Семь лет назад мы даже не подозревали, что мобильный телефон и сотовую
связь можно использовать для совершения мошеннических действий. Но год от года
количество таких преступлений растёт, мошенники не дремлют, придумывая новые хитроумные
схемы обмана доверчивых граждан. Цель одна – опустошить счета, лишить
сбережений.
В УМВД России по Калужской области недавно прошла пресс-конференция с
представителями СМИ региона на тему: «Деятельность органов внутренних дел в
сфере профилактики мошенничества и краж денежных средств с банковских счетов, в
том числе совершаемых с помощью информационно-телекоммуникационных технологий».
Участие в конференции приняли Олег Николаевич Шеповалов – заместитель
начальника Управления уголовного розыска; Алексей Владимирович Глазков –
начальник Управления обеспечения охраны общественного порядка; Валерий
Дмитриевич Пустовойт – начальник отдела организации деятельности участковых
уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних УМВД России по Калужской области.
С докладом выступил Казбек Артемович Зангионов – начальник отдела по раскрытию
мошенничеств общеуголовной направленности и противодействию преступлениям,
совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Управления уголовного розыска УМВД России по Калужской области.
На пресс-конференции состоялся разговор о реалиях сегодняшнего дня, о раскрываемости
преступлений, о том, как не стать жертвой мошенников.
- Скажите, пожалуйста, сколько преступлений совершено
в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в этом году, сколько
раскрыто?
- По итогам
первого квартала количество зарегистрированных на территории Калужской области
преступлений указанного вида составило 1085, наблюдается снижение по сравнению
с прошлым годом на 1,7%, раскрываемость составила более 40 %, что выше, чем по
России и ЦФО. Установлено более двухсот человек, причастных к совершению
преступлений.
- Какие преступления составляют основную долю в общем
количестве?
- Более 80
процентов - это мошенничества и кражи с банковских счетов.
- Однажды мне позвонили, якобы из банка, и сказали,
что на моё имя собираются взять кредит в Ярославской области, в другой раз
сообщили, что мошенники пытаются снять денежные средства с карты. Какие ещё
предлоги используют преступники?
- Наиболее
часто используется предлог разблокировки банковской карты, отмены операции по
списанию денежных средств с банковской карты или защиты банковского счёта,
оформления или отмены кредита. Таких преступлений в первом квартале совершено
317.
Тревожит,
что во втором квартале наметился рост мошенничеств с банковских карт и на конец
апреля зарегистрировано уже 685 фактов. Больше всего таких преступлений
совершается в городах Калуга, Обнинск, в Боровском районе. 54 факта
раскрыто. Мошенничества с гражданских
карт составили 148 фактов. Общий ущерб - 200 млн. руб. За прошлый год он составил 998 млн. руб..
- Каковы особенности действий мошенников?
- Одно из
новшеств - большое количество людей, участвующих в коммуникации. Сначала звонок
поступает от правоохранителей, от Госуслуг, о том, что надо куда-то прийти и
что-то сделать. Мошенник строит диалог
таким образом, что человек начинает сообщать какие-то свои сведения, понимая,
что ему ничего не угрожает. Затем
подключаются другие участники, которые говорят, что существуют какие-то
опасности, что необходимо взять кредит, и люди соглашаются на манипуляции.
Классическая манипуляция - это установка приложения по
бесконтактному платежу и привязка к ней банковских карт. На 340 фактов взятых
кредитов, 335 потерпевших сами устанавливали себе приложение в телефон, затем
сами привязывали посторонние банковские карты к этим приложениям, брали
кредиты, обналичивали их и уже под диктовку мошенников шли в терминалы тех
банков, которые их не обслуживали, и перечисляли денежные средства.
Сами
реализовали за мошенников задуманное. Три недели назад жительница области
внесла через терминал 21 млн. руб. Средства хранились на депозитных счетах,
часть наличными. С ней поддерживали коммуникацию на протяжении трёх недель. И,
лишь оставшись без единого рубля, она поняла, что разговаривает с мошенниками.
Популярный
вид мошенничества - взятие кредитов с защищённых счетов. При этом оператор
связи сообщает, что у вас закончился срок действия услуг, надо продлить срок
действия сим-карты, или вам начислен кешбэк, бонусы за то, что давно являетесь
клиентом. Это всего лишь подводка к опасному диалогу, в ходе которого
выясняется дополнительная информация для кредита, в том числе в каких банках
обслуживаетесь. А бывает переадресация, и подключаются дополнительные
участники.
