Он
был невероятно разносторонним человеком – актером, режиссером, писателем.
Василий Шукшин старался многое успеть и наверстать, как будто знал, что ему
отмерен слишком короткий жизненный путь.
Всенародная
любовь и слава пришла к актеру Василию Шукшину после выхода фильма «Калина
красная».
Родился
Василий Шукшин 25 июля 1929 года в маленькой деревушке Сростки на Алтае. У
родителей мальчика было крепкое крестьянское хозяйство. В те годы таких
называли «середняками». Но долго хозяйствовать им не дали, пришлось вступать в
колхоз. Отец Василия, Макар Шукшин, прошел обучение, и даже успел поработать на
молотилке механизатором. Но в 1933-м мужчина все равно был репрессирован и
расстрелян. Реабилитировали его только в 1956-м, посмертно.
В
1933-м маме Василия Шукшина было всего 24 года. Она осталась совсем одна с
двумя малолетними детьми. Кроме Василия в семье подрастала дочь Светлана.
Женщина не представляла, как будет выживать, иногда даже собиралась наложить на
себя руки. От родственников помощи ждать не приходилось – они все были в очень
бедственном положении, с кучей малолетних ребятишек.
Может
от безысходности, а может она действительно что-то чувствовала к односельчанину
Павлу Куксину, но Мария Сергеевна приняла его предложение и вскоре вышла за
него замуж. Павел стал настоящим отцом двум детям. Но и этому браку не суждено
было быть долгим. Началась война, Павла призвали на фронт, и буквально через
год семья получила на него похоронку. Василий очень любил своего отчима, и
вспоминал его только теплыми словами.
После
окончания семи классов, Василий поступил в автомобильный техникум в Бийске, и
уехал туда жить. Но до диплома он так и не дотянул, в середине третьего курса
Шукшин бросает учебу, и возвращается в родную деревню. Он устроился на работу в
колхоз, потому что семья остро нуждалась в деньгах. В колхозе парень задержался
ненадолго, уже в 1946-м он снова уезжает из деревни.
С
1947-го по 1949-й Шукшин успел поработать слесарем в Калуге и Владимире. В 1949
году его призвали в армию, в это время он трудился в поселке Бутово под
Москвой.
Именно
в армии Василий открыл в себе талант литератора. В свободное от вахты время, он
занимается написанием небольших рассказов. Первыми слушателями его сочинений
стали сослуживцы.
Вернувшись
из армии, Шукшин получил аттестат о среднем образовании. Правда для этого ему
пришлось сдать все экзамены экстерном. После этого ему предложили работу в
школе – преподавать русский язык. Спустя немного времени Василия переманили в
родные Сростки, где он стал директором в школе трудовой молодежи. Поработав
некоторое время, Шукшин понимает, что эта работа не для него, и хорошего
педагога из него все равно не получится. Молодой человек рвется в Москву, ему
хочется реализоваться, как сценаристу.
В
1955 году Василий Шукшин оказывается в Москве, и подает документы во ВГИК, на
специальность сценарист. Семья поддержала его в этом решении, срочно была
продана корова, и все деньги от выручки дали Василию с собой.
Мнения
приемной комиссии разделились, некоторые преподаватели предлагали абитуриенту с
фактурной внешностью идти в актеры. Но по воле судьбы Шукшин оказался на
режиссерском факультете.
Именно
в те годы Василий Шукшин дебютировал как писатель. Он дал почитать свои
рассказы наставнику – Михаилу Ромму, и тот посоветовал разослать их по
нескольким московским издательствам. Первым откликнулся журнал «Смена», который
напечатал рассказ Василия Шукшина «Двое на телеге».
Кинематографическая
биография Шукшина началась в том же году. Ему предложили эпизод в ленте «Тихий
Дон», где он перевоплотился в матроса. Дебют был очень удачным, и спустя
некоторое время Василию уже предложили роль главного героя в ленте «Два
Федора».
После
этого Шукшина начали звать на съемочную площадку практически постоянно. В
качестве актера он был более востребован, чем на режиссерском поприще. Но
Василию хотелось самому создавать картины, причем начиная с написания сюжета,
до работы на съемочной площадке.
Дебютом
Шукшина как актера, режиссера и сценариста одновременно, стала картина «Из
Лебяжьего сообщают». По мнению критиков, она была не очень интересной, но зато
Василий получил бесценный опыт создания масштабного кино, умения работать с
сюжетной линией.
Следующая
картина под названием «Живет такой парень», стала по-настоящему успешной. В
основу сценария легли рассказы Шукшина «Классный водитель» и «Гринька Малютин».
Роль главного героя досталась Леониду Куравлеву – однокурснику Василия по
театральному вузу. После этой картины о Герои Шукшина были обычными людьми из
народа, но их судьбы иногда складывались очень неоднозначно. Он сам был
выходцем из той среды, поэтому обладал уникальной способностью смотреть на мир
их глазами, органично вживаясь в образ. Шукшин обладал своеобразным
режиссерским стилем, который нельзя было спутать ни с каким другим.
В
1974-м зрители увидели его последнюю авторскую работу – картину «Калина
красная». Она была отмечена многочисленными престижными наградами различных
кинофестивалей, и нашла отклик в сердцах миллионов зрителей.
На
первом месте у Шукшина всегда была работа, и даже обострившаяся язва не
прерывала съемочный процесс.
У
Василия Шукшина была масса замыслов, которые он хотел воплотить на экране, но
видимо, судьбе было угодно распорядиться иначе. Он хотел начать работы над фильмом
о Степане Разине, и очень много времени уделял изучению этой тематики. Шукшин
проникся духом той эпохи, записывал интересные факты, работал над сценарием и
планом съемочных работ. В это время его приглашают в другие проекты, но актер
отказывается, потому что все силы бросил на Разина. Но в те годы от режиссера
мало что зависело, и проект Шукшина зарубили, по причине несвоевременности и
затратности. В 1972-м ему в качестве альтернативы дали снимать картину
«Печки-лавочки».
Свою
последнюю главную роль в последнем в своей жизни фильме актер сыграл в ленте
«Они сражались за Родину». Шукшин скончался, когда съемки картины находились на
завершающем этапе.
В думах о себе будем помнить исповедь писателя, его страстный
призыв: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один
раз, уж так случилось, живем на свете. Ну, так и будьте повнимательнее друг
другу, подобрее. Неосторожным словом можешь обидеть, оскорбить, походя, и не
заметить этого, все вроде дела, дела…»
Городская
модельная библиотека №4.