Сегодня: Воскресенье 1 сентября 2024 г.

Хранитель истории

№№94-96 9 августа 2024 г.

5 августа исполнилось 70 лет заведующему кировским историко-краеведческим музеем, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, Почётному гражданину города и района Андрею Анатольевичу Бауэру. С юбилеем его тепло поздравил заместитель главы районной администрации Алексей Алексеевич Никиташкин, пожелав крепкого здоровья и успехов на благо родного города и его жителей.

Неумолимо бежит время, оставляя в прошлом дни, месяцы, годы… Не успеешь оглянуться, а за плечами уже целая жизнь. Только у одного человека она пройдёт тихо и незаметно, а у другого вспыхнет яркой звездой и будет освещать путь другим, как у нашего героя.

Андрей Бауэр – личность неординарная. Приехав в город в начале 80-х годов, выпускник исторического факультета МГУ им. Ломоносова стал основателем городского музея, которым руководит и по сей день. За эти годы проделана колоссальная работа по формированию фондов, созданию экспозиций, написано два десятка научных работ, издано около 50 книг и сборников по истории края. И это лишь малая часть его многогранной деятельности.
Музей всегда был культурной «столицей» города. Здесь бывали академик Константин Фролов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, губернаторы Анатолий Артамонов и Владислав Шапша, генерал армии Владимир Исаков, министры, журналисты, краеведы, писатели… И сегодня приезжие обязательно заглянут в музей, чтобы познакомиться с историей кировской земли, летопись которой своим каждодневным трудом пишет Андрей Анатольевич Бауэр.
По адресу «улица Ленина, дом 1» ранее располагался кинотеатр «Луч». В 1988 году, когда он переехал в Киноконцертный зал, здание передали под музей. И первым делом надо было отремонтировать помещение площадью в 400 кв.м. Пока шли работы, по заказу Бауэра на чугунолитейном и заводе стройфаянса изготовили выставочные витрины. Правда, без стекла. А на дворе перестройка – в местных магазинах никаких стройматериалов. За стеклом директору пришлось трижды выезжать в Брянскую область – необходимы были десятки квадратных метров, а за маленькими гвоздями для крепления стекла – в Калугу. Помогали стеклить, делать стенды, планшеты и витрины, проводить освещение Виктор Семёнов, Александр Шатов, Евгений Денисов. Пол в кинотеатре сделан с уклоном, так что пришлось еще подрезать ножки у витрин, чтобы обеспечить их устойчивое положение.
Для оформления Андрей Бауэр предлагает художнику Владимиру Бухалкину написать с фотографии панораму старой Песочни, она и сейчас украшает экспозицию.
Какой музей без картинной галереи! Бауэр готовится к открытию выставочного зала. Он знакомится с местными художниками, выезжает в д.Смирновка, где пишет свои уникальные картины выдающийся пейзажист Степан Епифанович Косенков, и организует первый в его жизни вернисаж. Это событие состоялось 7 июля 1989 г.. В дальнейшем Бауэр уговорит директора чугунолитейного завода Олега Владимировича Кучерова приобрести у художника 10 картин, тем самым положив начало музейной картинной галереи. С тех пор выставки местных художников, мастеров искусства из Москвы, Калуги, Малоярославца, Людинова, Брянска, Оренбурга и других городов стали проводиться регулярно. Музейный выставочный зал стал центром художественного образования и эстетического воспитания.
Разрабатывая концепцию краеведческой экспозиции, Бауэр со свойственной ему энергией позволил разгуляться фантазии. Он задумал установить в музее русскую избу, не макет, как делают сейчас в современных музеях, а настоящую, рубленую из брёвен, в натуральную величину. Сруб изготовили ему плотники Межколхозлеса, а потом приехали и собрали по брёвнышку избу в музее. Андрей Анатольевич сразу заселил её жителями - установил два манекена в красочных народных костюмах, подвесил люльку к потолку с детьми-куклами, установил макет русской печи с цветастой занавеской и бытовой утварью. И если в то время утвари было маловато, то уже в наши дни здесь использовался каждый сантиметр - разместили более 480 предметов. Русская изба стала самым ярким экспонатом экспозиции.
