Сегодня: Суббота 21 декабря 2024 г.

День сурка на сцене театра

№№151-153 20 декабря 2024 г.

7 декабря в Молодёжном культурном центре состоялась премьера спектакля «И мой сурок…» по пьесе современного драматурга Алисы Луниной. Драматическое произведение, написанное в 2020 году, вошло в шорт-лист конкурса «Время драмы». Трагикомедия труппы кировского Народного драматического театра стала новогодним подарком кировскому зрителю.

Подробности читайте в следующем номере газеты.
Драматическое объединение появилось на кировской земле в 1896 году. В 2024 народному театру исполнилось 128 лет. Сейчас в его труппе – девять постоянных актёров. Это люди различных профессий, которые, каждый в своё время, влюбились в сцену и связали с ней свою жизнь. И это действительно крепкий морской узел, ведь для того, чтобы после основной работы учить тексты ролей, идти на поздние репетиции, нужно по-настоящему «гореть» своим делом.
Режиссёр народного театра Татьяна Макарова рассказала, что пьесу «И мой сурок…» репетировали более четырёх месяцев, а последние недели прогоны шли каждый день. Кировчане, попавшие на премьеру, смогли оценить результат актёрского труда.
Действие пьесы «И мой сурок…» разворачивается в нулевых. В её центре – три подруги, которые, по стечению обстоятельств, встречаются в квартире главной героини – Татьяны (Ольга Обухова). У Татьяны в этот день юбилей – ей исполняется сорок лет. И хотя она уверена, что отмечать этот возраст – плохая примета, она соглашается скромно отпраздновать день рождения дома с подругой Ольгой (Ольга Шавочкина). Но праздник только вечером, а до этого женщине нужно продать свой товар – искусствовед по профессии она предлагает прохожим у метро альбомы художников. Внезапно Татьяна встречает свою подругу юности, а ныне известную актрису Софью Крестовскую (Юлия Подбельцева). Это – завязка трагикомедии.
Действие не случайно происходит в день рождения главной героини. Ведь в этот день каждый человек нет-нет да и прокручивает в памяти прошедший год, а то и всю прожитую жизнь, задумываясь над прошлым и задавая себе вопросы о будущем. Своей пьесой драматург пригласила зрителя поразмышлять над тем, что каждый день нашего рождения – это постоянно повторяющийся, длящийся во времени День сурка, к которому мы подходим разными по возрасту, убеждениям и привычкам, но именно в этой временной петле вдруг можем остановиться и вспомнить, какими мы были, какие ошибки совершили, чего достигли, о чём мечтали когда-то и для чего на самом деле живём.
С тех пор, как в квартиру Татьяны врывается ураган под именем Софья Крестовская, временные пласты будто раздваиваются: зритель вместе с актёрами одномоментно существует и в реальном времени, и в прошлом, где пути главных героев когда-то пересеклись и разошлись вновь.
Крестовская привносит в спокойную жизнь Татьяны и Ольги целый шлейф рельефных характеров. Звонок в дверь, как уличный глашатай, докладывает о явлении очередной греческой маски – на сцене появляются второстепенные, но не по значению, герои – депутат с говорящей фамилией Баранов (Алексей Подбельцев), художник Костя Суркович (Андрей Седин), жена Баранова, женщина с тяжёлой рукой и таким же весомым нравом - Тамара (Елена Родина), аристократичная актриса Ирина (Татьяна Щербакова), украшенный татуировками депрессивный репер Илья (Владимир Вареников).
Один за другим герои закручивались в водоворот событий, богини судьбы Парки демонстрировали зрителям нити, связывающие этих людей между собой, и плели, плели свои сети.
Тем интереснее было наблюдать за игрой актёров, которые удивительно гармонично смотрелись каждый в своей роли. Владимир Вареников сыграл юного реп-исполнителя Илью Олдбоя. На сцене актёр воплотил не только внешний вид представителя музыкальной богемы нулевых, с цепями, татуировками и обязательными головными уборами, но и пластический характер молодого человека – юноша играет больше, чем живёт, тем более, что жизнь, как гласят стихи Олдбоя, - «это отстой». В тексте пьесы Илья – проходной герой, но у Владимира получилось сделать персонаж запоминающимся и ярким.
Мать Ильи – знаменитая актриса Ирина. Её на сцене воплотила Татьяна Щербакова. Она мастерски передала неторопливую грацию любимицы судьбы, которая с детства привыкла получать всё самое лучшее. Лучшие наряды, украшения, роли, люди, которыми можно управлять с высоты своего выигрышного положения.
Алексей Подбельцев на сцене воплотил депутата Баранова. Роль комедийная, динамичная и громкая. Алексею удалось закрыть все три пункта. Он попал в характер: уверенный в себе хамоватый представитель власти, вышедший из 90-х, на поверку оказался трусливым и смешным. Метаморфозы требовали насыщенной актёрской игры, которую и показал Подбельцев.
Роль Тамары Барановой, жены депутата, сыграла Елена Родина. Перед актрисой стояла задача явить грубоватую женщину, которая пытается скрыть своё «простое» происхождение под дорогими мехами и украшениями. Быстро вспыхивая гневом, Тамара также быстро успокаивается, что, думается, спасает несколько невинных жизней. Елена великолепно отыграла вздорную Баранову, добавив в роль нужные пропорции юмора и бедовой женской грусти, оформившейся в песню.
Комедийный тандем Елены Родиной и Алексея Подбельцева вновь доставил зрителям много радостных впечатлений.
