергию в нужное русло.
Выслушав выступления всех команд, члены
жюри поблагодарили участников за интересные проекты и пожелали, чтобы в их
школьной практике никогда не было подобных педагогических ситуаций.
Зоя
ФОКИНА.