Переступая порог выставочного зала, буквально сразу ощущаешь притяжение загадочных вещей, найденных во время археологических раскопок. Начиная с 1990 г. кировский музей в лице Андрея Бауэра выступил организатором археологических экспедиций по древним стоянкам человека, поселениям раннежелезного века, курганным могильникам и селищам Древней Руси. В ходе Окско-Деснинской (рук. Б.В.Грудинкин) и затем Песоченской археологической экспедиций музея (рук. Г.В.Кропачев, позже – В. В. Хухарев) разведано и исследовано более 50 памятников, половина из которых была неизвестна.
Музей получил уникальные экспонаты – каменные и железные «ножи», топорища, частицы женских украшений и многое другое. Эти предметы, начиная с мезолита (средний каменный век) вызывают живой интерес и словно рассказывают нам о быте наших предков.
По инициативе Андрея Анатольевича в 1992 г. музей провёл первые научные чтения по истории и археологии региона Окско – Деснинского междуречья. Песоченские чтения проводятся один раз в два года и объединяют ученых и краеведов из Калуги и области, Москвы, Брянска, Рославля, Дятькова и других городов. По материалам чтений издаётся археологический Песоченский сборник, редактором которого, составителем, корректором и издателем выступает Андрей Бауэр, а это требует немало физических и интеллектуальных сил.
Период мезолита положил начало первой краеведческой экспозиции музея – она была торжественно открыта 8 августа 1993 года.
В течение пяти лет, начиная с 1988 года, Андрей Анатольевич кропотливо собирал документы, встречался с интересными людьми, работал в архивах, формировал фонды.
Проведённая работа позволила представить материал по истории края, начиная от калужских купцов Золотарёвых, заложивших на реке Песоченке железоделательный завод, до коллективизации и индустриализации страны в 30-х годах 19 века. В витринах хранятся документы, рассказывающие о 90-летнем периоде управления заводским хозяйством Гончаровых, о промышленной империи Сергея Ивановича Мальцова, о перепрофилировании Нижнепесоченского завода в фаянсовую фабрику. В каждой витрине просматривается «вещевой ряд» - уникальные изделия того времени. По мнению Бауэра, они не только оживляют экспозицию, но и дают возможность почувствовать дух времени.
Параллельно Андрей Анатольевич работает над формированием военной экспозиции. Она была открыта 8 мая 1995 года. Эвакуация заводов, партизанское движение, немецкая оккупация, освобождение и оборона города, кировчане – Герои Советского Союза – информация об этом периоде представлена на одном из стендов музея, сконцентрирована в книге Бауэра «Киров – город-труженик, город-воин».
- Начало двухтысячных - уникальное время, когда в город каждый год на 9 мая со всей России приезжали участники освобождения города и района, - рассказывает Андрей Анатольевич. – С каждым из них музей поддерживал тесную связь долгие годы, вёл переписку. Многие из них написали бесценные воспоминания о военном времени.
Этот непростой период истории запечатлён в книге, посвящённой 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне «На Западном фронте: между Москвой и Смоленском», составителем и редактором которой выступил директор музея.
Андрей Анатольевич поддерживает тесную связь с военно-мемориальной группой «Поиск» под руководством Виктора Ефимочкина. И вскоре в музее появляются различные виды вооружения времён Второй мировой войны. Стенды и витрины рассказывают о боевом пути 330-й стрелковой дивизии, освобождавшей город, о подвигах, совершённых рядовыми и офицерами, о выходе из тыла врага «по кировскому коридору» кавалеристов генерала Белова и десантников, о героическом пути дивизии ополченцев, о прорыве немецкой обороны под Верхней Песочней… Экспозиция по истории военных событий в Кировском районе регулярно обновляется и расширяется.
Тщательное изучение боевых действий, их анализ позволили Андрею Анатольевичу систематизировать данные и подготовить историческую справку, на основании которой в 2015 году Законодательным Собранием Калужской области Кирову было присвоено высокое звание «Город воинской доблести».
