Сегодня: Суббота 27 июля 2024 г.

Развиваем связную речь у ребёнка

№№55-57 8 мая 2024 г.

В современном мире с каждым годом всё больше внимания уделяют развитию речи. Особенно умению правильно, красиво, грамотно говорить и излагать свои мысли. Как говорят, красивая связная речь – это признак грамотного человека. Что же такое связная речь?

Ребёнок в повседневной жизни, безусловно, говорит очень много. Но когда предлагаешь: «Расскажи, что интересного ты видел в зоопарке, в цирке? Перескажи сказку...», - сразу возникают трудности. У современных детей в сказке «Колобок» - «Колобка съела лиса»; в сказке «Теремок» - «Медведь развалил теремок». И, собственно, так дети и рассказывают всю сказку: одним или двумя предложениями… Современный ребёнок часто не видит и не понимает сюжет, испытывает трудности с определением главных героев, основных действий или событий. Но, как известно, к 6 годам у ребёнка уже должна быть сформирована вся система языка: грамматика, лексика, звукопроизношение и, что немаловажно, связная речь.

Связная речь сама по себе не формируется. Естественно, что свои первые азы общения ребенок приобретает в семье. Он постоянно слышит звуки, голоса и разговоры взрослых. Родители поют песни, читают сказки, играют с малышом. С этих важных моментов и начинает развиваться речь ребёнка. Постепенно он взрослеет, начинает ходить и говорить.

Следующий этап развития ребёнка - это детский сад. Дошкольное учреждение берет на себя большой объём работы по развитию связной речи. Но мы, родители, не должны забывать, что без нашего участия и внимания по-прежнему не обойтись. Именно нам, родителям, необходимо формировать интерес ребёнка к художественной литературе, учить слушать сказки, понимать их, отгадывать загадки, составлять рассказы. И для этого вовсе не обязательно водить ребёнка на дополнительные и развивающие занятия. Просто играйте с ребёнком в игры, которые развивают его речь. Игра - важный вид совместной деятельности ребёнка и взрослого. В игре часто сложное становится понятным и доступным для понимания. Не отказывайте ребёнку поиграть с вами, даже когда очень устали и ещё нужно сделать много дел. Вопрос как поиграть - легко решаем. Можно придумать игры самим, можно воспользоваться некоторыми вариантами. Причём, игры на развитие связной речи не означают сложного обучения детей длинным пересказам. Главное -обогащение словаря, расширение логических связей между явлениями и отношениями и т.д. Итак…

Игра «Доскажи словечко»

Нужно подбирать подходящие по смыслу слова для продолжения фразы. Например, я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж). Важно по морю плывёт трёхэтажный… (теплоход). Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф). Или: ра-ра-ра – начинается… (игра). А можно и проще, без рифмы: однажды, солнечным утром, мы пошли гулять в…. И там… а еще…. Ребёнок продолжает фразы так, как он желает, а взрослый помогает ему добавить подробностей в этот рассказ.

Игра «Так бывает или нет?»

Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «так бывает» или «так не бывает». И подробно доказать своё утверждение. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Можно уточнить: «А что бывает летом?»

Игра «Скажи наоборот»

Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; горячий-холодный; тяжелый - легкий; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной. Ох, это сложно… Но зато как интересно!

Игра «Угадай, что это»

Ребёнок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в руке, в сумке, под столом и т.д. Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твёрдое? Это круглое? Большое? Вкусное? Вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету, предназначению предмета и т.д. А взрослый может ребёнку в этом немного помогать.

Игра «Давай вспомним»

Вспомнить вместе с ребёнком и рассказать какое-то запоминающееся событие. Например, большой зоопарк, рыбалка, дельфинарий или поездка на море, день города с салютом. Выстраиваем последовательность событий, яркие и незабываемые моменты. Вспоминаем эмоции, переживания. Радуемся событию!

Игра «Рассказы по картинкам»

Очень важно, конечно, чтобы дома были разноцветные, красочные и содержательные картинки про животных, космос, овощи и фрукты, мир вокруг нас, растения. Можно предложить ребёнку перемешать картинки и восстановить последовательность событий, выстроить сюжетную линию. Ребёнок может строить рассказ как самостоятельно, так и с помощью наводящих вопросов. Очень важно, чтобы он умел ориентироваться во времени и пространстве. Но если картинок под рукой нет, можно воспользоваться интернетом. Вывести картинку на экран – и вперед!

Игра «Истории из жизни»

Любой ребёнок любит слушать рассказы о том, что происходило, когда он был маленький. Например, когда сделал первые шаги, какие необычные слова начинал говорить. Какая была любимая игрушка, когда первый раз сел на велосипед. Конечно, не будем забывать про детский сад: первая воспитательница, первый осенний праздник и много ещё интересного. Желательно не только говорить самому, но и помогать вспоминать ребёнку. Может, он тоже что-то из этого помнит…

Ну, и как же мы могли забыть про загадки?! Очень важную роль они играют в развитии именно связной речи. Нужно учить ребёнка не просто отгадывать, но ещё и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался, почему так решил, расскажи?».

И, кстати, помните про мелкую моторику! Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше ваши дети вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику и пазлы.

Приближается лето, появится много свободного времени, которые вы, уважаемые родители, можете организовать с пользой для развития вашего ребёнка!

Так что улыбнитесь вашему ребёнку, почитайте сказку и поиграйте вместе с ним… Результат не заставит вас долго ждать. Постепенно ребёнок овладеет богатым словарным запасом, умением полно, связно и последовательно передавать содержание прочитанного, услышанного и увиденного.

С какой же игры вы, уважаемые родители, начнёте сегодня развивать связную речь ребёнка?

Анна Зограбян, учитель-логопед ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».
Фото из открытых источников.