Еще один вид
этого мошенничества - использование мессенджеров "ватсап",
"телеграм" для оказания финансовой помощи (путём взлома страницы в
социальных сетях). Таких фактов зарегистрировано 24.
События
развиваются следующим образом. Поступает уведомление от руководителя той или
иной организации, отображается его ФИО или даже фото. К примеру, "у нас проблема, вам
позвонят, выслушайте, что вам скажут". Подчинённый не перезванивает
руководителю, выполняет алгоритм действий: списать денежные средства, оформить
кредиты и внести в терминал.
- Какие ещё виды мошенничеств существуют?
- Второй по
популярности вид мошенничества - это покупка-продажа имущества по объявлениям,
размещённым в сети Интернет. Установлено
142 факта мошенничества за первый квартал. Их можно разделить на 4 вида.
Мошенники
создают фейковые сайты, которые очень похожи на востребованные. Необходимо
только внимательно прочитать и понять, что он отличается от истинного. На таких сайтах продаются различные предметы,
билеты в театр, на железную дорогу, авиа-билеты. Билеты в театр покупают обычно
люди культурные, и у них даже не возникает мысли проверить, где этот сайт зарегистрирован,
действительно ли он принадлежит театру. Осуществляют заказы, предоплату и
теряют свои денежные средства.
Мошенники
используют продажу сезонных товаров, начиная от путёвок в санатории до сдачи
жилья в аренду. Одни из потерпевших арендовали квартиру в Санкт-Петербурге,
приехали, а там люди живут и ничего не знают.
Есть
платформы по размещению бесплатных объявлений. Там администратор осуществляет
определённый контроль. Для мошенников очень удобно перевести общение в
мессенджеры, где абоненты скрыты друг от друга, и получить реальный номер. Основное правило при общении с
мошенниками - не поддаваться на уловку перехода в мессенджер -
"ватсап", "телеграм" и другие.
Вот
характерный пример. У потерпевшего стояло приложение, которое записывало
звонки. С платформы, где размещено объявление, ему поступил звонок - "честный"
покупатель хочет приобрести земельный участок, дистанционно заключить сделку.
Его устраивает и цена, и место. Договорились по телефону о сделке. И здесь
покупатель предлагает перейти в мессенджер. Он просит перезвонить ему, получая
таким образом реальный номер телефона, который можно обрабатывать. На карту,
привязанную к телефону, поступает предоплата, денежные средства зачислены, о
чём продавец сообщает покупателю. А затем все деньги, которые хранились на
счетах продавца, были списаны.
Продажа имущества
в мессенджерах также таит в себе опасность. В одном из них проходит такая
информация: "Все покупают телефоны за 150 тыс. руб., а вот умные люди
покупают их за 30 тыс. Надо только вникнуть". Далее идёт переадресация на
другой канал. Там 40 тыс. подписчиков. Отзывы хорошие. И человек уже на крючке
у мошенников.
Другой
пример - покупка автомобиля из Европы. На сайте также большое количество
клиентов, отзывы положительные. Люди, с которыми общался потерпевший, хорошо
знали таможенное законодательство, трудности, которые возникают при перегоне
автомобиля на территорию РФ. Да ещё так совпало, что ранее потерпевший уже
приобретал автомобиль таким образом. 700 тыс. руб. он перевёл на указанный
счёт. После этого сайт исчез, а его точное название и номер абонентов
потерпевший не записал.
- Объявления о работе в сети интернет также могут быть
поводом для мошеннических действий?
- Без
сомнения. В этот вид мошенничества можно включить предложения о дистанционной
работе, получение прибыли или иного заработка, в том числе посредством
инвестирования денежных средств и игры на бирже. Выявлено за первый квартал 44
подобных факта. И хотели бы обратить особое внимание - по 40 из них возбуждены
уголовные дела по ч. 3,4 ст. 159, то есть потерпевшим нанесён ущерб в крупном и
особо крупном размере - от 1,5 до 2 млн. руб.
Удалённая
работа таит много угроз. Во-первых, за незначительные услуги требуют довольно
большой объём информации - паспортные данные, адрес прописки, селфи. Платят
щедро: оставить отзыв о гостинице, о номере, об обслуживании, поставить оценки
на сайте - стоит 500 руб. Затем вам предлагают перейти в более серьёзную
рабочую группу. Просят что-то приобрести, сделать вложение, оформить договор,
собрать справки. В результате получен массив личных данных, что позволяет
мошенникам лишить человека всех денежных средств.
