Сегодня: Суббота 15 марта 2025 г.

Русская краса, русская душа

№№109-111 13 сентября 2024 г.

Весёлая да раздольная ярмарка в старые добрые времена проходила в нашем городе на площади у храма Рождества Пресвятой Богородицы. Съезжались сюда люди торговые, каждый свой товар предлагал. Рассказывают, что даже китайцы добирались до наших мест, продавали всякую нужную и ненужную мелочёвку.

В наши дни традицию проведения народных ярмарок решили возродить в храме святого благоверного князя Александра Невского. Семь лет назад по благословению архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана первая ярмарка прошла в честь престольного праздника собора. Организаторы - настоятель храма протоиерей Александр Рябов и руководитель духовно-просветительского центра «Наследие» Анастасия Рябова – проделали огромную работу, пригласив в Киров умельцев и мастеров из близлежащих районных центров, Калуги и Брянска. С той поры они каждый год с удовольствием приезжают к нам вновь, ведь встречают гостей с радостью и любовью.
8 сентября «Невское подворье» вновь пригласило кировчан на праздничную ярмарку ремёсел и декоративно-прикладного искусства. Главной «изюминкой» праздника стал фестиваль «Русская краса, русская душа». Он открылся шествием в народных костюмах.
Инициатором проведения этого яркого, неординарного события стал центр «Наследие», который объединил детей и взрослых в стремлении показать красоту, разнообразие русского народного костюма, а также праздничные одежды народов многонациональной России.
В шествии приняли участие прихожане Песоченской епархии, воспитанники Воскресных школ Кировского, Людиновского, Барятинского районов, народные вокальные коллективы, хореографический ансамбль «Забавушка» и «Эдельвейс», фольклорные коллективы, педагоги, работники культуры …
Шествие началось от главного входа в сквер Керамиков. И аллея расцвела всеми цветами радуги. Участники прошествовали до скульптурной композиции святых Петра и Февронии Муромских, сделали круг почёта под аплодисменты восхищённых зрителей, а затем построились на ступенях храма святого благоверного князя Александра Невского.
Ведущие мероприятия Елена Патран и Марина Храмогина рассказали зрителям о старинных нарядах, которые бережно хранятся в семьях и музеях, а участники наглядно продемонстрировали праздничную одежду.
В номинации «Русский исторический костюм» был представлен традиционный крестьянский костюм нашего района. Его основу составляла длинная рубаха из домотканого холста с богато украшенным вышивкой, кружевом подолом. Затем надевалась понёва, которая состояла из трёх полотнищ клетчатой шерстяной ткани домашнего изготовления, сшитых вертикально. Верхняя часть собиралась на гашник. Понёва (юбка) была распашная, оборачивалась вокруг тела или одевалась сверху, иногда удерживалась на бедрах поясом. Подол рубахи непременно виднелся из-под понёвы.
В качестве обычной, горничной одежды, крестьянки носили касталан – одеяние типа глухого сарафана из белого тканого полотна, «занавески» с рукавами, повойник – головной убор с невысоким украшенным налобником и чванками – височными украшениями из бисера.
Сарафанный комплекс «парочка» был популярен у женщин и девушек в деревнях Большие и Малые Желтоухи, Верхняя Песочня. Он состоял из сарафана на широких бретелях и узкой кокетке, которые пришивались к широкому полотнищу, собранному в мелкую сборку, подол украшали контрастными цветными полосами.
Сверху одевалась кофта сложного кроя и пошива со вшивными рукавами, рюшами- манжетами, воротником-стойкой, баской по талии. Застёгивалась кофта на мелкие пуговки.
Интересно, что даже в пределах одного района жители разных деревень старались внести в народный костюм какую-то особенность. Женский народный костюм привёз на фестиваль фольклорный коллектив Якимовского СДК. К основным деталям здесь добавляется «занавеска» - это передник, богато украшенный вышивкой и атласными лентами. На голову надевался повойник, полностью скрывающий волосы. Поверх повойника женщины обязательно повязывали платок.
Праздничные костюмы деревень Барнятино, Купчино, Милотичи привезли на фестиваль жители Барятинского района. Они также сохраняют традиции костюма, основными элементами которого остаются рубаха, понёва, занавеска и повойник. Белоснежные льняные рубахи здесь украшены тканой полосой с геометрическим орнаментом. «Занавески» с рукавами - цветами и растениями. Задняя часть повойника вздёргивается на шнурок, украшена разноцветными лентами.
У мужчин самым нарядным элементом гардероба была туникообразная рубаха, по воротнику, застёжке, рукавам украшенная тамбурной вышивкой. Подвязывалась плетёным поясом с кистями.
Девичий костюм с.Милотичи представлял собой сарафан на узких лямках, по низу нашивались разноцветные ленты. Сохранился налобник 19-го века, расшитый стеклянными камнями, бисером.
Исторический костюм деревни Войлово Людиновского района выделялся из ряда сложившихся комплектов. Его основу составляла рубаха или юбка красного или оранжевого цвета, воротник-матроска, украшенный атласными лентами, белый фартук с вышивкой. На голову надевали повойник, на который были пришиты стеклянные камни, бисер и пуговицы, к затылочной части - красочные ленты.
Россия – огромная страна, поэтому в разных городах и сёлах одежда имела свои особенности. И в этом можно было убедиться, посмотрев вторую номинацию фестиваля: «Костюм регионов России». А представил её хореографический ансамбль «Забавушка». Костюмы для танцоров шьют с учетом местных колоритов.
К примеру, костюм Тульской области напомнил Филимоновскую игрушку. Белая юбка колокольчиком с разноцветными горошинами по полотну, с изображением солнечных лучей, с узорами и орнаментами геометрической формы.
В калужском костюме преобладал понёвный комплекс с «занавеской, украшенной вышивкой, атласными лентами, бусинами. Надо отметить, что юбка-понёва – атрибут костюма исключительно замужних женщин, который надевался после венчания.
Вышивка и украшение понёвы отражал переход из одного возраста в другой и семейное положение крестьянки. Понёва молодой женщины отличалась ярким декором, а пожилой была отделана только тканой прошвой, поясом и шерстяной домотканой красной тесьмой. Наиболее красочным элементом костюма был передник, который постоянно был на виду. В девичьем костюме он надевался на рубаху, а в женском – поверх рубахи и понёвы.
Традиционный крестьянский костюм Калужской губернии, который относился к южно-великорусскому стилю, представил на фестивале хореографический ансамбль «Эдельвейс».

