Духовные
книги – особый жанр литературы. В них автор развёртывает перед читателем свою
философию, привычным вещам придаёт новые смыслы, подталкивает к размышлению над
собственной жизнью, а кого-то и к её переосмыслению. Автор будто даёт читателю
ключ к сердцу, надеясь на то, что в ответ читатель откроет своё.
Именно такую книгу в модельной библиотеке №4 представила педагог, одна из
составителей «Ассоциативного орфографического словаря» для школьников, член
Российского Союза писателей кировчанка Светлана Сергеевна Грачёва.
«Время говорить» - вторая часть духовно-гражданской дилогии автора. Время
действия – наши дни, место – небольшой город Куревск и железнодорожная станция
Фансово. В книге два главных героя – иерей Иоанн Евтеев и учитель математики
Пётр Никитин. Если в первой книге дилогии «Время собирать камни» большее
внимание было уделено размышлениям о роли религии и веры в духовном возрождении
современного человека, и увеличительное
стекло автора было направлено на отца Иоанна, то во втором томе на первый план
вышла история учителя.
Пётр Петрович Никитин – человек своего времени. Детство, проведённое в
Советском Союзе, способствовало его отчуждению от религии.
В первой книге Никитин, пережив клиническую смерть, хочет обрести опору, прийти
к Богу. Но так ли это легко?
На своём пути Пётр Петрович встречает мудрых людей – сельского учителя Ярослава
Малеева, его отца Михаила Егоровича. Никитин приезжает в родную деревню своих новых
знакомых и будто попадает в другой мир, где всё ранее виденное и узнанное
открывается ему с совершенно другой стороны. Этому способствует не только
близкое общение с природой, которая поражает главного героя и простотой, и
величием, но и с новыми друзьями.
Ярослав Малеев объясняет Бога как философскую концепцию с точки зрения
современной науки. А его отец, простой деревенский мужичок, видит творца во
всём – в пении птиц, в капле росы и в венце творения – человеке.
Он говорит на деревенском наречии, где смешались несколько славянских диалектов.
Его речь – портрет души. Как кристально прост и чист причудливый язык старика
Малеева, так же прост и он сам. Но через простоту пробивается и величайшая
сложность: Михаил Егорович не силён в грамоте, не разбирается в философии
книжников, но его незакрытое пластами науки сознание безошибочно считывает
сердцевину жизни, природы и Бога, который видится старику растворённым в мире.
Центр духовной жизни деревни – маленькая деревянная церковь, устремлённая в
небо. Одновременно там могут уместиться всего 10-15 человек, но для Никитина
эта церковь превращается в символ стремления к Богу.
Одновременно с духовными исканиями учитель Пётр Петрович продолжает поиск
спутницы жизни, которая разделила бы его идеалы. Светлана Сергеевна Грачёва
отметила, что читателей ждёт любовная линия.
Свою духовную миссию продолжает и второй герой книги – отец Иоанн. В церковь,
где он служит, по-прежнему продолжают приходить люди, которые видят в Боге
волшебника, а веру приравнивают к магии. Он старается объяснить жителям посёлка
суть христианства и открыть перед ними незамутнённую современными воззрениями
религию. В то же время в его семье подрастают дети. Супруга отца Иоанна
беспокоится об их будущем – смогут ли они найти себя, свой путь, создать семью,
основанную на любви и служении друг другу?
В первом томе дилогии души учителя и священника встретились в ином мире, а во
второй книге они встретятся в реальной жизни. О чём они будут говорить, к какой
истине придут, чему каждый из них научит другого? На эти и другие вопросы автор
даёт ответы в своей книге.
Второй том объёмом почти в 500 страниц. В нём, как и в других работах
писательницы, много аллюзий и символов, которые рассыпаны по тексту, как
ребусы. Большую роль в этой философской задаче со «звёздочкой» играют и
эпиграфы из Библии – дополнительные подсказки внимательным читателям. В тексте много
поэзии не только классических, но и духовных образцов.
«Эту книгу я писала порядка семи лет. Возвращалась к ней, снова оставляла,
чтобы накопить материал. Герои, изображённые здесь, – это собирательные образы,
созданные на основе реально-существующих людей, кировчан, которых я знаю, с
которыми имела счастье познакомиться и пообщаться. Чтобы написать роман, я не
только искала прототипы героев, но и изучала информацию о современном состоянии
института церкви, читала интервью священнослужителей, понимала, что их волнует,
чем они живут», - рассказала Светлана Грачёва.
На встрече с читателями автор поведала об этапах работы над книгой «Время
говорить», ответила на вопросы, пообщалась с гостями презентации. «Человек
должен оставить после себя след на земле, память. Но вопрос в том, какую память
– хорошие дела или плохие. Добрые дела связаны с любовью. Плохие – с её
отсутствием. Главная задача человека в земной жизни – научиться любить. Этому
учат читателей герои моих произведений», - отметила Светлана Сергеевна Грачёва.
Экземпляры книги «Время говорить» писательница передала в библиотеки города и
района.
Полина Пименова.
Фото
автора.