Сегодня: Вторник 8 октября 2024 г.

Михаил Чистяков из Воскресенска

№№112-114 20 сентября 2024 г.

В исторической литературе до последнего времени, кроме даты и места рождения и имени отца, не публиковались данные о родителях и других воскресенских родственниках писателя. Лишь совсем недавно калужский архивист Л.А. Бацанова отыскала краткие и пока отрывочные сведения. Отец писателя в документах числится священником Борисом Исаевым (однако фамилий у приходского духовенства в это время ещё почти не было, скорее Исаев - это отчество). Год его рождения примерно 1775-1777. Далее источники сообщают лишь его семейное положение: женат на Марии (или Марфе) Ивановой (Ивановне) (ок. 1779-1822 гг.) и имеет 4-х сыновей. В церкви с. Воскресенского служил с конца 1790-х гг. до 1826 г.

Сыновья сельского священника все пошли по духовной стезе и окончили духовные училища и семинарии, где уже числились не Исаевыми, а Чистяковыми. Из четверых братьев Чистяковых хорошо известна биография только старшего, Ивана (1794 г. р.), сделавшего церковную карьеру и ставшего со временем архиепископом Илиодором, архиереем Курским и Белгородским, и младшего, Михаила, героя нашего повествования. Ефим Чистяков (1801 г. р.) после Калужской духовной семинарии учился в Москве в медико-хирургической академии, а его брат Василий (1805 г. р.) после окончания Калужского духовного училища учился в Рязанской духовной семинарии. Вот таковы краткие сведения о семейном окружении будущего писателя в воскресенский период его жизни.

О своём домашнем детстве Чистяков писал очень коротко и не скрывал, что решающую роль в его воспитании сыграли мать и няня. Именно они развили в нём доброту, сердечность и мягкость характера, которая впоследствии так привязывала к нему его учеников и учениц. Мягкая и лирическая среднерусская природа, молитвы и молебны в отцовском храме также сыграли решающую роль в духовном и психологическом развитии Чистякова-ребёнка. В своей беллетризированной автобиографии, опубликованной в журнале "Пчела" в 1875 г., он писал: "Первоначальной школой для меня были природа и деревенская церковь. Я инстинктивно чувствовал, что в этих двух храмах, только в различных символах и образах, на различных языках, сообщается одно и то же божественное учение - дух мировой любви".

Детство и юность Чистякова были скитальческими: с 11 до 19 лет он учился в духовных и светских учебных заведениях в Калуге, Рязани, Москве и Новгороде, терпел немало нужды и лишений. Чем были вызваны скитания Чистякова по этим городам, остаётся только догадываться: возможно, его переводил из города в город его старший брат иеромонах (затем - архимандрит и архиерей) Илиодор, по крайней мере, именно в этих городах он проходил службу с 1820 по 1827 г.г. на постах профессора и ректора семинарий и настоятеля монастырей.

Начетнический, оторванный от жизни и учёта личности воспитанников характер преподавания в духовных училищах показывал будущему педагогу, как не надо воспитывать юношество, заложил в нём острое неприятие бурсацкого характера обучения и воспитания. Единственной светлой личностью, встреченной Чистяковым на ученическом пути, был преподаватель и литературный критик Н.И. Надеждин. Именно этот человек оказал значительное воздействие на умственное развитие Михаила Борисовича, пробудил его любовь к русскому языку и литературе.

В 1828 г. Чистяков поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского университета, где его семинарский учитель по Рязани Надеждин был уже профессором. Вместе с однокашниками - Герценом, Белинским, Чистяков слушал лекции кумиров молодёжи того времени - Каченовского, Мерзлякова, Грановского, создал научно-литературный кружок - "общество одиннадцатого нумера".

В период учёбы Чистяков показал блестящие способности, вот почему прогрессивные преподаватели хотели направить его в Германию с целью подготовки к профессорскому званию. Однако минпросовское начальство рассудило иначе и как "казеннокоштного" студента "заткнуло" его учителем русского языка в уездное училище белорусского городка Орши. Затем было училище в Полоцке, преподавание истории и статистики в Витебске и Могилёве.