Костюм Смоленской области отличался богатым орнаментом, вышивкой крестом, яркими ткаными элементами в украшениях.
Женщины в Курской области носили сарафаны. Костюмы украшали ткаными и вышитыми узорами – считалось, что это защищает владельца от дурного глаза. Рубахи щедро украшались вышивкой.
Кубанские казаки - люди военные. У мужчин на штанах есть ремни и лампасы. Головной убор – папаха. Костюм казачки состоял из комплекта – юбки и кофты с отрезной талией и воланом. Цвета - очень яркие.
Увидели зрители костюмы терских и некрасовских казаков. Первые получили своё название от реки Терек, поэтому одежда близка к кавказскому костюму. А некрасовские казаки около двухсот лет прожили в Турции. И в их костюмах видно сплетение двух культур – русской и турецкой.
Удивительно хорош вологодский сарафанный наряд. Его шили из холста или ситца с ткачеством по подолу. Оберег девушки – кокошник, украшенный бисером и бусинами. Вот с таким костюмом ассоциируется известное выражение «русская красавица».
Костюмы северных регионов России особенно выделяются, они не похожи на одежду средней полосы. Они бело-голубых тонов, как снег и лёд, которые покрывают тундру в зимнее время, обращают внимание геометрические орнаменты, напоминающие изображения юрт и животных. Женские головные украшения – вязаные. Верхняя одежда нередко оторочена мехом.
В третьей номинации фестиваля представлен русский стилизованный костюм. Он сохраняет общие черты кроя, силуэта, декоративных деталей, но близок к современности. Народные коллективы по всей стране используют этот стиль, способствуя популяризации национальной культуры. И в этот раз ансамбль русской песни «Красна ягода» показал костюмы для выступлений.
Надо отметить, что с середины 19-го века в Калужской губернии традиционный костюм с понёвой постепенно был заменён сарафаном или городской одеждой. Шили сарафаны из сатина, ситца, крепкой однотонной ткани – зелёной, красной, синей. Под сарафан носили рубашки из шифона, головной убор – кокошник.
В гардеробе коллектива длинные платья, отороченные кружевом по воротнику и на рукавах, а также платья в стиле лоскутного шитья.

И завершил фестиваль вокальный коллектив при Александро-Невском храме в строгих длинных платьях с большими кружевными воротниками.
Русская народная одежда – один из памятников русской народной культуры, с которой связаны обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. В русском костюме была заложена символичная информация о целом роде, его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Фестиваль показал богатство и разнообразие народной культуры, которой мы можем гордиться.

Диана СЕМЯНИЩЕВА.

ФОТОРЕПОРТАЖ