7
декабря в Молодёжном культурном центре состоялась премьера спектакля «И мой
сурок…» по пьесе современного драматурга Алисы Луниной. Драматическое
произведение, написанное в 2020 году, вошло в шорт-лист конкурса «Время драмы».
Трагикомедия труппы кировского Народного драматического театра стала новогодним
подарком кировскому зрителю.
Подробности
читайте в следующем номере газеты.
Драматическое объединение появилось на кировской земле в 1896 году. В 2024
народному театру исполнилось 128 лет. Сейчас в его труппе – девять постоянных
актёров. Это люди различных профессий, которые, каждый в своё время, влюбились
в сцену и связали с ней свою жизнь. И это действительно крепкий морской узел,
ведь для того, чтобы после основной работы учить тексты ролей, идти на поздние
репетиции, нужно по-настоящему «гореть» своим делом.
Режиссёр народного театра Татьяна Макарова рассказала, что пьесу «И мой сурок…»
репетировали более четырёх месяцев, а последние недели прогоны шли каждый день.
Кировчане, попавшие на премьеру, смогли оценить результат актёрского труда.
Действие пьесы «И мой сурок…» разворачивается в нулевых. В её центре – три
подруги, которые, по стечению обстоятельств, встречаются в квартире главной
героини – Татьяны (Ольга Обухова). У Татьяны в этот день юбилей – ей
исполняется сорок лет. И хотя она уверена, что отмечать этот возраст – плохая
примета, она соглашается скромно отпраздновать день рождения дома с подругой
Ольгой (Ольга Шавочкина). Но праздник только вечером, а до этого женщине нужно
продать свой товар – искусствовед по профессии она предлагает прохожим у метро
альбомы художников. Внезапно Татьяна встречает свою подругу юности, а ныне
известную актрису Софью Крестовскую (Юлия Подбельцева). Это – завязка
трагикомедии.
Действие не случайно происходит в день рождения главной героини. Ведь в этот
день каждый человек нет-нет да и прокручивает в памяти прошедший год, а то и
всю прожитую жизнь, задумываясь над прошлым и задавая себе вопросы о будущем. Своей
пьесой драматург пригласила зрителя поразмышлять над тем, что каждый день
нашего рождения – это постоянно повторяющийся, длящийся во времени День сурка,
к которому мы подходим разными по возрасту, убеждениям и привычкам, но именно в
этой временной петле вдруг можем остановиться и вспомнить, какими мы были,
какие ошибки совершили, чего достигли, о чём мечтали когда-то и для чего на
самом деле живём.
С тех пор, как в квартиру Татьяны врывается ураган под именем Софья Крестовская,
временные пласты будто раздваиваются: зритель вместе с актёрами одномоментно
существует и в реальном времени, и в прошлом, где пути главных героев когда-то
пересеклись и разошлись вновь.
Крестовская привносит в спокойную жизнь Татьяны и Ольги целый шлейф рельефных
характеров. Звонок в дверь, как уличный глашатай, докладывает о явлении
очередной греческой маски – на сцене появляются второстепенные, но не по
значению, герои – депутат с говорящей фамилией Баранов (Алексей Подбельцев),
художник Костя Суркович (Андрей Седин), жена Баранова, женщина с тяжёлой рукой
и таким же весомым нравом - Тамара (Елена Родина), аристократичная актриса Ирина
(Татьяна Щербакова), украшенный татуировками депрессивный репер Илья (Владимир Вареников).
Один за другим герои закручивались в водоворот событий, богини судьбы Парки
демонстрировали зрителям нити, связывающие этих людей между собой, и плели,
плели свои сети.
Тем интереснее было наблюдать за игрой актёров, которые удивительно гармонично
смотрелись каждый в своей роли. Владимир Вареников сыграл юного реп-исполнителя
Илью Олдбоя. На сцене актёр воплотил не только внешний вид представителя
музыкальной богемы нулевых, с цепями, татуировками и обязательными головными
уборами, но и пластический характер молодого человека – юноша играет больше,
чем живёт, тем более, что жизнь, как гласят стихи Олдбоя, - «это отстой». В
тексте пьесы Илья – проходной герой, но у Владимира получилось сделать персонаж
запоминающимся и ярким.
Мать Ильи – знаменитая актриса Ирина. Её на сцене воплотила Татьяна Щербакова.
Она мастерски передала неторопливую грацию любимицы судьбы, которая с детства
привыкла получать всё самое лучшее. Лучшие наряды, украшения, роли, люди,
которыми можно управлять с высоты своего выигрышного положения.
Алексей Подбельцев на сцене воплотил депутата Баранова. Роль комедийная,
динамичная и громкая. Алексею удалось закрыть все три пункта. Он попал в
характер: уверенный в себе хамоватый представитель власти, вышедший из 90-х, на поверку оказался трусливым и смешным.
Метаморфозы требовали насыщенной актёрской игры, которую и показал Подбельцев.
Роль Тамары Барановой, жены депутата, сыграла Елена Родина. Перед актрисой
стояла задача явить грубоватую женщину, которая пытается скрыть своё «простое»
происхождение под дорогими мехами и украшениями. Быстро вспыхивая гневом, Тамара
также быстро успокаивается, что, думается, спасает несколько невинных жизней.
Елена великолепно отыграла вздорную Баранову, добавив в роль нужные пропорции
юмора и бедовой женской грусти, оформившейся в песню.
Комедийный тандем Елены Родиной и Алексея Подбельцева вновь доставил зрителям
много радостных впечатлений.
