На
этой неделе закончился первый этап очного тура муниципального конкурса «Я в
педагогике нашёл своё призвание». В рамках второго конкурсного задания учителя,
воспитатели и психологи проводили открытые уроки. Занятие учителя физики школы
№7 Алексея Аксютичева прошло на базе Кировского лицея.
Для Алексея Викторовича это был не
первый открытый урок: за 11 лет педагогической работы он уже успел провести
несколько подобных занятий и мастер-класс. Каждое новое выступление перед
детьми в других школах – это всегда волнующе, но потом, когда Аксютичев
втягивается в процесс работы, все переживания уходят на второй план. Главное для
Алексея Викторовича – это работа с учениками, на открытом уроке есть только он
и дети. Участие в подобного рода конкурсе – это для него отличная возможность
набраться опыта и показать себя, на что способен в новых, непростых условиях.
Прежде чем перейти к новой для ребят
теме, Аксютичев предложил семиклассникам встряхнуть «копилку знаний» и
вспомнить уже пройденный материал. Вместе с учителем ребята обсудили, верны ли
представленные на презентации утверждения о таких физических явлениях и терминах
как сила тяжести, давление, закон Паскаля.
Затем Алексей Викторович показал классу
видео, на котором громадную цистерну внезапно сплющило как банку из-под
газировки, и спросил, может ли такое произойти на самом деле. В происходящее на
видео ученики поверили, но не смогли объяснить, какая сила так разрушающе
воздействовала на цистерну. Это и предстояло им выяснить на уроке, темой
которого стало атмосферное давление.
С таким явлением, как атмосфера, мы встречались
не только на физике, но и на уроке географии, и оба определения звучат точно
так же: атмосфера - это воздушная оболочка Земли. Она состоит из нескольких
слоёв воздуха, каждый из которых давит на все тела на планете. Так и работает
атмосферное давление.
Следующий вопрос, с которым предстояло
разобраться семиклассникам: должен ли воздух обладать массой и как рассчитать
его вес? Вместе с учеником Аксютичев провёл следующий опыт: на весы были
положены два шарика, сдутый и наполненный воздухом. Выяснилось, что второй
шарик перевешивает, следовательно, у воздуха всё же есть масса. А, зная массу,
можно с лёгкостью узнать вес, умножив её на ускорение свободного падения. Путём
нехитрых вычислений ребята выяснили, что один кубический метр воздуха весит 13
ньютонов.
Работая в группах, ученики выполнили
несложные эксперименты: наблюдали за тем, как подкрашенная вода заполняет
медицинский шприц и пипетку и не вытекает из стеклянной трубки, если верхнее
отверстие закрыть пальцем. Все эти явления доказывают наличие атмосферного
давления.
Возвращаясь к видео, показанному в
начале урока, Алексей Викторович вновь спросил у ребят, почему же сплющило
цистерну. На этот раз ответ был дан: причиной этому стала разница атмосферного
давления внутри объекта и снаружи.
В завершении увлекательного занятия Аксютичев
предложил семиклассникам оценить урок. Поскольку его тема так или иначе
касалась атмосферы, ученики могли оценить, как высоко они взлетели в своих
знаниях за прошедшие 45 минут. Подходя к доске, многие оставили свои магнитные
«космические корабли» в верхних слоях атмосферы, показывая тем самым, что урок
прошёл успешно!
Зоя
ФОКИНА.