Сегодня: Суббота 21 декабря 2024 г.

Искусств связующая нить

№№139-141 22 ноября 2024 г.

15 ноября Кировский историко-краеведческий музей вновь открыл свои двери для ценителей искусства. Здесь состоялось открытие выставки «Тянется творчества вечная нить». В вернисаже приняли участие 14 художников, каждый из которых представил на суд публики свои уникальные работы.
К художникам и посетителям культурного мероприятия обратился заведующий историко-краеведческим музеем Андрей Анатольевич Бауэр.
- Давно в музее не было выставки с таким большим количеством авторов. Мы разместили более 70 работ. В основном это полотна, написанные маслом, но есть и графика, и вышивка, и декоративно-прикладное искусство, роспись по дереву. В вернисаже приняли участие как уже известные кировскому ценителю мастера, так и художники, представившие своё творчество впервые. Думаю, что эта экспозиция будет пользоваться популярностью, - отметил Андрей Анатольевич.
Выставка объединила художников из Кировского, Людиновского и Куйбышевского районов.
Большим подарком для гостей музея стали работы Геннадия Евгеньевича Лозина – одного из самых опытных профессиональных художников. Многие годы он преподавал в Кировском индустриально-педагогическом колледже, воспитал много одарённых живописцев и учителей изобразительного искусства.
Три года назад Геннадий Евгеньевич вышел на заслуженный отдых, построил художественную мастерскую и смог уделить всё своё время творческому труду.
- Я традиционный живописец, мой конёк – это цвет. Одна из моих самых любимых картин «Неубранный стол». Вы можете увидеть её на выставке. Заходящие лучи солнца окрашивают предметы. Идёт движение тени. Тёплый вечер. Зритель должен почувствовать, насладиться этим. И маленькая трагедия: стол обрезан, взгляд наблюдателя обрывается. Это акцент на конечность всего сущего. Из небольшого, обыденного, мелкого можно сделать большое - в этом мой девиз, - рассказал Геннадий Лозин.
Ещё одна картина мастера, которая привлекла внимание, – «Новогодний вечер». На ней простой пейзаж – дом в снегу, голые, будто скрючившиеся от холода стволы деревьев, но из окон дома бьёт спасительный свет, будто дающий надежду на то, что зима закончится.
- Я вышел расчищать снег. Решил отдохнуть и посмотрел на свой дом – окна светили тёплым золотым светом, а само строение утопало в снегу, который закат окрасил в голубые и сиреневые оттенки. Я сразу пошёл в дом, чтобы запечатлеть эти удивительные цвета на холсте», - рассказал художник.
Выставку украсили пейзажи и натюрморты Светланы Кадышкиной. На картине «Зимняя рябинка» художница изобразила не только кокетливую героиню картины в снежной «шубке», но и нарядные зимние ёлочки, и нить следов, уводящую зрителя в зимний морозный лес. Заняли своё место в калейдоскопе картин и два маринистических сюжета «Подражание Айвазовскому» и «Закат на море». Обе – живые, наполненные силой стихии и красотой южной природы.
Внимание гостей вернисажа привлекали и полотна художника Игоря Нестерова. Они останавливались у картины «Остров циклонов» - талантливой иллюстрации к началу приключенческого романа; рассматривали монументальный «Французский замок», будто обрамлённый в раму голубого неба и аквамаринового озера; задерживались у «Карельской церквушки», где сложенная из брёвен церковь соседствует со старыми соснами, своими «родственниками» и хранителями.
Несколько работ на выставку представил Виктор Шилов. «Весенние бои» двух глухарей на первом плане уводят взгляд зрителя по лесной просеке, по снежным островкам, всё дальше в лес, где юные берёзки, встречающие свою новую весну, будто блестят от света в ожиданияи новой жизни. «Натюрморт с яблоками и капустой» с одной стороны отсылает зрителя к мастерам голландской школы натюрморта, а с другой пышет русским характером – ярко освещены плоды трудов, которыми лето будто хвастается надвигающейся осени: мол, смотри, какая красота!
Своими работами с кировчанами поделилась художница и преподаватель школы искусств Любовь Ганжа. Одна из её картин переносит в конец
XIX начало XX века: набережная, два человека в старинных одеждах смотрят на плывущую по реке парусную лодку. Словно люди на набережной - герои какой-то ненаписанной пьесы Чехова.
Наряду с пейзажными сюжетами на выставке была представлена и символическая живопись. Одна из таких картин – «Материнские слёзы». На ней Любовь Ганжа изобразила песочные часы. В верхней части – скорбящая мать, в нижней – кладбище. Слёзы, капающие из глаз матери, превращаются в кровь. Очень сильное и смелое произведение, которое заставляет задуматься каждого посетителя.
Философскую нить размышлений продолжило полотно Андрея Никитина «Беседа». Монах и ребёнок, мудрость жизни и первые шаги. Ничего материального, кроме силы незримого духа. На все остальные вопросы предстоит ответить посетителям выставки.
О философии, душе и смысле жизни говорили с гостями вернисажа и картины Валерии Алексеенковой и Виктории Терновой. Художницы – сёстры-близнецы. Вместе увлеклись рисованием, окончили Смоленский институт по специальности «Декоративно-прикладное искусство».
