Сегодня: Вторник 16 июля 2024 г.

Удивительный мир театра

№№82-84 12 июля 2024 г.

Против обыкновения свой 127-й сезон Кировский народный драматический театр открыл летом: 6 июня в Молодёжном культурном центре артисты и приглашённые гости представили ревю из театральных зарисовок.
Перед началом представления в фойе МКЦ для зрителей звучали саксофон и скрипка, музыкальные произведения в исполнении Ирины Тришкиной и Ибрагима Амрихудоева.

Ревю можно перевести с французского как представление, собранное из драматических и комедийных, музыкальных и танцевальных пазлов, объединённых одной идеей. И такой идеей для кировских артистов стал театр. В подтверждение тому на большом экране одно за другим были показаны видеосюжеты о том, как артисты спешат на репетиции, жертвуя музе Мельпомене часы работы и отдыха.
В этот раз сцена предстала зрителям без декораций, лишь пара стульев, афишная тумба, вешалка, с которой, по утверждению Константина Станиславского, берёт начало всякий театр, и гитары, замыкающие обзор. Каждый элемент сценического убранства «выстрелил» в своё время.
А на сцене появились артисты…
Явление
I. Красотка и все-все-все…
Первая картина – завязка пьесы «Красотка и семья» Сомерсета Моэма. На подмостках роковая Виктория (Ольга Шавочкина). На пороге дома внезапно появляется её супруг Уильям (Алексей Подбельцев), который считался погибшим на Первой мировой войне. Уильям счастлив вернуться домой и весело подшучивает над чопорной английской дамой – матерью Виктории (Елена Родина). Но сама Виктория не рада «воскресшему» супругу – она уже замужем за его лучшим другом, а по-настоящему влюблена в бизнесмена. Короткий отрывок был выбран с точностью – артистам удалось воссоздать атмосферу «не ждали», нервность и грусть главной героини, беззаботное счастье Уильяма и беспокойство матери о будущем Виктории.
Сцена меняется. Следующий слайд – комический монолог Андрея Седина. Герой, желающий личного счастья, решает обратиться к современным методам и регистрируется в клубе знакомств. Артист проводит престарелого героя-любовника сквозь череду курьёзных неудач: одной даме сердца нужна только его пенсия, другая и вовсе оказывается не тем, за кого себя выдаёт. Отчаявшись, герой отправляется домой и при входе в подъезд сталкивается с дамой сердца. Несмотря на юмористический флёр в монологе звучали и нотки грусти, и мысли об одиночестве. Актёру удалось соблюсти баланс, превратив выступление в душевный и кинематографичный рассказ.
С комедийным номером про зятя и тёщу на сцену вышли Елена Родина и Алексей Подбельцев. Концентрированный, наполненный шутками и комичными препирательствами диалог между актёрами захватил внимание зрителей. В конце концов тёща уговорила зятя записать её в танцевальный кружок. А зять подкрепил своё обещание, закружив тёщу в весёлом танце.
Явление
II. Поэзия в деталях
Кировский поэт Владимир Вареников прочёл стихотворения, выступил с авторской песней. Через творчество Владимира красной нитью проходит тема чуждости поэта обычному миру обывателей, невозможности встроиться в него, принять привычный для других порядок вещей. Поэт – всегда изгнанник, но изгнание при этом добровольный выбор, желание найти иной, более возвышенный мир, даже если он заключён внутри лирического героя.
Также Вареников прочёл стихи о театре, где царит атмосфера творчества и вдохновения, зритель в героях пьес может узнать себя, а актёры чувствуют себя на своём месте.
Жанр кабаре в театральном калейдоскопе представила Ольга Обухова. Актриса исполнила песню группы «Серебряная свадьба» «Я вам устрою декаданс», где музыка и слова полностью сосредоточены на лицедействе исполнителя. Ольга вжилась в роль, получилось настоящее шоу с песней-адреналином, песней-вызовом.
Вслед – хореография. Яркий образец современного танцевального искусства представила Анастасия Обухова. Динамичные всполохи движений, отточенная техника, завораживающий рассказ на языке тела – всё это с тонкой и тщательной прострочкой актёрского мастерства. Выступление Анастасии - танцевальный триумф вечера.
Явление
III. Уроки и думы
Игра актёров каждый раз будто переключала невидимый тумблер, и вместе со служителями Мельпомены зритель попадал в новые локации.
Занесённый снегом дом… В нём, как хищники в клетке, восемь женщин, а за закрытой дверью - труп мужчины. Кто же убийца? Зрители, которые смотрели постановку кировского драматического «Восемь любящих женщин», знают тайну, но всё равно пульс учащается, когда на сцене появляются действующие лица. В выбранном фрагменте главная героиня – сестра погибшего Пьеретта (Юлия Подбельцева). Пьеретта словно на суде – каждая из женщин подозревает именно её, а героине приходится отбиваться и оправдываться. Актриса Юлия Подбельцева передала весь спектр эмоций персонажа: гордыню, страх, обиду, удивление.
И вновь все актёры на сцене. В центре – главная героиня пьесы «Бабушкин сон» Марта (Татьяна Щербакова). Она собирает вместе троих уже взрослых детей, их жён и мужей якобы для того, чтобы разделить наследство. Но на самом деле бабушка хочет вернуть детям радость жизни, на своём примере показать, что совершать ошибки не страшно, главное – продолжать идти вперёд. В выбранном для постановки отрывке – кульминация пьесы, где 82-летняя Марта раскрывает свой замысел перед членами семьи. И Татьяна Щербакова органична в этой непростой, характерной роли.
Так в ревю каждый из актёров исполнил свою любимую и значимую именно для него главную роль.
Своих друзей и коллег поддержал актёр театра и кино Захар Машненков. Он стал ведущим вечера, а также выступил в качестве приглашённого артиста. Своё выступление он начал с декламации авторского стихотворения «Ничего хорошего», но, вопреки уверениям автора, хорошего было много – Машненков исполнил две песни, объединённых общей темой тетра, актёрской игры. Театр перелицовывает мир, превращая его в подмостки, а людей – в героев драм и комедий. Наряду с вечными темами автор-исполнитель коснулся сердцевины профессии актёра: на сцене он может прожить множество жизней, но как жить свою, настоящую, не по сценарию – вопрос, над которым артист размышлял вместе со зрителями.
Эпилог
На сцене были сыграны ещё несколько театральных номеров, и, наконец, - занавес. А зал не желал расходиться, долго не смолкали аплодисменты, актёры несколько раз выходили на поклон. Им вручали букеты цветов.
- Чтобы не оставлять кировчан без летней театральной встречи, мы решили показать попурри из уже сыгранных пьес и новых номеров. Очень радует то, как тепло нас приняли зрители. Сейчас в нашей труппе девять человек. Все с энтузиазмом репетируют. В конце осени планируем показать премьеру спектакля. Это комедия с интересным жизненным сюжетом, но много в ней и мелодраматических моментов. А что это за пьеса, пока сказать не могу – секрет, - заинтриговала режиссёр театра Татьяна Макарова.
Сцена по-прежнему влечёт артистов, ведь это – другой мир, удивительный для непосвящённых и священный для мастеров своего дела. Игра по-прежнему делает их счастливыми. А вместе с ними и благодарных зрителей, которые всегда ждут новых встреч.
Полина ПИМЕНОВА.

Фото автора.