4 февраля на базе школы №1 им. А.С. Шелаева стартовал очный
этап муниципального конкурса профессионального мастерства среди педагогических
работников «Я в педагогике нашёл своё призвание…». В этом году конкурс проводится в трёх номинациях:
«Лучший учитель», «Лучший воспитатель», «Лучший молодой учитель». Всего в
профессиональном состязании принимают участие 10 педагогов.
Муниципальный
конкурс «Я в педагогике нашёл своё призвание» - традиционное событие в жизни
кировского педагогического сообщества. Ежегодно в конце января – начале февраля
он открывает свои двери для людей, искренне преданных своему делу, тех, кто
видит в учительстве не просто профессию, но истинное призвание.
Конкурс
предоставляет участникам уникальную возможность проявить себя, продемонстрировать
мастерство и получить заслуженное признание. Он позволяет выявить лучших
педагогов района, чьи методы обучения и воспитания вдохновляют учеников и
учителей.
Важно,
что участие в конкурсе помогает педагогам выйти за рамки привычных школьных
стен и взглянуть на свою работу по-новому.
В
этом году за звание «лучшего» (учителя, воспитателя, молодого учителя)
соревнуются 10 педагогов. Участники прошли заочный этап, в школе №1 их ждало
первое конкурсное задание очного этапа – «Кейс».
В
просторном кабинете педагогов приветствовала начальник информационно-методического
отдела Кировской районной администрации Людмила Гаврикова.
- Отрадно
видеть, что вы позитивно настроены и готовы к первому очному этапу конкурса. Вы
успешно прошли заочный тур «Методическое портфолио», выполнили задания:
«Интернет-ресурс», «Методический семинар», написали эссе «Моя педагогическая
философия». Наши члены жюри оценили каждую работу, подсчитали баллы. Но эти
оценки ещё ничего не значат, это только начало конкурса. Самые весомые задания
– очные, они ещё впереди, - отметила Людмила Ивановна.
Конечно,
она представила всех конкурсанток. За звание «Лучший учитель» поборются: учитель
начальных классов школы №6 Екатерина Амелина, учитель истории и обществознания
школы №8 Ольга Васина, учитель ИЗО Фоминичской школы Елена Перепёлкина. «Лучшим
воспитателем» смогут стать: Татьяна Азаренко (детский сад №14 «Ручеёк»),
Кэтэлина Пара (детский сад №1 «Сказка») или Надежда Топтун (детский сад №5
«Тополёк»). За возможность получить «титул» «Лучший молодой учитель»
посоревнуются: учитель русского языка и литературы Шайковской школы №1Анастасия
Егорова, учителя начальных классов - Анастасия Колянцева (школа №1 им. А.С.
Шелаева) и Наталья Мехедова (Бережковская школа), учитель химии школы №2 им.
В.И. Исакова Валерия Растокина.
Также
Людмила Ивановна познакомила участниц с членами жюри, которые на протяжении
всех конкурсных испытаний будут оценивать профессиональные достижения,
личностные качества педагогов, их способность мотивировать и вдохновлять учеников.
Затем
начальник информационно-методического отдела подробно рассказала участницам о первом
испытании очного тура – «Кейс». Важно отметить, что это командное задание, где
конкурсанты ещё только знакомятся, делятся опытом, предлагают свои наработки и
приходят к одному общему результату.
Для
«Кейса» педагогов с помощью жеребьёвки разделили на три группы так, что в
каждой оказался один учитель, один воспитатель и один молодой учитель года.
Из-за неравного количества участников в одной из групп было 2 молодых учителя.
Каждой
команде нужно было рассмотреть свою психолого-педагогическую ситуацию. Задача
участников – изучить её, определить проблему, назвать причины и главное - найти
пути решения.
Для
выполнения задания на столах конкурсанток лежали канцелярские принадлежности:
ватманы, карандаши, скотч, фломастеры, ножницы и др. Ведь грамотно проиллюстрированное
выступление – это уже львиная доля успеха.