Картины Валерии Алексеенковой – сумма символов, в которых каждый зритель увидит что-то своё. Тем интереснее было услышать интерпретации художницы. Например, Валерия рассказала, что философское полотно «Восход» - это символ пробуждения человечества. Насекомые, головоногие и другие обитатели полотна символизируют пустое, искусственное, апофеозом этого сна выступает мегаполис, попирающий небесный свод зажжённой лампочкой. С другой стороны – зелёная земля, где цветут удивительные кристаллы, из них, как из яиц, появляется на свет новое человечество в виде крестообразной руны, которая символизирует союз и любовь.
- Люди начинают уезжать из больших городов, чтобы быть ближе к земле. «Восход» означает, что сознание людей меняется. Они отказываются от бесконечной гонки за материальными благами, понимая, что это не присуще человеческой душе. Люди начинают искать себя в этом мире, - добавила Виктория Алексеенкова.
Картина Виктории Терновой «Шёлковый путь» привлекает восточным колоритом и необычной практикой: на полотне буддийские монахи из монастыря Шаолинь висят вниз головой, держась за перекладины лишь носками ног. В этой работе, пояснила художница, показано стяжание духа. Красный цвет символизирует мужское начало монахов, а практика – способ достичь баланса духа и плоти.
- У меня есть возможность посвятить жизнь творчеству. Продолжает заниматься искусством и Виктория. Рисование для нас – это не просто хобби, а смысл жизни. Наши работы доказывают, что мы живем не просто так, а привносим в мир свои смыслы, - сказала Валерия Алексеенкова.
В жанре анималистики выступили Валентина Артюхова и гость из Куйбышевского района Василий Татулин.
Творчество Валентины Вячеславовны знакомо кировским зрителям – её работы неоднократно принимали участие в коллективных выставках музея. На этот раз стены зала украсило большое полотно «Лесной красавец», на котором художница изобразила лося. Это крупное животное по праву называют королём леса: рост лося может достигать двух метров в холке. На картине изображён как раз такой – с умудрённым взглядом, огромными разлапистыми рогами, лось смотрит на зрителя с картины, будто живой, а не нарисованный.
- Я работаю учителем рисования в школе №4. Радует, когда удаётся заинтересовать детей каким-нибудь сюжетом, когда они видят, что у них получается, видят результат своего труда, идут заниматься рисованием в школы искусств. Я пишу картины в свободное время. Сюжеты нахожу в интернете. Это моё хобби, рисую то, что мне нравится. И я рада, что мои работы могут подарить положительные эмоции посетителям выставки, - отметила Валентина Артюхова.
Кроме анималистики художница представила и прекрасно выполненные натюрморты: один в русском стиле с летней клубникой, а второй – с ярким бело-жёлтым букетом полевых цветов.
Талантливый художник Василий Татулин выставляется в кировском музее во второй раз. Несколько лет назад он представлял в основном графические работы, а на эту выставку привёз полотна в цвете, написанные масляными красками.
Василий Александрович рисовал с детства, но профессионально заниматься изобразительным искусством начал всего шесть лет назад. Тем интереснее наблюдать за прогрессом художника.
- С детства у меня была любовь к рисованию. Она никуда не ушла и во взрослом возрасте. Творчество имеет очень нужный эффект: оно переключает сознание с каких-то проблем, неурядиц на другой «канал». Погружаясь в этот другой мир искусства, ты забываешь обо всём и отдыхаешь сердцем. Я вырос в деревне, с детства общался с братьями нашими меньшими. Мне интересно изображать животных. Через свои картины хочется показать, что они тоже имеют душу, - подчеркнул Василий Татулин.
Художник представил на выставке четыре работы. Есть здесь кошка, замершая в ожидании хозяина, дружелюбный лабрадор Джесси, львиное семейство и конь Орлик. Каждый имеет свой характер, настроение и привлекает живостью рисунка и добротной проработкой деталей.
Декоративно-прикладное искусство представила художница и преподаватель Елена Панкина. Красочную русскую природу, румяных русских красавиц Елена изобразила на спилах деревьев и фанерных заготовках. Вышитые картины представили Светлана Ревкова и Виктория Терновая. Единственная на выставке линогравюра была выполнена художником Виктором Уткиным.
Людиновскую школу живописи представила художница Анна Мишунина. Два её этюда украсили вернисаж.
Получившаяся экспозиция получилась разнообразной и многожанровой, где зритель найдёт что-то близкое для себя.
За интересные работы художников и работников музея поблагодарила преподаватель и ценитель искусства Надежда Егоровна Артёмова.
- Пабло Пикассо говорил, что искусство смывает с души пыль повседневности. Также и мы, посетители выставки, оторвались от своих повседневных мелких дел, ежедневных забот и пришли сюда, чтобы получить удовольствие от картин художников, погрузиться в мир прекрасного. И нам это удалось, - поделилась впечатлениями Надежда Егоровна.
Выставка объединила непохожих друг на друга художников, работающих в разных стилях, жанрах и направлениях, а также музейщиков, потрудившихся над размещением картин, и посетителей выставки, которые, надо думать, не иссякнут на протяжении работы вернисажа. А выставка будет доступна для посетителей до конца февраля 2025 года.
Полина Пименова.
Фото автора.

ФОТОРЕПОРТАЖ