Сегодня: Пятница 3 мая 2024 г.

«Ни дня без этюда»

№№46-48 19 апреля 2024 г.

В историко-краеведческом музее состоялось открытие выставки памяти художника Александра Васильевича Зорюкова «Ни дня без этюда».Александр Зорюков – известный кировский живописец, уроженец деревни Большуха. Родился в 1956 году. С 1992 года занимался живописью профессионально. Работал маслом, большинство картин мастера – пейзажи родных мест, натюрморты.
Зорюков являлся членом творческого Союза художников России, был участником более сорока художественных выставок, две из которых были персональными и прошли в Москве. На своих полотнах он изображал природу Кировского, Барятинского и Жиздринского районов.
В 2002 году посетил Норвегию, где также писал с натуры. Зорюков ушёл из жизни в 2023 году в возрасте 67 лет.
За свою жизнь Александр Васильевич написал полторы тысячи больших картин и сотни этюдов.
Его архив, состоящий из множества набросков, этюдов и картин, а также документов, связанных с выставками, пленэрами и профессиональными наградами, был передан в музей братьями и сестрой художника.
Выставка была подготовлена заведующим музеем Андреем Анатольевичем Бауэром. Он отобрал для её показа более 200 этюдов. Этюд – это быстрый набросок художника, позволяющий отразить настроение природы в этом месте и в этот час. В нём своя композиция, цветовое соотношение и колорит. Мастерство художника в том и состоит, чтобы уловить эту прекрасную мимолётную гармонию и отразить её на холсте. В этюдах живёт душа художника. На основе наброска в дальнейшем создаётся будущее произведение.

- Выставка составлена из этюдов, над которыми художник работал на пленэрах. Посетители увидят их впервые, - рассказал Андрей Анатольевич Бауэр. - Все пленэры задокументированы – на каждом этюде указаны время и место его написания. Кроме того, Александр Васильевич всегда брал с собой фотоаппарат, стараясь запечатлеть красивые пейзажи. В архиве немало фотоснимков художника во время работы с палитрой и кистью. В своём творчестве Зорюков, несомненно, успел раскрыть тот дар, который получил от Бога.
- В дополнение к художественной коллекции музею были переданы фотоальбомы, документы, дипломы, буклеты, статьи о художнике. Архив будем обрабатывать и хранить, использовать в музейно-выставочной деятельности, - отметил заведующий музеем.
В открытии выставки приняли участие сестра и два брата художника - Нина Васильевна, Николай Васильевич и Иван Васильевич Зорюковы.
- Рисовать Саша начал с раннего детства. Карандашами, шариковыми ручками. В юности дважды старался попасть в художественные институты в Москве и Петербурге, но не смог поступить по разным причинам. И тогда он стал кропотливо работать, усердно трудился, был учеником художника Степана Епифановича Косенкова. Он постоянно рисовал. Для него это было смыслом жизни. Всего себя он отдал творчеству. Мы гордимся братом, - сказал Николай Васильевич Зорюков.
Посмотреть на работы земляка, отдать дань памяти другу, товарищу пришли художники, историки, краеведы, учащиеся художественного отделения школы искусств, родственники, друзья и знакомые живописца.
- С Александром Васильевичем мы познакомились в конце 90-х годов. Он приезжал в Людиновский район на пленэры, фотографировал наши мероприятия, всегда дарил диски со снимками. В Людинове прошли три персональных выставки его работ. Мы с ним дружили. Хочу выразить благодарность родственникам за то, что сохранили архив, картины и передали их городу, - выступила директор людиновской Галереи искусств Наталья Александровна Волкова.
Наталья Александровна вспомнила показательный для характеристики искусства Зорюкова случай. Однажды, готовясь к персональной выставке Александра Васильевича, они с другими музейными работниками носили картины из машины в здание. Погода испортилась, и, как подумали музейщики, на одну из картин попали капли дождя. Они попробовали аккуратно стереть воду, но ничего не получилось – капли оказались нарисованными.
По словам Волковой и других людей, близко знавших художника, его кумиром был передвижник Иван Иванович Шишкин, написавший такие известные полотна как «Утро в сосновом лесу» (в соавторстве с К.Савицким), «Лесные дали», «Рожь», «На севере диком».
Как и у Шишкина, основу творческого наследия Зорюкова составил именно лесной пейзаж. Художник с тщательностью фиксирует изменения, происходящие в природе, изучает простую красоту среднерусских ландшафтов.
- В 1998 году состоялась моя персональная выставка в Людинове. На ней мы познакомились с Александром Зорюковым. С тех пор мы стали друзьями, единомышленниками. Он любил реалистичное искусство, как и я. Мы организовали небольшую группу художников и довольно часто выезжали на пленэры. Мы друг друга поддерживали, подсказывали, помогали. Так и должно быть в творческих организациях. Александр был моим другом, и я очень рад, что с его творчеством познакомятся посетители выставки, - отметил людиновский художник Валерий Олегович Хованский.
Своими воспоминаниями о Зорюкове поделились его друзья и знакомые. Руководитель литературно-творческого объединения «Ритм» Татьяна Ивановна Федосеева рассказала, что Зорюков довольно часто бывал у известного на весь мир художника Косенкова, был его учеником. Татьяна Ивановна познакомилась с Александром Васильевичем, писала стихи к его картинам, что было очень приятно живописцу – он выставлял полотна вместе со стихами поэтессы.
Федосеева поблагодарила сестру Зорюкова – Нину Васильевну. Именно она взяла на себя основные хлопоты по уходу за больным художником.
Учитель рисования Валентина Артюхова рассказала гостям выставки о том, что приглашала Александра Васильевича посетить уроки рисования в школе, и Зорюков приходил, рассказывал ребятам о своём искусстве.
- Детям его работы очень нравились. Они с удовольствием смотрели, слушали, им было интересно, - заключила Артюхова.
Воспоминаниями о художнике поделился Вячеслав Николаевич Новосельцев, стихи по мотивам пейзажей Зорюкова прочла член ЛТО «Ритм» Надежда Козырева, выступили и другие гости вернисажа.
Выставка этюдов Александра Васильевича Зорюкова, открытая в год 280-летия со дня образования города Кирова и 35-летия выставочного зала музея, будет экспонироваться до сентября 2024 года.

Полина Пименова.

Фото автора.