В числе огромного количества проблем,
переживаемых нашей страной, одной из главных является коррупция, которая может
быть представлена «паразитом», имеющим множество форм и обличий, заразившим
практически все сферы жизнедеятельности общества — государственное управление
не является исключением. По справедливому замечанию Президента РФ В.В.Путина:
«Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с
коррупцией на всевозможных уровнях, с низкой организацией этой работы и
отсутствием должного контроля в этой сфере…»
Коррупция в сфере государственного управления не только
угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а
также социальной справедливости. Она подменяет публичные правовые действия и
решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание
частных интересов над общественными.
Коррупция затрудняет развитие государства и общества.
Борьба с ней должна проводиться по всем направлениям: от совершенствования
законодательства до воспитания в российских гражданах нетерпимости к любым, в
том числе бытовым, проявлениям этого социального зла.
Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в
идеалистическом обществе, но предупреждать её не только можно, но и нужно, а
для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины
этого негативного явления.
Коррупция, являясь негативным феноменом, имеет множество
определений как в правовых документах, так и юридической науке. В
представленной статье мы не будем затрагивать весь терминологический аппарат, а
под коррупцией предлагаем понимать сложное, многоаспектное понятие, вобравшее в
себя противоправные формы человеческого поведения: дача или получение взятки,
коммерческий подкуп, использование (злоупотребление) должностного положения
вопреки законным интересам общества и государства с целью получить для себя
(для третьих лиц) выгоды как имущественного, так и материального характера. Коррупция
в государственном управлении является наиболее критикуемым общественным
явлением. Критика общества возникла не случайно, почти ежедневно на страницах публицистической
литературы появляются новости о коррумпированности чиновников.
Несмотря на причины, которые оказывают негативное воздействие
на уровень и масштаб коррупции в государственном управлении, согласимся с М. Ю. Аграфоновым и А. А. Тирских, что все факторы нужно рассматривать
индивидуально, применительно к каждой отдельной личности. Не нужно игнорировать
наличие правового нигилизма и факт весьма низкого уровня доверия общества к
государственному управлению, а также имеющие место провокационные отношения со
стороны граждан, готовых давать взятки. Коррупцию, поразившую практически все
сферы деятельности, в числе которых и государственное управление, следует
относить к системной проблеме, требующей если не экстренного решения, то хотя
бы минимизирования. Если данную проблему не решать, то нет смысла в
рассуждениях о последующем развитии всего общества, всей страны. Бороться с
коррупцией нужно комплексно, уделяя внимание этой проблеме не только на
федеральном и региональном уровнях, но и на местах, привлекая к ней
общественность. Важным направлением в борьбе с этим негативным явлением считаем
антикоррупционное образование. Антикоррупционное мировоззрение нужно развивать,
начиная с учебной скамьи. Только уровень самосознания и правовой культуры
позволит будущим и действующим государственным служащим «уберечься» от
соблазнов взяток, подкупов и других преступлений коррупционной направленности.
Нельзя отрицать, что антикоррупционная работа в нашей
стране проводится повсеместно с постоянным совершенствованием, однако
останавливаться в данном направлении нельзя. С целью минимизировать проявления
коррупции в государственном управлении необходимо принимать меры
предупредительного и воспитательного характера, сотрудничать со средствами
массовой информации. Решение исследуемой проблемы видится в следующем:
– необходимо повышать профессиональные и личные качества
служащих государственного управления, уделяя особое внимание антикоррупционному
мировоззрению.
Таким образом, эффективно предупреждать и пресекать
коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если
не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном
направлении может стать участие разных институтов российского гражданского
общества в проводимых антикоррупционных мероприятиях. Это свидетельствует о
потребности на нормативном уровне закрепить разные формы взаимодействия
органов, цель которых противодействовать коррупции, с институтами гражданского
общества. Данная деятельность, бесспорно, должна стимулироваться, к примеру,
выплатами единовременного денежного вознаграждения, поощрениями нематериального
характера.
Отдел по противодействию коррупции
и кадровой работе
Кировской районной администрации.