Иногда на
телефон поступает предложение игры на бирже. Достаточно таких объявлений и в
соцсетях. На биржах обещают заоблачные доходы. Расскажем вам о частном случае,
но он довольно показателен. 16-летняя девочка вместе с ребятами скинулись и
поставили на бирже 1 тыс. руб. Сняли полторы. Девочке объяснили, что чем
средства весомее, тем и выигрыш больше. Имея доступ к телефонам родителей, она
оформила на них кредиты и денежные средства внесла на биржу. Она хотела помочь
родителям, которые трудились с утра до вечера. А тут можно получать доход, не
выходя из квартиры. Когда дочь захотела снять деньги, телефон
"завис", и она обратилась к отцу с просьбой помочь. Семья обратилась
в полицию. Ущерб составил 7 млн. рублей.
Увы,
мошенники найдут тысячу причин, чтобы не возвращать деньги - надо ещё довнести
средств, чтобы остаток был ровный, что-то не работает, закрыто и так далее. И
люди снова берут кредиты, при этом сами не знают, с кем общаются, не знают,
куда вносят денежные средства.
"Железный"
показатель, что совершаются мошеннические действия, это на каком-то этапе,
когда ещё много не внесли, попробовать снять деньги. Если не возвращают -
денежные средства похищены.
- До недавнего времени мошенники звонили и просили
перевести денежные средства за освобождение родственника от уголовной
ответственности в связи с ДТП или по другой причине. Об этом полиция не раз
информировала население через СМИ. Такой вид обмана по-прежнему действует?
- Замечена
тенденция снижения таких звонков. Нередко жертвами мошенников становятся
бабушки и дедушки. Им сложно объяснить, как установить приложение на телефон,
поэтому к ним приезжают за деньгами курьеры. Большинство таких преступлений на
территории области раскрыты. Пять фактов зарегистрировано в этом году. А чтобы
этого не случилось, надо поговорить со своими близкими, чтобы они понимали, что
могут лишиться своих денежных средств.
Сейчас людям
старшего поколения стали поступать звонки другого плана. Это отмена банковской операции, отмена
кредитов, перевод денег на связь. Звонят, якобы, из правоохранительных органов
с просьбой помочь задержать мошенников.
Диалог вновь заканчивается деньгами. Необходимо прервать разговор с мошенниками
и перезвонить родным.
- Мы видим, что по таким мошенничествам задерживают в
основном курьеров. Удаётся ли задержать заказчиков?
- Звонки
чаще всего осуществляются с территории других стран через Интернет- каналы и с
помощью специального оборудования, установленного на территории РФ. Недавно в
Санкт-Петербурге была задержана группа, которая способствовала хищению у
российских граждан 7 млрд. руб. Идёт задержание лиц, которые поддерживают
средства связи. У нас задерживаются в основном курьеры.
- Может ли человек позвонить в банк и отменить транзакцию (операцию по переводу средств)?
- По
инициативе правоохранительных органов внесены изменения в законодательство, которые должны будут вступить в силу
летом. Предусмотрен так называемый "период охлаждения" в течение 48
часов. Если за это время клиент поймёт, что его обманули мошенники, и обратится
в банк, то это позволит сохранить средства.
Есть и
второй вариант. Если вы понимаете, что ваши близкие могут стать жертвой
мошенников, и сами живете по принципу никаких кредитов - никаких долгов, то со
следующего года вступит в силу ещё одна инициатива - можно будет написать в
банке заявление о самозапрете, чтобы никто не смог оформить на вас кредит
или перевести ваши деньги.
- Есть ли у гражданина возможность помочь
правоохранительным органам в раскрытии мошеннических схем?
- В УМВД
России по Калужской области есть Интернет- приёмная. Думаю, что не трудно написать сообщение, что поступил звонок мошенников с такого-то
номера. У нас создана база данных подобных номеров. И ваш звонок, возможно,
будет полезен для дальнейшего раскрытия преступления.
Сотрудники
УМВД России по Калужской области надеются, что информация, которой мы сегодня
поделились, спасёт не одного человека от мошенников, и нашу работу сделает
более эффективной.
Материал подготовила Диана СЕМЯНИЩЕВА.