Кировский музей никогда не бывает пустым. Всего в нём проведено более четырёхсот выставок. И сейчас, заглянув в главный зал, можно часами разглядывать стационарные выставки, которые размещены в разных его уголках. Здесь можно увидеть собранные Андреем Анатольевичем коллекции самоваров, утюгов, чугунного литья, изразцов, глиняной игрушки, фаянса, изделий из лозы, безменов, печатных машинок, фотоаппаратов, телефонов и даже клеймёных кирпичей 18-20 веков. У каждого предмета – своя судьба и своя история.
С конца 90-х годов для директора музея и его коллег по Русскому географическому обществу начинается летне-полевой сезон. Прихватив велосипеды, они отправляются в экспедицию. В течение 25 лет Андрей Анатольевич ведёт наблюдение за населёнными пунктами района, демографическими и миграционными процессами, составляя энциклопедию российских деревень. В некоторых жизнь постепенно угасает. Грустно от этого на душе, но ничего не поделаешь. Иногда могут порадовать находки. Так, среди развалин дома чудом сохранилась элегантная тонкостенная чашка знаменитого французского промышленника Гарднера. Теперь она в коллекции музея, занесена в учётный фонд под своим номером и с описанием места находки. Легенда предмета, как считает заведующий музеем, представляет собой не меньший интерес, чем сам предмет.
Ежегодно музей посещают до пяти тысяч человек. Влюблённый в своё дело, Бауэр с увлечением проводит экскурсии для всех возрастных категорий. Кстати, в переводе с немецкого «бауэр» - это хозяин. И он отлично знает, какие богатства хранятся в запасниках. Фонды музея насчитывают более 20 тысяч единиц хранения, среди наиболее значительных коллекций – археология, письменные источники, нумизматика, этнография, фотографии, искусство и другие.
Заведующий музеем ведёт большую издательскую работу, выпуская серийные альманахи по краеведению, среди которых «Мальцовский мир», «Сельский окоем», «Ратное поле», «Крылатый семафор». Увидели свет также около 50 книг различной тематики, среди которых обращают на себя внимание «Песоченский ономастикон» Андрея Бауэра - словарь песоченских фамилий, и топонимический словарь по Кировскому району, изданный в соавторстве.
Научный интерес исследователя живёт в душе Андрея Бауэра с детства. Под влиянием отца, Анатолия Эрнестовича, основавшего осенью 1964 г. в городе Малоярославце Музей боевой славы, он увлёкся краеведением. Обучаясь в школе, он уже знал, что будет заниматься историей. Хотя с историей своей семьи он познакомится гораздо позже – в то время об этом предпочитали не говорить.
Родился Андрей Бауэр 5 августа 1954 г. в селе Осокаровка Карагандинской области Казахстана. Осенью 1941 года в эти края были высланы москвичи, которые имели немецкие фамилии. Враг наступал, положение было тяжёлым. И хотя в семье Бауэров никто не знал немецкого языка, они стали «ссыльнопоселенцами». Мама, Галина Готлибовна, - из Житомирской области. Она была неграмотной, но говорила на четырёх языках – русском, украинском, польском и немецком. Трудилась батрачкой, в Осокаровке работала в животноводстве.
Отец был инвалидом детства. И дед, и бабушка навсегда остались в Осокаровке, а вот родителям удалось вернуться назад.
Было это в 60-х годах, семья обосновалась в Малоярославце у родных, впоследствии приобрели свой дом. Отец окончил институт и преподавал английский язык, уходил в семь утра и возвращался к 12 ночи – учил детей в 7-летней и вечерней школах. Мама воспитывала дочь и двух сыновей, вела домашнее хозяйство, трудилась на огороде и приучала работать детей. Её ранний уход из жизни стал ударом для семьи.
Старший брат Сергей, который с детства увлёкся живописью, уехал учиться в Московское художественно-промышленное училище им.Калинина. Андрей жил с отцом, за которым требовался уход, готовил еду, присматривал за домом, хорошо учился и старался подрабатывать. Деньги тратил на покупку книг. После школы поступил на исторический факультет МГУ. Отец в это время переехал к дочери под Ригу. Через год Андрея Бауэра призвали в армию, которая стала для молодого человека хорошей жизненной школой.

