Сегодня: Среда 25 декабря 2024 г.

Тревожный ребенок. Что делать?

№№73-75 21 июня 2024 г.

Наверное, каждый человек слышал что-то о тревожности. Одно из самых известных определений тревожности принадлежит психологу Анне Михайловне Прихожан: «Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Проще говоря, тревожность - это склонность к излишнему беспокойству и восприятие обыденных ситуаций как трудных и потенциально опасных. Тревога отличается от страха тем, что у страха всегда есть конкретный объект, на который направлено беспокойство (например, темнота, кровь, оценки). У тревоги же нет определенной опасности. Она проявляется как общее беспокойство без конкретной причины. Тревожность свойственна всем людям, нужна им для мотивации. Но вот слишком высокий уровень тревожности может негативно повлиять на результаты и способность справляться с заданиями. Дети, как правило, не знают слово «тревога», поэтому описывают свое состояние как «Я боюсь» или «Мне страшно». Зачастую они вообще не могут найти точные слова для своих чувств, поэтому отвечают «Я не знаю». Поэтому нам, родителям, необходимо так же самостоятельно стараться определить, что же испытывает ребенок.

Итак, разберем основные признаки тревожности у детей:

ü Тревожный ребенок проявляет повышенное беспокойство в учебных и повседневных ситуациях, может чувствовать себя неловко в общении со сверстниками и взрослыми.

ü Он считает себя неадекватным и неполноценным, часто говорит об этом: «Я не такой как все», «Неумёха», «У меня ничего не выйдет».

ü Ребенок может крутить что-то в руках, теребить одежду, волосы, грызть ручки и карандаши. Такие признаки могут быть временными и свидетельствовать о стрессе или неуверенности. Если же ребенок часто напряжен, скован, не может расслабиться или, наоборот, суетлив, у него сбивчивая, неровная речь, он внезапно вздрагивает или краснеет, бледнеет, потеет в сложных ситуациях, то можно говорить о повышенном уровне тревожности.

Если какие-либо признаки у ребенка есть – ему необходимо помогать, поддерживать его. Что же делать родителям тревожного ребенка?

üРодителям следует как можно больше общаться с ребенком, устраивать совместные праздники, походы, прогулки на природу.

üБлагоприятный психологический климат в семье способствует снижению уровня тревожности. Недопустимо повышать голос, манипулировать и обесценивать ребенка.

ü Для преодоления тревожности у ребенка важно, чтобы он поверил в свои силы. Необходимо хвалить и поощрять его успехи, учить его не зацикливаться на неудачах.

ü Сравнивать ребенка с кем бы то ни было недопустимо! Подчеркивайте только его индивидуальные качества.

üУчитывайте возможности ребенка и не требуйте от него то, что он не сможет выполнить. Например: если ребенку с трудом дается какой-либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и проявите поддержку. А при малейших результатах, хвалите его, отмечайте старания и успехи.

ü Будьте последовательны. Не запрещайте ребенку безо всяких причин то, что разрешалось ранее.

ü Совместно разбирайте конкретные ситуации, которые беспокоят ребенка. Например: ребенка беспокоят ответы у доски. Предложите разыграть эту ситуацию, поменяйтесь ролями, пусть ребенок почувствует себя в роли учителя и т.д.

Но, все же, бывает, что состояние беспокойства усиливается, ребенок не уверен в своих силах и при каждой неудаче это подчеркивает, замыкается или бурно реагирует на каждую мелочь. Тогда вам необходимо обратиться к психологу. Он поможет преодолеть тревожность и даст вам рекомендации для поддержки ребенка.

Вы можете обратиться за помощью в наш центр «Паруса надежды» по адресу: г. Киров, ул. Пушкина, д.12В. Приходите, мы ждем вас!

Анна Павловна Власова, педагог-психолог

ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».