Сегодня: Вторник 16 июля 2024 г.

Главное сокровище – мир и согласие

№№79-81 5 июля 2024 г.

Православная вера - это духовная основа русской культуры, стержень русской цивилизации. С православием мы связываем становление российской государственности, базовые нравственные ценности России. Об этом, а также о традициях, духовной жизни, о душе, вечности и о многом другом состоялась беседа архиепископа Песоченского и Юхновского МАКСИМИЛИАНА с представителями СМИ района. Интервью провела директор телепрограммы "Киров-ТВ" Евгения Чубырева.

- Владыка, недавно мы отметили Великий православный праздник Троицы, он один из самых любимых в народе, с ним связаны определённые традиции. Сохранились ли у вас детские воспоминания о нём? Что означает праздник?

- В первую очередь вспоминаются ветви берёз, которыми украшали храмы. Они в это время уже зелёные, красивые. Берёза - символ праздника, который связан с началом жизни православной церкви.

Если говорить о значении праздника, то тропарь повествует о сошествии Святого Духа, который объединил апостолов, наделил людей разными языками, но для того, чтобы соединить всех воедино - во единый дух, стремления, идеалы, высшие цели. Земные цели могут быть разными, но высшая цель должна быть у всех одна. Главный смысл жизни человека - это будущая жизнь, спасение.

Господь всех призывал к единению, потому что все мы люди, и все живём на одной планете. Особенно мы чувствуем это сейчас, когда накоплена мощь ядерных потенциалов, биологического, химического оружия. Всё это может уничтожить жизнь на Земле.

Преподобный Сергий первым основал монастырь в честь Святой Троицы, это XII-XIV века. Он был учителем многих подвижников, при нём ученики основали 25 новых монастырей, потом ученики учеников основали ещё 50. Вот какой духовный запал он дал своим ученикам! Так вот он говорил, что, взирая на иконы Святой Троицы, мы преодолевали ненавистную Богу рознь мира сего.

То есть рознь, которая сеется, это не от Бога, а от нашей немощи, слабости и от врага нашего спасения. Вы помните римский сенат: разделяй и властвуй? Примерно так и лукавый действует. Разделяя людей, он властвует, добивается своих целей. Особенно это видно в современной политике: на чёрное говорят белое. Доходит до того, что Россию обвиняют в ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, хотя в то время у нас этих бомб ещё не было. Конечно, это и поражает, и удивляет, и расстраивает. С одной стороны, мощь человечества возрастает, столько больших дел можно сделать, а с другой стороны в мире такая безнравственность. И чем это может закончиться?

- Скажите, пожалуйста, как нужно воспринимать православные праздники, чтобы не обрядовая символика, как набор каких-то магических действий и заклинаний, а духовная жизнь получила наполнение?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что такое духовная жизнь, в чём она заключается. Человек двусоставен. Душа и тело. И апостол Павел пишет: каждый из нас любит своё тело, питает его, печётся о теле. И это нормально. Просто надо создать правильную иерархию, что выше - душа или тело? Мы все сейчас погружены в основном в телесные заботы. А святые больше внимания обращали на духовную сторону. Например, Серафим Саровский. Этот святой жил всего 200 лет назад. Он всех людей приветствовал фразой "Радость моя!" Для него было радостно встретить человека. И даже тех разбойников, которые его едва не убили. Он пригрозил, что, если их накажут, он уйдёт. Такую любовь проявлял ко всем. Это достигается борьбой со своими слабостями и страстями. Мы все думаем о себе хорошо, стараемся внешне вести себя прилично. Но если мы посмотрим на наши мысли, желания, то там найдём очень много нехорошего, греховного: и гордость, и зависть, и тщеславие, и раздражительность, и мстительность, и чревоугодие.

Праздники как раз призывают нас к борьбе с греховным внутри нас, к очищению. Как правило, читаются богослужебные тексты, священное писание, которые тоже нас подвигают к тому, чтобы мы очищали свою душу.

Религиозный философ Иван Киреевский говорил, что нравственная победа одного христианина над слабостью является торжеством всего православия. А Силуан Афонский (русский подвижник) говорил, что грех одного человека влияет на судьбу всего мира. Может быть микроскопически, но влияет. Например, если снежинка на нас падает, мы её не чувствуем, а когда идёт лавина, она сметает всё на своём пути. Так же и наши грехи.

Если мы посмотрим, что сейчас в нравственном отношении творится в мире, то всё встаёт на свои места. Тот же Запад призывает к таким безобразиям, о которых я даже не хочу говорить. И это имеет силу закона.

Нам нужно думать о своих желаниях, потому что реальные действия начинаются с мыслей, как огромный пожар начинается с непотушенного окурка. Христианство призывает к борьбе с началом зла, началом порока. Потому что гораздо легче потушить окурок, чем тушить пожар, так же и мысль - легче победить её, чем когда уже порабощён ею, ещё и других можно ею заразить.

