Сегодня: Воскресенье 22 декабря 2024 г.

Склонение к коррупционным правонарушениям: способы и последствия

№№133-135 8 ноября 2024 г.

Разнообразие видов коррупционных проявлений включает в себя противоправные действия, направленные на склонение должностного лица или представителя органа публичной власти к совершению коррупционного правонарушения в интересах конкретных людей или организаций. Очевидно, что в большинстве случаев подобные отношения развиваются не только максимально скрытно, но и с использованием завуалированных методов коррупционного предложения.
Достаточно часто используется иносказательный и устный способ изложения просьбы, по сути являющейся склонением к коррупции. При этом никакие «опасные» выражения в общении не допускаются. Реже предложения коррупционного характера могут направляться должностному лицу и в письменной форме, например, в переписке с использованием мессенджеров (Telegram, WhatsApp и т. п.).
При наличии свидетелей или подозрений о скрытом видео- или аудио-наблюдении взяткодатель или получатель взятки могут жестами или мимикой указать, что готовы обсудить возможности «решения» вопроса в другой обстановке. Сумма или характер благодарности обычно устно не озвучиваются, но соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги или набраны на смартфоне для их кратковременной демонстрации собеседнику. Взяткодатель также может прервать характерную беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку, конверт, портфель, свёрток или иной предмет, где находится взятка.
Неявное склонение к коррупции может быть облечено в форму подарка, что создаёт опасность для одаряемого из-за отсутствия у него понимания преступного замысла дарителя. Заинтересованная в результатах коррупционного правонарушения организация или её представители могут попытаться подарить служащему ценную вещь в связи с общепринятым поводом (например, в связи с днём его рождения или иным праздником). Важно помнить, что ответственность за взяточничество и посредничество наступает независимо от времени получения взятки — до или после совершения соответствующих действий (бездействия) в пользу взяткодателя, и даже если они не были заранее обусловлены договоренностью.
Таким образом, получение подарка от заинтересованных лиц ставит должностное лицо в определенную зависимость от дарителя, поскольку полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений в будущем. Кроме того, получение подарка на рабочем месте, даже если это не связано с исполнением должностных обязанностей, может вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности служащего.
Для исключения подобных рисков следует честно ответить себе на ряд простых вопросов: получил бы я этот подарок (пусть даже «безобидную» бутылку алкогольного напитка), если бы не занимал такое положение в организации? Вручили бы мне этот подарок, если бы не мои должностные полномочия или связи в органе публичной власти?
В качестве профилактики мнимого дарения положения антикоррупционного законодательства, а также нормы статьи 575 ГК РФ «Запрещение дарения» содержат соответствующие запреты для всех служащих и некоторых категорий работников.
Явные формы склонения к коррупционному правонарушению чаще применяются посредниками — неофициальными представителями лиц, заинтересованных в коррупционном результате. В данном случае взяткодатель после обозначения своего корыстного устремления к решению того или иного вопроса склоняет подкупаемое лицо к общению с посредником, напрямую не связанным с данным вопросом.
Подобное посредничество рассматривается правоохранительными органами как умышленное совместное участие в коррупционном посягательстве, которое реализуют лица, прямо заинтересованные в решении какого-либо вопроса (например, взяткодатели).
Так, действия должностного лица, получающего «откат» за содействие в заключении государственного контракта на строительство с фирмой, руководитель которой в дальнейшем похитил бюджетные средства, могут квалифицироваться не только как взяточничество, но и как соучастие в хищении в форме пособничества.
Посредниками часто выступают общие знакомые, лояльные подчиненные, доверенные сослуживцы, бывшие коллеги, сотрудники фирм-посредников. Исходя из правоохранительной практики, в посредничество вовлекаются наиболее приближенные лица при наличии личной преданности или обоюдной заинтересованности в сокрытии преступления.
В целях пресечения и огласки любых коррупционных предложений нормативными правовыми актами Российской Федерации для всех служащих установлена обязанность уведомлять о подобных ситуациях представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы. Невыполнение данной обязанности, даже при отказе от реализации предложенного коррупционного замысла, влечёт за собой наложение дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.
К примеру, если в неформальной обстановке (на даче, в кафе, на пикнике) муниципальному служащему поступило предложение от его товарища помочь в решении, на первый взгляд, пустякового вопроса с использованием своих связей в муниципалитете, а служащий наотрез отказался совершать коррупционный проступок, не уведомление о подобной ситуации может повлечь его увольнение с муниципальной службы.
Формирование необходимых условий в органах публичной власти для уведомлений служащими о фактах склонения их к коррупционным правонарушениям положительно влияет не только на пресечение деятельности потенциальных взяткодателей, но и на предупреждение действий лиц, пытающихся обойти принятые административные процедуры в целях получения конкурентных и иных преимуществ.

Вместе с тем служащие и иные лица могут быть вынуждены совершать коррупционные преступления под воздействием внешнего давления или угроз. Подобные ситуации часто имеют место при вымогательстве взятки или предмета коммерческого подкупа.
В качестве выхода из ситуации, когда лицо может быть поставлено вымогателем в условия крайней необходимости, законодатель предусмотрел возможность освобождения его от уголовной ответственности. Данный механизм призван не только способствовать выявлению системной коррупции, но и помочь лицам, вынужденным пойти на совершение коррупционных действий, реабилитироваться перед обществом и законом.
В соответствии с УК РФ, применение процедуры освобождения от уголовной ответственности возможно как при даче взятки, так и при посредничестве в совершении преступлений. При этом важно соблюдение двух обязательных условий — добровольное сообщение о совершенном преступлении и активное способствование его раскрытию.
Отметим, что не может признаваться добровольным заявление, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления. Под активным способствованием раскрытию и расследованию преступления понимается совершение лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа.
Подобная процедура освобождения от уголовной ответственности предусмотрена и в отношении исполнения лицом заведомо незаконных приказа или распоряжения. В соответствии со статьей 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, если оно выполняло их без умысла и при этом отсутствовали сведения о незаконности данных распоряжений. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несёт лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Стоит отметить, что в случае совершения коррупционных преступлений любые виновные лица имеют возможность избежать уголовной ответственности в соответствии с нормами главы 11 УК РФ, если
совершено преступление небольшой или средней тяжести (наказание за его совершение не превышает пяти лет лишения свободы);
лицо добровольно явилось с повинной, а также способствовало раскрытию и расследованию совершенного им преступления;
лицо впервые совершило преступление, возместило ущерб или иным образом загладило вред.
Таким образом, изложенный подход освобождения от уголовной ответственности наглядно свидетельствует о реальном действии принципов справедливости в сфере противодействия коррупции, в соответствии с которыми меры уголовно-правового характера должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Отдел по противодействию коррупции и кадровой работе

Кировской районной администрации.