Абсолютным попаданием в образ стала роль Кости Сурковича, исполненная Андреем
Сединым. Скромный художник-романтик, рисующий котов, бессребреник и мечтатель –
уходящий вид «гомосоветикус». Он появляется в пьесе будто призрак – из жизни,
которая, казалось бы, навсегда ушла в прошлое. И именно он носитель идеи
вечного возвращения, Дня сурка, что даёт шанс переосмыслить свои поступки и
исправить ошибки. Андрей Седин очень гармонично и бережно исполнил сложную и на
самом деле трагическую, посыпанную комическим конфетти, роль неудачника,
которому жизнь подарила второй шанс.
Софья Крестовская – подруга юности Татьяны и Ольги. До невозможности яркая красотка,
эгоистка и хищница, вгрызаясь в мир, она отхватила от него кусок: построила
карьеру в кино и на телевидении, вырвалась из парадигмы дом-работа-дом,
превратив свою жизнь в яркий фейерверк. Но это только обёртка. А внутри –
одиночество, ежедневный тяжёлый труд на съёмках, которые длятся по 12 часов,
страх возраста, забвения и утраты популярности. Сложнейшая роль Софьи досталась
Юлии Подбельцевой. Актриса удивительно точно сняла образ с текста пьесы, смогла
увидеть трагизм, заложенный автором в сердцевину красивой куклы-актрисы, и
сделала Крестовскую по-настоящему живой.
В Ольгу, лучшую подругу Татьяны, перевоплотилась Ольга Шавочкина. Ольга
трудится проктологом в местной поликлинике, и это, разумеется, рабочая
метафора. В пьесе она, в отличие от репера Олдбоя, не церемонится с жизнью,
используя эвфемизм «отстой», а понимает, что мир – это большая ж***. И если
Суркович предлагает путь прощения и любви к ближнему, то Ольга играет в
обличителя и правдоруба. Но это не значит, что она не видит в людях света. Она,
как санитар, вскрывает старые задубевшие язвы, чтобы души очистились, пройдя
через боль и страдания. Ольга Шавочкина блестяще исполнила роль антагониста
всей пьесы, актриса действительно жила на сцене, создала законченный и огранённый
талантом образ.
И, наконец, главная героиня - Татьяна. По тексту пьесы, особенно на фоне Ольги
и Софьи, Татьяна предстаёт статичной уставшей женщиной. Зритель узнаёт, что за
19 лет она прошла через предательство, невостребованность в профессии, смерть
любимого мужа. Однако, переходя из одного действия в другое, Татьяна
раскрывается совсем с другой стороны – то, что вначале можно принять за
слабость, на поверку оказывается спокойной внутренней силой. Татьяна в пьесе –
это Овидий у Данте, который каждого героя проводит по его внутреннему аду. Попадая
в «нехорошую квартиру» Татьяны, никто не выходит из неё прежним.
Татьяна принимает у себя подругу и мужчину, которые когда-то предали её,
подставляет себя под тяжёлую руку Тамары Барановой, чтобы защитить Софью,
примиряет последних, а заодно помогает Ирине пережить мучительную сепарацию со
взрослым наследником. А в конце пьесы и вовсе, как сама судьба, вручает Косте
Сурковичу второй шанс – на любовь, семью и общего сына, которому недавно
исполнилось 19 лет.
Сложно было бы представить в роли Татьяны кого-то ещё, кроме Ольги Обуховой.
Актриса передала тончайшие оттенки чувств героини, а главное – сумела
подсветить огромную духовную силу Татьяны, способной и подставить вторую щёку,
и простить тех, кто нанёс страшные сердечные раны, и, после тяжелейших
жизненных горестей, сохранить душу и человечность. Татьяна – первоклассная
театральная работа Ольги Обуховой.
Кроме впечатляющей актёрской игры, труппа использовала много интересных
приёмов. В тексте пьесы встречаются всего две строчки репа Олдбоя, тогда как в
постановке кировского Народного был создан полноценный видеоклип, где Владимир
Вареников читал реп собственного сочинения с рефреном из текста драматурга.
Чтобы «разбить» пространство сцены на улицу у метро, коридор, гостиную,
спальню, балкон и скамью у подъезда, использовалось выделение светом и выход
декораций в зрительный зал. Например, улицей у метро стало пространство между
первым рядом и сценой, где кроме главной героини Татьяны, по сюжету продававшей
книги, играл на скрипке «уличный музыкант» Ибрагим Амрихудоев. А последняя
сцена пьесы также была сыграна прямо перед первыми рядами – там была
установлена скамья под стилизованным уличным фонарём. Так зрители на первых
рядах могли ощутить себя непосредственными участниками действа.
В антракте, который длился 20 минут, в фойе Молодёжного культурного центра для
гостей вечера выступили Ирина Тришкина (саксофон) и Ибрагим Амрихудоев
(скрипка).
Зимняя театральная премьера прошла при полном аншлаге. Спектакль посетил
депутат Законодательного Собрания Калужской области Андрей Альбертович Литвинов.
Он поздравил режиссёра театра Татьяну Макарову и актёров с удачной премьерой. Зрители
наградили труппу громкими аплодисментами, актёрам подарили много цветов.
Пьеса Алисы Луниной наполнена отсылками к литературным предшественникам и
современной поп-культуре. За слоями довольно специфического юмора и
предсказуемой драматической составляющей скрываются фундаментальные философские
вопросы, актуальные в любое время и для людей любого возраста. Драматург,
передвигая фигурки актёров по сцене, рассуждала о предательстве и прощении,
смелости и трусости, о богатстве и бедности, о невостребованности искусства, о
дружбе и любви.
Благодаря талантливым актёрам и режиссёру кировского Народного драматического
театра зрители смогли оценить современную пьесу, сыгранную на достойном уровне.
А это значит, что потенциал труппы велик и стоит ждать от неё новых театральных
находок.
Екатерина Семянищева.