Сегодня: Суббота 27 июля 2024 г.

Определяем личные границы

№№16-18 9 февраля 2024 г.

В рамках муниципального конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» его участники давали открытые уроки в различных образовательных учреждениях нашего района. На базе СОШ №1 своё занятие провела педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Мария Обухова.

Мария Алексеевна предложила ученикам поговорить на актуальную тему – «Личные границы человека». Но прежде чем приступить к главному обсуждению, ребята вспомнили, какие границы вообще существуют. Это и разделительные линии на дорожном полотне, и ограждения вокруг территорий, географические границы стран, областей. И за их неправомерное пересечение следует наказание.

Обухова поинтересовалась у семиклассников, что они подразумевают под определением «личные границы». Из зала прозвучал ответ: «Это пространство, за которое нельзя «заступать», - и педагог согласилась с этим высказыванием.

С точки зрения психологии, личные границы человека определяются его национальностью, вероисповеданием, мнением и мыслями, а также чувствами и эмоциями. Наше индивидуальное пространство мы постепенно развиваем, определяя свою зону комфорта. Вместе с Марией Алексеевной класс также обсудил, что составляет личные физические границы. Их основой являются здоровье, параметры человека (вес, рост), внешний вид и личные вещи.
Психолог предложила ребятам попробовать определить свои личные границы. Семиклассники разделились на пары. Один участник стоял на месте, второй постепенно шёл ему навстречу. Когда первому человеку становилось некомфортно, он говорил: «Стоп». Затем участники менялись ролями. Как оказалось, некоторые могли подпустить к себе товарища достаточно близко, а кто-то останавливал на расстоянии дальше вытянутой руки. Такой наглядный эксперимент ребятам понравился.
Мария рассказала, что зачастую с нарушением личных границ подростка связано такое явление «буллинга» или травли, которая проявляется как в стенах школы, так и за её пределами. Обухова предложила ученикам написать на бумаге анонимное обращение к своему обидчику, который недавно или уже давно, в детские годы, бесцеремонно проник в личное пространство. Каждый смог выплеснуть свои эмоции, рассказать, что именно задело в поведении другого человека, не называя никаких имён, и почему его слова и поступки причинили боль.
В конце занятия Мария Алексеевна раздала всем памятки с фразами, которые можно использовать, если посторонний человек нарушает личные границы. Ребята смогли оценить прошедшее занятие, бросив в стеклянную пиалу разноцветный камешек, если урок был интересным и полезным, и прозрачный камешек, если информация была скучной. Пёстрое содержимое пиалы показало, что многие ученики с удовольствием провели время в общении с психологом.

Зоя ФОКИНА.