- Владыка, нередко люди обращаются к Богу, когда что-то нужно, ищут в нём поддержку и помощь. Исполнение земных желаний, как Божественное провидение, как Вы к этому относитесь?

- Преподобный Исаак Сирин говорил, что мы должны предаваться в руки Божии. В молитве "Отче наш" мы говорим: "Да будет воля Твоя". Не моя, а Твоя. Всё, что происходит с нами, это происходит по воле Божией. Значит, и то, что нам неприятно, тяжело, скорбно - это тоже по воле Божией. Второй вопрос - для чего это. Это как лекарство. Оно бывает горьким, неприятным. Но это делается для блага человека. Также и Господь нас через скорби призывает к покаянию.

Например, Великая Отечественная - страшная, кровавая война. Архимандрит Кирилл Павлов, который прошёл её с августа 1941 и по 9 мая 1945, был духовником трёх патриархов, говорил, что эта страшная война была следствием борьбы с церковью и нравственного отступления нашего народа. Действительно, у нас перед войной в 1937 году была объявлена пятилетка безбожия. Летом 1938 года - агрессия Японии у озера Хасан. 1939 год - вторая агрессия Японии у Халкин-Гола. А пятилетка безбожия продолжается: взрывают храмы, монастыри, священников арестовывают. Сороковой год - конфликт с Финляндией. 22 июня 1941 года - началась Великая Отечественная. Наверняка Сталин что-то понял - уже в июле был закрыт журнал "Безбожник". В 1942 году на Пасху был отменён комендантский час в прифронтовых Москве и в Ленинграде. Потом он встретился с тремя митрополитами, даёт такую свободу церкви, которую никто не ожидал. И ситуация на фронте начинает изменяться. Я лично объясняю это тем, что Господь стал помогать нам.

Наши грехи влияют на ход событий. И то, что мы пытаемся исполнить свои желания, мы подчас идём поперёк того, что Господь указывает. И мы должны стараться принимать эти обстоятельства. Если человек заболел, он, конечно, должен обратиться к врачу. Это поиск воли Божией, какая будет объявлена через врача. Мы должны думать не о материальном, а о духовном. В молитве "Отче наш" говорится: "Хлеб наш насущный дажь нам днесь". То есть не запрещается беспокоиться о насущном, о необходимых телесных потребностях, но тело умрёт, а душа отправится в вечность. А вечность по сравнению с нашей жизнью стремится к нулю.

В литературе можно прочитать сон матери декабриста Рылеева. Когда он был младенцем, он часто болел. Не было понятно - выздоровеет он или умрёт. И она молилась о том, чтобы Господь продлил жизнь сына. Во сне она увидела анфиладу комнат, заходит и видит, что её сын выздоравливает, видит его школьником, юношей, офицером, видит собрания, где офицеры спорят. Последняя комната, и Божия Мать говорит ей: "Одумайся, если откроешь эту дверь, я помочь тебе ничем не смогу". Она открывает дверь, а там … виселица.

Проснувшись, она убедилась, что сын выздоравливает. Всё, что она видела во сне, потом наблюдала наяву. А ничего сделать не могла...

Вот к чему приводит упорное желание настоять на своём во что бы то ни было.

Просьбы о материальных ценностях допускаются, но нельзя добиваться того, чтобы было по-вашему и не иначе.

- Владыка, некоторые люди сетуют, что от них требуют соблюдения какого-то внешнего церковного этикета. В частности, это касается женской одежды. Возмущаются: "Какая разница, в чём я в храм прихожу?". Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

- Везде есть свои правила и традиции. Например, в театр мы идём в одной одежде, на спортивное мероприятие идём в другой, а на работу надеваем третий вид одежды. Одежда должна соответствовать месту и занятию.

Храм - это место встречи с Богом. Всегда в храм надевали самое лучшее. И через свой внешний вид мы показываем своё отношение. Хотя одежда, прямо скажем, не самое важное. Вспомним юродивых. Но это были особые люди, и нам на это ориентироваться не следует. Это был особый подвиг, и нам трудно подняться на тот духовный уровень, на котором они совершали его.

В храм нужно одеваться достойно: аккуратно, чисто и в соответствии с требованиями. Но если человек по какой-то причине не имеет такой возможности, то я не совсем согласен, что ему делают замечания. Например, человек куда-то торопится и перед поездкой решил помолиться. А ему начинают делать замечания. В Евангелии сказано: "Не судите". Главное, с каким чувством человек заходит в храм. Можно одеться как положено и думать в храме непонятно о чём, а можно прийти и без платка, и в брюках женщина может зайти, но она пришла помолиться о каком-то горе, нужде, а кто-то её будет осуждать за это.

Есть такая пословица: "Бритва скребёт, а слово режет". И можно так резануть человека, что он потом в храм больше никогда не зайдёт. Поэтому в этих вопросах нужно быть очень осторожным, сдержанным.

- Скажите, пожалуйста, есть в народе такие традиции, что нужно прочитать три молитвы, сходить на три источника и прочие вычисления, как Вы считаете, такие "считалки” не уводят человека от православия в сторону язычества?

