13
и 14 февраля на базе отдела образования прошёл очередной этап ежегодного
муниципального конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё
призвание...». В первый день свои мастер-классы представили участники двух
номинаций «Лучший учитель» и «Лучший молодой учитель».
В течение 15 минут каждый из
конкурсантов должен был представить мини-урок, на котором он продемонстрировал
свой профессиональный уровень, показал индивидуальный педагогический стиль, а
также поделился приёмами и методами, используемыми на занятиях.
По воле жребия право выступить первой получила
молодой учитель английского языка Шайковской школы №2 Дарья Паринова. Она рассказала, что на самом деле каждый из нас уже
знает более 50 тысяч английских слов. Дело в том, что в русском языке есть
огромное количество заимствований, особенно в названиях профессий и научных
терминах. И достаточно всего лишь знать, каким суффиксом можно заменить
окончание русского слова, чтобы получить английское. Вместе с Дарьей Сергеевной
остальные участники попробовали перевести несколько слов, используя этот
приём.
Также Паринова в своём мастер-классе
затронула такую интересную методику как мнемотехника. Она включает в себя
приёмы кодирования информации в виде визуальных образов или лексического
созвучия. Дарья Сергеевна предложила коллегам придумать свои предложения для
лучшего запоминания английских слов. С этим заданием педагоги справились
успешно.
Ещё одна участница номинации «Лучший молодой учитель» - Екатерина Никишкина из школы №7, начала свой мини-урок с
демонстрации чёрного ящика и загадок об его содержимом. Внутри оказался текст,
и был он там неслучайно: как учитель русского языка и литературы, Екатерина
Алексеевна рассказала о приёмах смыслового чтения. Для работы с текстом до его
прочтения Никишкина предложила использовать приём «Жонглёр». Конкурсанты
разделились на группы и вместе изучали полученные карточки, пытались угадать, о
чём будет текст. С помощью небольших зарисовок участники также изобразили своё
впечатление от всех фрагментов прочитанного рассказа.
Преподаватель русского языка и литературы из школы №2 Светлана Харченко свой мастер-класс посвятила формированию
читательской грамотности через когнитивный анализ. В первую очередь, это учит
детей правильно пользоваться информацией, перерабатывать её и выделять для себя
главное. Вместе со Светланой Владимировной учителя, психологи и воспитатели
погрузились в сюжет повести А.С. Пушкина «Метель».
Что такое театрализованная педагогика? На этот вопрос ответил молодой учитель
биологии Будо-Анисовской школы Сергей
Ильюхин, который активно использует данную методику на своих занятиях. По
его словам, вовлечение учеников в миниатюрные театральные постановки помогает
детям лучше понять учебный материал, вызывает у них интерес к предмету. На
мастер-классе Сергей Юрьевич поднял актуальную тему здоровья человека. На
несколько минут педагоги примерили роль клетки, её оболочки и антител, а
Ильюхин стал вирусом, пытающимся попасть в этот живой организм. Небольшая
сценка позволила наглядно показать, как происходит защитная реакция нашей
иммунной системы, когда мы заболеваем.
Учитель физики из школы №7 Алексей
Аксютичев построил свой мастер-класс на теме «Атмосферное давление»,
затронутой на открытом уроке в рамках прошлого конкурсного этапа. Но на этот
раз его «ученики» не открывали учебники и не записывали термины в тетрадь – они
стали зрителями нескольких простых фокусов, основанных на физических явлениях.
Даже у взрослых нехитрые трюки с листом бумаги и стаканом воды вызвали
любопытство, почему же из перевёрнутого сосуда вода не вылилась, а бумага
осталась будто приклеенной к стакану? Дети же реагируют на подобные опыты с ещё
большим восторгом и с интересом погружаются в такую непростую науку как физика.
Ещё один педагог использует наглядные примеры на своих уроках – и это молодой
учитель английского языка Воскресенской школы Светлана Агафонова. Несомненно, знакомство с любым иностранным
языком начинается со слов, которые не всегда детям удаётся запомнить. В этом
может помочь мнемотехника, уже упомянутая ранее Дарьей Париновой, но
мастер-класс Агафоновой направлен больше на учащихся начальных классов. Светлана
Александровна рассказала, что при изучении лексики, например, по теме «Дом»
можно не использовать учебник с картинками, ведь нас уже окружают базовые
предметы, такие, как стол, стул, стена и дверь. Указывая на объект и называя
его вслух, дети быстрее запоминают новые слова.
Необычное название для своего мастер-класса выбрала учитель математики школы №1Эльвира Мальгичева – «Закон
красоты». Для некоторых коллег Эльвиры Александровны красота – это внутренний
мир человека, яркие, привлекательные детали в окружающих нас предметах. А для
Мальгичевой – это гармония и порядок, на которых основана математика. Оказывается,
с помощью этой науки можно высчитать, насколько красив и идеален тот или иной
предмет. В этом поможет правило золотого сечения, согласно которому объект
считается гармоничным, если его меньшая часть относится к большей так же, как
большая часть – к целой. Такая идеальная пропорция всегда равна 1,6 и
называется числом «фи».
После окончания всех выступлений от лица жюри к участникам обратилась начальник
информационно-методического отдела Людмила Ивановна Гаврикова. Она
поблагодарила учителей за интересные и творческие мастер-классы.
- Хочу отметить самое главное: в ваших открытых уроках и мастер-классах
прослеживается то, что вы отражали в своих методических семинарах. Выбранная
вами тема красной нитью проходит и в заочном, и в очном турах, это очень
хорошо, - прокомментировала ход конкурсных испытаний Людмила Ивановна.
О финальном задании и результатах конкурса профессионального мастерства «Я в
педагогике нашёл своё призвание» мы расскажем вам в следующем номере.
Зоя
ФОКИНА.