Впоследствии он учится заочно и работает. В 1982 году окончил университет с «красным» дипломом. Специализация – «Историк. Преподаватель».
Вскоре Андрей знакомится со скромной и милой девушкой Галиной Самусенко, которая после окончания института им.Баумана была направлена в Малоярославец. Через 2 года молодые люди поженились и в 1983 году переехали в Киров. С тех пор они 40 лет вместе.
А тогда, в 80-е, Андрею Бауэру поручили возглавить музей истории старейшего предприятия – чугунолитейного завода. И он оправдал доверие. Работа в архивах Москвы, Ленинграда, Калуги, Брянска позволила найти богатый исторический материал, который впоследствии стал частью экспозиции городского музея.
«Кипучая, могучая» энергия Андрея Анатольевича передаётся и Галине Петровне. И она, побывав на курсах, 20 лет была «хранителем» музея, отличным фондовиком.
Бауэры вырастили двух сыновей – Петра и Евгения, которые стали специалистами в области
IT-технологий. Творческие наклонности Петра проявились в музыке. Он солист ВИА и рок-музыкант, играет на бас-гитаре, выступает с концертами.
По выходным дом на ул.Ленина наполняется детскими голосами. В гости к бабушке и дедушке приходят дети и внуки. А по будням Андрей Анатольевич вновь с удовольствием спешит на работу, чтобы реализовать новые идеи и проекты.
Самым масштабным из них стало создание филиала Кировского городского музея в с.Воскресенск, когда в 2021 году генерал армии Владимир Ильич Исаков передал свой дом, где он родился и вырос, муниципалитету. В Доме-музее создано несколько тематических экспозиций, рассказывающих о нашем выдающемся земляке. С момента открытия Дом-музей посетило около трёх тысяч человек.
Уже несколько лет, как музею передали фойе Киноконцертного зала (ныне Молодёжный культурный центр), где действует ещё один выставочный зал. И здесь проходит один вернисаж за другим.
На кировском телевидении можно увидеть авторскую программу Андрея Бауэра, где он знакомит кировчан с историей музейных экспонатов. Увлекательный, доверительный разговор ведущего неизменно привлекает внимание зрителей.
Долгие годы Андрей Анатольевич является лектором общества «Знание». И в 2018 году был признан лучшим лектором Калужской области.
Деятельность заведующего многогранна. В музее действуют 8 клубных объединений и два научных. К примеру, благодаря активной общественной деятельности литературно-творческого объединения «Ритм» при музее создана духовная библиотека им. В.Сидорова, хранится Знамя Мира, проводятся авторские вечера и презентации новых книг.
Андрей Анатольевич активно участвует и выступает с докладами на научных и музейных конференциях в Калуге, Брянске, Дятькове, Боровске, Обнинске, Малоярославце и других городах.
Кировский историко-краеведческий музей под руководством Андрея Анатольевича Бауэра стал культурным центром, который объединяет десятки творческих, активных, талантливых людей.
Заведующий музеем продолжает работать над книгами и сборниками по истории края. Неутомимый и деятельный характер продолжает открывать новые факты, темы, которые требуют внимания историка.
- Хочется сделать как можно больше, - говорит Андрей Анатольевич.
Но сколько уже сделано! Об этом невозможно рассказать в одной газетной статье. За свой труд Андрей Бауэр награждён Почётным знаком «Трудовая доблесть Кировского района», медалью «280 лет городу Кирову».
Редакция газеты «Знамя труда», с которой заведующий музеем тесно сотрудничает всю свою жизнь, поздравляет нашего постоянного внештатного автора – Андрея Анатольевича Бауэра, с юбилеем. Желаем здоровья и новых творческих открытий.

Диана СЕМЯНИЩЕВА.