Лишь прослужив четыре года в национальной глубинке, Чистяков вырвался в Петербург. Здесь он несколько лет служил в 1-й и 3-й мужских гимназиях, затем более десятка лет преподавал русский язык и словесность в Павловском кадетском корпусе, Смольном институте, специальных классах Дворянского полка. С 1852 г. и почти до дня смерти был инспектором Николаевского сиротского института в Петербурге, с 1865 г. - председателем учебного комитета по учреждениям императрицы Марии.

Именно в 40-50-х годах происходит становление и развитие Михаила Борисовича Чистякова как человека "редкого по уму, образованию и честности, понимавшего просвещение широко и гуманно, смотрящего на него, как на самое светлое патриотическое дело страны".

Михаил Борисович много пишет педагогических и беллетристических сочинений. Из учебно-педагогических его трудов назовём "Очерк теории изящной словесности" (1842), "Курс теории словесности" (две части, 1847), "Курс педагогики по программе женских институтов" (два издания, 1875). Эти сочинения были широко известны читающей публике, особенно студентам университетов, стали этапными в развитии учебной литературы. В них много рассыпано оригинальных идей, образовательных установок, написаны пособия доступным и образным языком, лёгким пером…

В 1866 г. Министерство народного просвещения командировало Чистякова за границу для изучения организации детских садов по методу Фребеля, женских учительских семинарий и исправительно-воспитательных заведений. Результатом многомесячной работы в Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии стали обстоятельные статьи, опубликованные в "Журнале министерства" и отдельными изданиями. Много изменений ввёл Михаил Борисович в своём Николаевском институте: реорганизовал подготовительное (малолетнее) отделение, открыл женское училище для детей с отклонениями и замедлением в развитии, по-новому была построена вся институтская программа. Идеи русского педагога, развивающие зару- бежный опыт, стали основополагающими для общего и педагогического женского образования, организации различных типов заведений для детей.

В 1851 г. при деятельном участии коллеги-педагога А.Е. Разина и своей жены Софии Афанасьевны (1827-1890) - писательницы и переводчицы - Чистяков основал и 15 лет издавал и редактировал "Журнал для детей", выходивший сначала еженедельно, а затем - ежемесячно. Этот журнал всеми исследователями считается лучшим детским продолжающимся изданием XIX века.

Периодическое издание гуманитарно-эстетического направления, свободное от сюсюканья и прописной морали, давало детям различных возрастов духовное, нравственное, историческое, естественно-научное и литературное чтение, взрастило несколько поколений русской интеллигенции, воспитывая в юных душах любовь и сострадание к человеку, животному, природе, истинные духовные ценности, любовь к слову, литературе, искусству, всему прекрасному и высокому. Как отмечалось одним из исследователей, "внутреннее идейное богатство содержания, при строгом выборе сюжетов, его разнообразие, простое и занимательное изложение, литературный язык - вот в чём сила этого журнала".

За полтора десятилетия на страницах "Журнала для детей" было опубликовано огромное количество интересных статей исторического, этнографического, биографического характера, художественных материалов: повестей, рассказов, зарисовок, очерков. Однако в связи с материальными затруднениями Михаил Борисович в 1866 г. был вынужден прекратить издание журнала. Многочисленная семья требовала значительных средств для содержания, а источники были весьма скудны - государственное жалованье и скромные гонорары за литературные труды.

Литературная и научно-педагогическая деятельность Чистякова продолжалась более полувека - с университетских лет до дня смерти. За это время Чистяков написал и опубликовал более 70 книг прозы: повестей, рассказов, сказок, очерков, научно-популярных изданий по этнографии, географии, истории для детей и юношества, причём многие книги через несколько лет после первого их издания переиздавались два-три раза. Особенно популярными среди читателей 50-80-х г.г. позапрошлого столетия были книги "Дитя", "Колосья", "Русские исторические рассказы", "Рассказы о былом", "Корни и плоды", "Из русского быта", "Рассказы для маленьких детей", "Повести и сказки", "Родное", "Лето".

(Продолжение читайте в следующем номере.)