Сегодня: Суббота 26 октября 2024 г.

Записки охотника

№№124-126 18 октября 2024 г.

В читальном зале модельной библиотеки №4 свою новую книгу «Пуще неволи» представил член Союза писателей России Николай Николаевич Ивчин. Автор, хорошо знакомый кировчанам по трилогии «Дукины», вновь заговорил с читателями, но уже в жанре рассказа.
На встречу с писателем пришли работники библиотечной системы, члены литературно-творческого объединения «Ритм», постоянные читатели модельной.
Николай Николаевич Ивчин рассказал гостям о себе. Родился он в селе Бутчино Куйбышевского района в крестьянской семье. После смерти отца Николай остался старшим в доме, где кроме него подрастали два брата и три сестры. После службы в армии Ивчин окончил Всесоюзный финансово-экономический институт, работал бухгалтером. С 1977 года управлял совхозом «Бутчинский» в родном селе. Занимал руководящие должности в комсомоле и обкоме партии, в конце 80-х Николай Николаевич вновь вернулся на малую родину в качестве директора совхоза. В нулевых и десятых годах был главой администрации Куйбышевского района, заместителем министра экологии и благоустройства Калужской области. Выйдя на заслуженный отдых, Ивчин смог уделить всё своё внимание краеведению, литературной работе.
В 2018 году вышла первая книга автора – «Дукины», затем вторая и третья части трилогии. Книга «Пуще неволи» стала шестой в биографии Ивчина. Основанная на дневниковых записях, она передала через время не только факты, но и те чувства, что испытывал лирический герой.
В неполных четырнадцать лет герой рассказа «Первое ружьё» получил от отца своё оружие для охоты. И если многие увлечённые промыслом люди всегда запоминают свой первый выстрел, то герой рассказа навсегда сохранил в памяти, как решил не стрелять, не убивать ради забавы.
В рассказе «Хитрый заяц» взору читателя предстаёт молодой человек, который уже имеет опыт охоты. Заяц путал свои следы, делая «спрыжки» - прыжки в несколько метров в разные стороны. Строчки лап петляли, пересекались, образовывали прерывистый узор на снегу. Косой надеялся, что перехитрит охотника. Но герой доверился чутью и вышел прямо на зайца.
Охота для деревенских жителей, крестьян была подспорьем – добытые трофеи помогали прокормить семью.
Зарисовки об охотниках и их верных спутниках – гончих собаках, писатель делал с 70-х годов прошлого века. Продолжает вести дневник и сейчас.

«Увлечение охотой, рыбалкой наполняет повседневную сельскую жизнь особыми эмоциями, укрепляет связь с малой родиной», - уверен Николай Николаевич Ивчин.
Центральной темой каждого рассказа является выход на зверя, но в сам процесс охоты автор добавляет множество деталей, которые приковывают внимание читателя, заставляют вместе с героями ощутить азарт, страх, удивление и радость от внезапной удачи. Тексты наполнены причудливыми топонимами: Пчёльня, Дубки, Волчье куплище, Горнавец, Крутые лога. Умели сметливые сельские жители давать звучные наименования! По этим сказочно названным местам герой путешествует вместе с гончими – от рассказа к рассказу они меняются – собачья жизнь коротка. Но герой помнит всех своих подручных и умело показывает их характер. Перед читателем проходят две красивые и умные лайки Айка и Арча, сильный выжлец Плакун, серый Иртыш, подобранный Лобаш с куцым хвостом, прибившаяся к дому охотника шустрая Шумка с приметным пятном на спине. Каждая гончая составляла с охотником одну команду, и часто такая общая работа давала результат: охотник нёс домой лису, зайца, куницу и другую лесную живность.
Но не всегда выход на промысел оказывался успешным – в текстах есть истории о том, как герой возвращался домой с пустым рюкзаком.
«Последние двадцать лет я стал записывать отдельно все выезды на коллективные охоты, не разделяя были ли они с трофеем или оказались «пустыми». С возрастом стало понятно, что любая встреча с товарищами по увлечению уже сама по себе дорога, а трофей, хотя и желанный, но не так уж и важен», - отмечает Николай Николаевич.
Изредка в рассказы, помимо главного героя, попадают и другие односельчане. Но, оставаясь в эпизодах, они передают давно утерянный дух общины, где живут крепкие семьи деревенских тружеников: они смастерят приклад для ружья, отдадут самодельные инструменты тем, кому они нужнее, пустят на постой, накормят, помогут и дадут мудрый совет.
В своей книге Ивчин показывает, что охота для настоящих мастеров - это не просто «доглядка» зверя, чтение следов и знаков, оставленных животными, но и умение чувствовать красоту среднерусской природы.

Ивчин пишет образно, объёмно. Обступают охотника «косматые кусты», животные, «впечатывая следы во влажный снег», мчатся прямо на героя, подгоняемые громким собачьим лаем, который в ушах охотника приобретает подобие звонкой свободной песни – и в это время он испытывает жгущий душу восторг.
- Интересная штука дневник, вдвойне интереснее дневник охотничий. Мне было двадцать лет от роду, когда я сделал первую запись в тетради для конспектов. С тех пор много лет прошло, и тетрадка охотничьих приключений стала основой для сборника рассказов. Книга родилась всего за несколько месяцев. Ведь то, что ты сам пережил, писать легко, - сказал Николай Николаевич Ивчин.
Сборник рассказов «Пуще неволи» вышел тиражом в 300 экземпляров. Часть тиража автор передал в библиотеки города и района.
Полина Пименова.