- Я такие вещи называю православным язычеством. Потому что у язычников главное - форма, а в православии - сердце. Господь говорит: "Чадо, дашь мне сердце твое", а внешние формы лишь помогают настроить сердце.

Однажды царь Иван Грозный вышел из храма и встретил Василия Блаженного. А царь любил юродивых, и говорит ему: "Здравствуй, Васенька!", а Василий спрашивает: "Ванечка, а где ты был?" Грозный ему отвечает: "Как где? В храме молился". А Василий Блаженный: "Тебя там не было. В храме молилось всего два человека". Такие молитвы как раз и приятны Богу. А не то, что сходил на источник, поставил свечку, заказал молебен… Это хорошо, но при соответствующем расположении сердца.

Архимандрит Крестьянкин говорил, что "моя молитва в помощь вашей". То есть как бывает: батюшка, помолитесь, а сам пошёл на базар. Нет, голубчик, ты тоже молись, твоя молитва более важная. Вот это мы забываем. И подчас придаём внешней стороне чрезвычайно большое значение, забывая о внутренней.

- Владыка, скажите, пожалуйста, мы не всегда знаем, к чему приведёт нас тот или иной поступок. Как правильно распорядиться выбором, который нам предоставляет жизнь?

- Господь наказывает или поощряет не за результат, а за намерение, с которым человек действует. В Библии сказано, что человек смотрит на внешнюю форму, а Господь - на сердце. Но здесь опять христианское смирение должно быть. Господь говорил: "Научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем есть". А у лукавого отличительная черта - это гордыня. И если мы подвиги несём, а смирения не приобретаем, то это малополезно. Но если мы не несём особых подвигов, но нас смиряет что-то, например, болезнь, обстоятельства жизни.

Обычно внешние обстоятельства, различные случаи от нас не зависят, но они являются следствием того, как мы жили раньше. Потому что между поступком и воздаянием проходит время. Как между посевом и урожаем. Поэтому, когда мы сеем злые семена, мы забываем о них, а когда приходит время жатвы, мы удивляемся: почему у других хорошие всходы, а у меня всё так плохо. "Что посеешь, то и пожнёшь". Не надо забывать это и стараться сеять доброе, светлое, хорошее, помогать людям.

- Некоторые люди считают, что незачем ходить в церковь, можно молиться и дома. Как Вы к этому относитесь?

- Церковь была учреждена мудрыми опытными людьми. Дома компьютер, телефон, телевизор, семья, проблемы. В церкви же создаётся наиболее подходящая обстановка для того, чтобы молиться. Но подчас наша леность пытается найти повод не ходить в храм, не трудиться. Однако Спаситель сказал, что Царствие Божие "силой берётся". То есть насилием над собой, понуждением. А мы хотим въехать в Царство Божие в мягком вагоне, ничего не делая. Для того, чтобы прийти в храм, нужно выделить время, отказать себе в чём-либо: отдыхе, в каком-то деле. Жарко, бывает тяжело стоять. Но таким образом мы приобретаем и смирение, и терпение, и другие качества через борьбу с собой, со своим ветхим человеком, который желает комфорта. А мы хотим от грехов без всякого труда очищаться. Это, как правило, невозможно.

Нужно быть более снисходительным и внимательным к людям. С нашей стороны мы должны принимать все меры для того, чтобы сделать благо, а остальное - в руках Божиих. Мы должны действовать по мере своих сил, возможностей, а результат подчас от нас не зависит. И здесь не надо осуждать ни себя, ни других. Надо начинать снова и пытаться достичь желаемого результата, а если не получается, то воли Божией нет, тогда нужно отступить.

- Владыка, последние 10 лет вашей жизни связаны с песоченским краем, с Калужской областью. В этом году городу исполняется 280 лет. Расскажите, пожалуйста, как Вы восприняли Киров и как он для Вас изменился за это время?

- Это был для меня совершенно незнакомый город, незнакомые люди. Меня удивило то внимание, то отношение, которое я встретил со стороны духовенства и со стороны светского руководства. Это прекрасное здание Песоченской епархии нам передали во многом благодаря Анатолию Дмитриевичу Артамонову и Владыке Клименту.

Городу - 280 лет. Поздравляю жителей с такой большой датой. За последние10 лет Киров преобразился и подходит к юбилею достойно. Вот ко мне приезжают вологжане и сразу отметили: какой зелёный, чистый город, фонтаны, парки, Нижняя набережная. И самое главное, что всё делается в мире. Мир и согласие, которые на территории области и в нашем районе - это самое главное сокровище, которое нужно хранить. Потому что только в мире можно чего-то достигнуть. А царь Давид говорил: "В мире место Его". Это значит, что там, где мир, там и Бог. Если у нас будет мир, и Бог будет с нами. А если Бог с нами, то кто против нас?

Интервью к печати подготовила Диана СЕМЯНИЩЕВА.