Абсолютным попаданием в образ стала роль Кости Сурковича, исполненная Андреем Сединым. Скромный художник-романтик, рисующий котов, бессребреник и мечтатель – уходящий вид «гомосоветикус». Он появляется в пьесе будто призрак – из жизни, которая, казалось бы, навсегда ушла в прошлое. И именно он носитель идеи вечного возвращения, Дня сурка, что даёт шанс переосмыслить свои поступки и исправить ошибки. Андрей Седин очень гармонично и бережно исполнил сложную и на самом деле трагическую, посыпанную комическим конфетти, роль неудачника, которому жизнь подарила второй шанс.
Софья Крестовская – подруга юности Татьяны и Ольги. До невозможности яркая красотка, эгоистка и хищница, вгрызаясь в мир, она отхватила от него кусок: построила карьеру в кино и на телевидении, вырвалась из парадигмы дом-работа-дом, превратив свою жизнь в яркий фейерверк. Но это только обёртка. А внутри – одиночество, ежедневный тяжёлый труд на съёмках, которые длятся по 12 часов, страх возраста, забвения и утраты популярности. Сложнейшая роль Софьи досталась Юлии Подбельцевой. Актриса удивительно точно сняла образ с текста пьесы, смогла увидеть трагизм, заложенный автором в сердцевину красивой куклы-актрисы, и сделала Крестовскую по-настоящему живой.
В Ольгу, лучшую подругу Татьяны, перевоплотилась Ольга Шавочкина. Ольга трудится проктологом в местной поликлинике, и это, разумеется, рабочая метафора. В пьесе она, в отличие от репера Олдбоя, не церемонится с жизнью, используя эвфемизм «отстой», а понимает, что мир – это большая ж***. И если Суркович предлагает путь прощения и любви к ближнему, то Ольга играет в обличителя и правдоруба. Но это не значит, что она не видит в людях света. Она, как санитар, вскрывает старые задубевшие язвы, чтобы души очистились, пройдя через боль и страдания. Ольга Шавочкина блестяще исполнила роль антагониста всей пьесы, актриса действительно жила на сцене, создала законченный и огранённый талантом образ.
И, наконец, главная героиня - Татьяна. По тексту пьесы, особенно на фоне Ольги и Софьи, Татьяна предстаёт статичной уставшей женщиной. Зритель узнаёт, что за 19 лет она прошла через предательство, невостребованность в профессии, смерть любимого мужа. Однако, переходя из одного действия в другое, Татьяна раскрывается совсем с другой стороны – то, что вначале можно принять за слабость, на поверку оказывается спокойной внутренней силой. Татьяна в пьесе – это Овидий у Данте, который каждого героя проводит по его внутреннему аду. Попадая в «нехорошую квартиру» Татьяны, никто не выходит из неё прежним.
Татьяна принимает у себя подругу и мужчину, которые когда-то предали её, подставляет себя под тяжёлую руку Тамары Барановой, чтобы защитить Софью, примиряет последних, а заодно помогает Ирине пережить мучительную сепарацию со взрослым наследником. А в конце пьесы и вовсе, как сама судьба, вручает Косте Сурковичу второй шанс – на любовь, семью и общего сына, которому недавно исполнилось 19 лет.
Сложно было бы представить в роли Татьяны кого-то ещё, кроме Ольги Обуховой. Актриса передала тончайшие оттенки чувств героини, а главное – сумела подсветить огромную духовную силу Татьяны, способной и подставить вторую щёку, и простить тех, кто нанёс страшные сердечные раны, и, после тяжелейших жизненных горестей, сохранить душу и человечность. Татьяна – первоклассная театральная работа Ольги Обуховой.
Кроме впечатляющей актёрской игры, труппа использовала много интересных приёмов. В тексте пьесы встречаются всего две строчки репа Олдбоя, тогда как в постановке кировского Народного был создан полноценный видеоклип, где Владимир Вареников читал реп собственного сочинения с рефреном из текста драматурга.
Чтобы «разбить» пространство сцены на улицу у метро, коридор, гостиную, спальню, балкон и скамью у подъезда, использовалось выделение светом и выход декораций в зрительный зал. Например, улицей у метро стало пространство между первым рядом и сценой, где кроме главной героини Татьяны, по сюжету продававшей книги, играл на скрипке «уличный музыкант» Ибрагим Амрихудоев. А последняя сцена пьесы также была сыграна прямо перед первыми рядами – там была установлена скамья под стилизованным уличным фонарём. Так зрители на первых рядах могли ощутить себя непосредственными участниками действа.
В антракте, который длился 20 минут, в фойе Молодёжного культурного центра для гостей вечера выступили Ирина Тришкина (саксофон) и Ибрагим Амрихудоев (скрипка).
Зимняя театральная премьера прошла при полном аншлаге. Спектакль посетил депутат Законодательного Собрания Калужской области Андрей Альбертович Литвинов. Он поздравил режиссёра театра Татьяну Макарову и актёров с удачной премьерой. Зрители наградили труппу громкими аплодисментами, актёрам подарили много цветов.
Пьеса Алисы Луниной наполнена отсылками к литературным предшественникам и современной поп-культуре. За слоями довольно специфического юмора и предсказуемой драматической составляющей скрываются фундаментальные философские вопросы, актуальные в любое время и для людей любого возраста. Драматург, передвигая фигурки актёров по сцене, рассуждала о предательстве и прощении, смелости и трусости, о богатстве и бедности, о невостребованности искусства, о дружбе и любви.
Благодаря талантливым актёрам и режиссёру кировского Народного драматического театра зрители смогли оценить современную пьесу, сыгранную на достойном уровне. А это значит, что потенциал труппы велик и стоит ждать от неё новых театральных находок.
Екатерина Семянищева.

ФОТОРЕПОРТАЖ