В историко-краеведческом музее состоялось
открытие выставки памяти художника Александра Васильевича Зорюкова «Ни дня без
этюда».Александр Зорюков – известный кировский живописец, уроженец деревни Большуха. Родился
в 1956 году. С 1992 года занимался живописью профессионально. Работал маслом,
большинство картин мастера – пейзажи родных мест, натюрморты.
Зорюков являлся членом творческого Союза художников России, был участником
более сорока художественных выставок, две из которых были персональными и
прошли в Москве. На своих полотнах он изображал природу Кировского, Барятинского
и Жиздринского районов.
В 2002 году посетил Норвегию, где также писал с натуры. Зорюков ушёл из жизни в
2023 году в возрасте 67 лет.
За свою жизнь Александр Васильевич написал полторы тысячи больших картин и
сотни этюдов.
Его архив, состоящий из множества набросков, этюдов и картин, а также
документов, связанных с выставками, пленэрами и профессиональными наградами,
был передан в музей братьями и сестрой художника.
Выставка была подготовлена заведующим музеем Андреем Анатольевичем Бауэром. Он
отобрал для её показа более 200 этюдов. Этюд – это быстрый набросок художника,
позволяющий отразить настроение природы в этом месте и в этот час. В нём своя
композиция, цветовое соотношение и колорит. Мастерство художника в том и
состоит, чтобы уловить эту прекрасную мимолётную гармонию и отразить её на
холсте. В этюдах живёт душа художника. На основе наброска в дальнейшем создаётся
будущее произведение.
-
Выставка составлена из этюдов, над которыми художник работал на пленэрах.
Посетители увидят их впервые, - рассказал Андрей Анатольевич Бауэр. - Все
пленэры задокументированы – на каждом этюде указаны время и место его
написания. Кроме того, Александр Васильевич всегда брал с собой
фотоаппарат, стараясь запечатлеть
красивые пейзажи. В архиве немало фотоснимков художника во время работы с
палитрой и кистью. В своём творчестве Зорюков, несомненно, успел раскрыть тот
дар, который получил от Бога.
- В дополнение к художественной коллекции музею были переданы фотоальбомы,
документы, дипломы, буклеты, статьи о художнике. Архив будем обрабатывать и
хранить, использовать в музейно-выставочной деятельности, - отметил заведующий
музеем.
В открытии выставки приняли участие сестра и два брата художника - Нина
Васильевна, Николай Васильевич и Иван Васильевич Зорюковы.
- Рисовать Саша начал с раннего детства. Карандашами, шариковыми ручками. В
юности дважды старался попасть в художественные институты в Москве и
Петербурге, но не смог поступить по разным причинам. И тогда он стал кропотливо работать, усердно трудился,
был учеником художника Степана Епифановича Косенкова. Он постоянно рисовал. Для
него это было смыслом жизни. Всего себя он отдал творчеству. Мы гордимся
братом, - сказал Николай Васильевич Зорюков.
Посмотреть на работы земляка, отдать дань памяти другу, товарищу пришли художники, историки, краеведы, учащиеся
художественного отделения школы искусств, родственники, друзья и знакомые
живописца.
- С Александром Васильевичем мы познакомились в конце 90-х годов. Он приезжал в
Людиновский район на пленэры, фотографировал наши мероприятия, всегда дарил диски
со снимками. В Людинове прошли три персональных выставки его работ. Мы с ним
дружили. Хочу выразить благодарность родственникам за то, что сохранили архив,
картины и передали их городу, - выступила директор людиновской Галереи искусств
Наталья Александровна Волкова.
Наталья Александровна вспомнила показательный для характеристики искусства
Зорюкова случай. Однажды, готовясь к персональной выставке Александра
Васильевича, они с другими музейными работниками носили картины из машины в
здание. Погода испортилась, и, как подумали музейщики, на одну из картин попали
капли дождя. Они попробовали аккуратно стереть воду, но ничего не получилось –
капли оказались нарисованными.
По словам Волковой и других людей, близко знавших художника, его кумиром был
передвижник Иван Иванович Шишкин, написавший такие известные полотна как «Утро
в сосновом лесу» (в соавторстве с К.Савицким), «Лесные дали», «Рожь», «На
севере диком».
Как и у Шишкина, основу творческого наследия Зорюкова составил именно лесной
пейзаж. Художник с тщательностью фиксирует изменения, происходящие в природе, изучает
простую красоту среднерусских ландшафтов.
- В 1998 году состоялась моя персональная выставка в Людинове. На ней мы
познакомились с Александром Зорюковым. С тех пор мы стали друзьями, единомышленниками.
Он любил реалистичное искусство, как и я. Мы организовали небольшую группу
художников и довольно часто выезжали на пленэры. Мы друг друга поддерживали,
подсказывали, помогали. Так и должно быть в творческих организациях. Александр
был моим другом, и я очень рад, что с его творчеством познакомятся посетители
выставки, - отметил людиновский художник Валерий Олегович Хованский.
Своими воспоминаниями о Зорюкове поделились его друзья и знакомые. Руководитель
литературно-творческого объединения «Ритм» Татьяна Ивановна Федосеева
рассказала, что Зорюков довольно часто бывал у известного на весь мир художника
Косенкова, был его учеником. Татьяна Ивановна познакомилась с Александром
Васильевичем, писала стихи к его картинам, что было очень приятно живописцу –
он выставлял полотна вместе со стихами поэтессы.
Федосеева поблагодарила сестру Зорюкова – Нину Васильевну. Именно она взяла на
себя основные хлопоты по уходу за больным художником.
Учитель рисования Валентина Артюхова рассказала гостям выставки о том, что
приглашала Александра Васильевича посетить уроки рисования в школе, и Зорюков
приходил, рассказывал ребятам о своём искусстве.
- Детям его работы очень нравились. Они с удовольствием смотрели, слушали, им
было интересно, - заключила Артюхова.
Воспоминаниями о художнике поделился Вячеслав Николаевич Новосельцев, стихи по
мотивам пейзажей Зорюкова прочла член ЛТО «Ритм» Надежда Козырева, выступили и другие
гости вернисажа.
Выставка этюдов Александра Васильевича Зорюкова, открытая в год 280-летия со
дня образования города Кирова и 35-летия выставочного зала музея, будет
экспонироваться до сентября 2024 года.
Полина
Пименова.
Фото автора.