Передвижной
проект «Русские писатели: путь к Богу», созданный и реализуемый Калужской
митрополией, издательским советом Русской Православной Церкви, министерством
образования и науки, министерством культуры Калужской области, уже несколько
лет путешествует по центральному федеральному округу с просветительскими
лекциями для работников образования и культуры, школьников и студентов.
В рамках 27-х Богородично-Рождественских чтений и проекта «Русские писатели: путь
к Богу» состоялись православные чтения «Русские классики о семье». О семьях, в
которых выросли великие русские писатели, рассказала сотрудница аппарата
издательского совета Русской Православной Церкви, кандидат филологических наук Валентина
Алексеевна Курицина.
Редкие издания
Не в
первый раз Киров посещают координаторы проекта. С собой они всегда привозят
уникальные для истории русской литературы экспонаты: в городе уже побывали
факсимильные издания личного экземпляра Евангелия Достоевского, изданного в
альбомном формате, с заметками писателя на полях, письма Фёдора Михайловича из
ссылки. В этом году кировчанам показали мини-копию личного Евангелия
Достоевского, несколько сборников его писем и копию рукописи Чехова «Остров
Сахалин». Редкие факсимильные издания представили в особых боксах: документы
Достоевского – в ящике, стилизованном под арестантский барак, а издание Чехова
– в искусственно состаренном путевом чемодане. Эти детали посвящены переломным
моментам в жизни писателей. Возможно, именно вопреки каторге и вечной
неприкаянности и неустроенности, они стали столпами чистого искусства,
превратились в историю, застыли в ореоле славы.
Но что было до признания и славы? Были семьи. Большие, небогатые, но дружные.
Именно на их питательной почве, как два ростка, поднялись два дара – разные, но
одинаково сильные.
- Любой человек – часть семьи и часть рода. И если он от этого отказывается,
нет страшнее его участи. Исток семьи - любовь, - так начала свою лекцию
Валентина Алексеевна Курицина.
А что такое образец любви, оставленный потомкам писателями века XIX? Валентина Курицина уверена, что таким примером стала
«Капитанская дочка» Пушкина. Любовь стариков Мироновых – отца и матери Маши,
любовь Маши и Петра Гринёва, где, кроме романтических чувств. большое значение
имеет верность общим идеалам долга и жертвенность. Ещё одну историю любви
рассказал не писатель, но сама жизнь – это судьба декабриста Ивана Анненкова и
его супруги Прасковьи Егоровны (Полины Гёбль). Из блестящего светского человека
и завидного жениха после декабрьского восстания Анненков в одночасье
превратился в государственного преступника. А Полина не отвернулась от него – она
первая из жён декабристов (хотя обвенчались они уже в ссылке) попросила у
императора Николая I последовать за
любимым в Сибирь.
Главное - любовь
Валентина
Курицина рассказала, что такие семьи были идеалом для тех, кто жил в то далёкое
время. По такому же образцу строился и собор семьи Достоевских. Отец
Достоевского, Михаил Андреевич, работал лекарем в больнице для бедных, мать –
Мария Фёдоровна, воспитывала детей, а их в семье было семь.
Хотя Мария Фёдоровна и происходила из купеческого сословия, но жили Достоевские
небогато. Большие расходы шли на образование детей, книги.
Курицина приводит цитату писателя: «Я происходил из семейства русского и
благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы
в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого детства. Мне было всего
10 лет, как я уже знал почти все главные эпизоды из русской истории Карамзина,
которую вслух по вечерам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов
московских было для меня чем-то торжественным».
Достоевский получил достойное образование – он учился в одном из лучших частных
пансионов Москвы, потом в инженерном училище в Петербурге. Окончил курс,
параллельно занимался переводами. Дебютная повесть «Бедные люди» сделала его
знаменитым. Жизнь писателя на «до» и «после» разделили тюрьма, угроза смертной
казни и каторга. Писатель был арестован за участие в кружке Петрашевского, чтение
и распространение письма Белинского Гоголю.
Потом были жуткие минуты ожидания смерти от «расстреляния», тюрьма, острог. По
пути на каторгу во время короткой остановки в Тобольске Фёдору Михайловичу передали
Евангелие. Книгу, с которой впоследствии не расставался, он получил от дочери
Ивана и Прасковьи Анненковых - Ольги Ивановой и её мужа Константина, с которым Фёдор
Достоевский учился в инженерном училище.
Валентина Курицина представила точнейшую копию экземпляра Евангелия, который
принадлежал Фёдору Михайловичу Достоевскому. Учёными были не только сохранены пометки,
карандашные записи в тексте, но с помощью компьютера удалось восстановить даже
те записи, которые с течением времени стёрлись и были недоступны для
человеческого зрения. Уникальное Евангелие было выпущено тиражом в 200
экземпляров.
Лектор отметила, что в уста своего героя Алёши Карамазова Достоевский вложил
свои думы о семье: «Знаете, нет ничего выше, сильнее, здоровее, полезнее впредь
для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное из
детства, из родительского дома. Вам много говорили про воспитание ваше, а вот
какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое из детства,
может быть самое лучшее воспитание и есть».
Достоевский рано лишился родителей, бережно хранил память о них и всегда одним
из лучших периодов своей жизни называл детство.
