Сегодня: Воскресенье 25 февраля 2024 г.

Как на нас влияет атмосфера?

№№16-18 9 февраля 2024 г.

На этой неделе закончился первый этап очного тура муниципального конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание». В рамках второго конкурсного задания учителя, воспитатели и психологи проводили открытые уроки. Занятие учителя физики школы №7 Алексея Аксютичева прошло на базе Кировского лицея.

Для Алексея Викторовича это был не первый открытый урок: за 11 лет педагогической работы он уже успел провести несколько подобных занятий и мастер-класс. Каждое новое выступление перед детьми в других школах – это всегда волнующе, но потом, когда Аксютичев втягивается в процесс работы, все переживания уходят на второй план. Главное для Алексея Викторовича – это работа с учениками, на открытом уроке есть только он и дети. Участие в подобного рода конкурсе – это для него отличная возможность набраться опыта и показать себя, на что способен в новых, непростых условиях.

Прежде чем перейти к новой для ребят теме, Аксютичев предложил семиклассникам встряхнуть «копилку знаний» и вспомнить уже пройденный материал. Вместе с учителем ребята обсудили, верны ли представленные на презентации утверждения о таких физических явлениях и терминах как сила тяжести, давление, закон Паскаля.

Затем Алексей Викторович показал классу видео, на котором громадную цистерну внезапно сплющило как банку из-под газировки, и спросил, может ли такое произойти на самом деле. В происходящее на видео ученики поверили, но не смогли объяснить, какая сила так разрушающе воздействовала на цистерну. Это и предстояло им выяснить на уроке, темой которого стало атмосферное давление.

С таким явлением, как атмосфера, мы встречались не только на физике, но и на уроке географии, и оба определения звучат точно так же: атмосфера - это воздушная оболочка Земли. Она состоит из нескольких слоёв воздуха, каждый из которых давит на все тела на планете. Так и работает атмосферное давление.

Следующий вопрос, с которым предстояло разобраться семиклассникам: должен ли воздух обладать массой и как рассчитать его вес? Вместе с учеником Аксютичев провёл следующий опыт: на весы были положены два шарика, сдутый и наполненный воздухом. Выяснилось, что второй шарик перевешивает, следовательно, у воздуха всё же есть масса. А, зная массу, можно с лёгкостью узнать вес, умножив её на ускорение свободного падения. Путём нехитрых вычислений ребята выяснили, что один кубический метр воздуха весит 13 ньютонов.

Работая в группах, ученики выполнили несложные эксперименты: наблюдали за тем, как подкрашенная вода заполняет медицинский шприц и пипетку и не вытекает из стеклянной трубки, если верхнее отверстие закрыть пальцем. Все эти явления доказывают наличие атмосферного давления.

Возвращаясь к видео, показанному в начале урока, Алексей Викторович вновь спросил у ребят, почему же сплющило цистерну. На этот раз ответ был дан: причиной этому стала разница атмосферного давления внутри объекта и снаружи.

В завершении увлекательного занятия Аксютичев предложил семиклассникам оценить урок. Поскольку его тема так или иначе касалась атмосферы, ученики могли оценить, как высоко они взлетели в своих знаниях за прошедшие 45 минут. Подходя к доске, многие оставили свои магнитные «космические корабли» в верхних слоях атмосферы, показывая тем самым, что урок прошёл успешно!

Зоя ФОКИНА.