Цель – всестороннее развитие
Семья
второго великого русского писателя – Антона Павловича Чехова - также была
большой, а её история не менее интересной. Дед и бабушка писателя - Егор
Михайлович и Ефросинья Емельяновна, были крепостными крестьянами. В семье росли
четверо детей. Родители и дети были грамотны, читали книги, выписывали
популярные литературные журналы. Отец Чехова, Павел, научился играть на
скрипке. У Егора Михайловича получилось выкупить семью на волю.
Детей-подростков он отправил на учёбу – старший Михаил осел в Калуге, учился
переплётному делу и впоследствии стал известным переплётчиком. А два других
сына, Павел и Митрофан, были отданы на обучение торговому делу в Таганрог.
Павел работал мальчиком в лавке, потом стал приказчиком, а затем и владельцем «бизнеса».
Из мещанского сословия он перешёл в купеческое. День своей свадьбы с матерью
Чехова, Евгенией Яковлевной, он считал главным днём в своей жизни. В семье
родились шестеро детей. В каждом своём письме детям писал: «Берегите мамашу».
«Тема детско-родительских отношений в семье Чехова достаточно противоречива. У
многих исследователей написано, что дед и отец писателя отличались деспотичным
характером, практиковали телесные наказания. Но давайте посмотрим на отца
писателя глазами не из нашего, а из того времени. Что делает для своих детей
Павел Егорович? Он меняет своё сословие на купеческое, а в перспективе это
другие возможности для детей. Он единственный из братьев и сестёр отдает своих
детей в гимназию. Кроме классических классов, Чеховы будут посещать и
ремесленные классы.
Павел Егорович приучал детей к работе в лавке. А ещё он создал церковный хор.
Он был музыкальным человеком, посещал все церковные службы. Привлекал детей к
пению в церковном хоре. Дети уставали. Но отец имел благую цель – воспитание
разносторонней личности, - отметила Валентина Алексеевна Курицина.
Разнятся оценки воспитания не только среди исследователей биографии Чехова, но
даже среди тех, кто жил в этой семье. И если старший брат Чехова Александр
оставил полные горечи и обиды воспоминания о методах воспитания в семье, то
младший брат Иван запомнил жизнь семьи под другим углом:
«День начинался и заканчивался трудом. Все в доме вставали рано, мальчики шли в
гимназию, возвращались домой и учили уроки. Если выпадал свободный час, каждый
из них занимался тем, к чему умел способность. Приходил вечером с лавки отец, и
начиналось пение хором. Вместе с Николаем он разыгрывал дуэты на скрипке,
причем маленькая сестра Маша аккомпанировала на фортепиано. Приходила
француженка, учившая нас языкам, позднее являлся учитель музыки. Жизнь текла
так, как ей подобало течь в средней семье, стремившейся стать лучше, чем она
была на самом деле. Он посылал в лавку вместо себя кого-нибудь из нас для
хозяйского глаза. Но, заменяя отца, мы не были лишены удовольствий городских
мальчишек: мы на целый день уходили на море ловить бычков, устраивали домашние
спектакли».
И такие разные воспоминания не значат, что кто-то говорит неправду. Просто
семья, как живой организм, росла, менялась. Как считает Валентина Курицина, с
возрастом родители стали опытнее, мудрее и мягче.
Беды в семье писателя начались с мечты: отец взял большой кредит на
строительство дома и не смог рассчитаться с банком. От долгов глава семьи бежал
в Москву, где уже учились два старших сына. Затем в столицу переехала и мать
Чехова с двумя младшими детьми. А юноши Михаил и Антон остались в Таганроге. Им
пришлось браться за любую работу, чтобы заплатить за обучение в гимназии, жить самим
и отправлять деньги в Москву – семье. Через несколько лет братья воссоединятся
с родителями. Антон поступит на медицинский факультет и окончательно возьмёт на
себя роль локомотива семьи, главного помощника и защитника. Он будет им и в
роли бедного литературного подёнщика со множеством псевдонимов, и в роли уже
состоявшегося писателя с мировым именем. В конце жизни он продаст своё собрание
сочинений, чтобы семья была обеспечена всем необходимым.
«Отец и мать - единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я
никогда ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять – это дело их рук. Славные
они люди», - писал о родителях Антон Чехов.
На основе традиций
За
познавательную лекцию Валентину Алексеевну Курицину, которая является исполнительным
редактором проекта «Русские писатели. Путь к Богу», поблагодарил благочинный
первого округа Песоченской епархии протоиерей Александр Рябов.
- Большое спасибо Валентине Алексеевне за интересный рассказ, который учит
любить и почитать родителей, принимать их недостатки и уважать за их добрые
качества. Огромную благодарность от лица благочиния хотелось бы выразить
Кировской районной администрации за поддержку подобных проектов. Это нужные
мероприятия. Они необходимы для того, чтобы не только на словах, но и на деле
проникаться нашей русской культурой, русскими традициями, - отметил Рябов.
- История семей Достоевского и Чехова учит нас тому, что именно в семье
писателям привили такие качества как трудолюбие и любовь к искусству. И,
повзрослев, и Фёдор Михайлович, и Антон Павлович по достоинству оценили уроки,
которые преподали им родители, братья и сёстры. Это говорит нам о том, что
семья, какая бы она ни была, высшая ценность для человека, - отметила Курицина.
В конце лекции Валентина Алексеевна пригласила всех желающих перенестись во
времени и посмотреть на факсимильные издания Достоевского и Чехова.
Екатерина
Семянищева.