На проработку
ситуации педагогам отводилось 15 минут. Время для презентации готового
результата – 5 минут.
Как
оказалось, во всех трёх психолого-педагогических ситуациях главной проблемой
был буллинг – травля (агрессивное преследование и издевательство) подростка со
стороны одноклассников. Разными были лишь причины физического и
психологического давления.
В
первой группе педагоги рассматривали ситуацию 13-летнего Пети, который
столкнулся с кибербуллингом (Интернет-травлей). Одноклассник мальчика Игорь
создал в одной социальной сети группу «Истории Пети Петухова», где пишет с
друзьями насмешливые и издевательские истории о мальчике, выставляет фотографии
с гадкими подписями. Петя пожаловался педагогу, потому что не знает, что
делать. Он не хочет идти в школу, чтобы не видеть лица обидчиков.
Команда
проиллюстрировала ситуацию на ватмане, представив решение проблемы. Конкурсанты
подчеркнули необходимость коррекции поведения обидчика родителями и учителями.
В первую
очередь участники предложили привлечь педагога-психолога для выявления мотивов
девиантного поведения Игоря, также задействовать социального педагога - для
общения с родителями обидчика и, конечно, провести ряд образовательных
мероприятий в классе с информированием ребят об административной и даже
уголовной ответственности за противоправные действия в социальных сетях.
Вторая
группа представила небольшую сценку и поэтапно раскрыла проблему буллинга по
национальному признаку. Конкурсантки отметили, что в ситуации с травлей в
классе узбечки Алии вина лежала на учительнице, которая грамотно не проработала
знакомство детей с новенькой девочкой, не подготовила ребят к встрече.
Участницы
предложили такие пути решения: уроки толерантности, классные часы и
родительские собрания по сформировавшейся проблеме, совместные походы и
экскурсии, которые позволили бы одноклассникам лучше узнать Алию, привлечение
психолога для общения с девочкой, её родителями и одноклассниками.
Третья
группа презентовала решение проблемы семиклассницы Ани. Родители девочки
развелись, они с мамой переехали к бабушке и сменили школу. В новом учебном
заведении девочка ни с кем не стала знакомиться, у неё начались проблемы с
учёбой, она перестала следить за собой. Одноклассники стали подшучивать над
Аней, называли «грязнулькой», красили и выбрасывали из окон её вещи. Девочка не
видела выхода из ситуации и была на грани.
Конкурсанты
отметили, что мама сейчас вряд ли может помочь девочке, так как она
эмоционально нестабильна, но можно подключить к ситуации бабушку. Родственница
смогла бы поговорить по душам с внучкой, объяснить, что развод родителей – это
не так страшно, что можно продолжать общение с папой, созваниваться со старыми
друзьями, делиться тем, что происходит на душе.
В
новой школе важно настроить девочку на то, чтобы она заметила в одноклассниках
что-то хорошее. Наладить взаимоотношение внутри коллектива должен помочь
классный руководитель. Нужно проводить совместную работу, включать Аню в
школьные мероприятия, раскрыть творческий потенциал девочки, а также отвлечь её
совместными посещениями театра, кино, чтобы она не была в одиночестве.
Семья
должна поддерживать Анну походами по магазинам, салонам красоты, чтобы девочка
выглядела хорошо и чувствовала себя увереннее.
Все
три группы справились с заданиями, уложившись в отведённое время.
Члены
жюри оценивали группу в целом, результат команды был результатом каждого
участника. Тут отмечались коммуникативные возможности конкурсантов,
оригинальность презентации, результативность представления и культура речи
учителей и воспитателей.
В
завершение конкурсного задания Людмила Ивановна поблагодарила педагогов за хорошую
работу.
- Вы
в начале пути, вы только начинаете коммуницировать друг с другом. Вам очень
трудно, не хватает времени, необходима помощь коллег, семьи, чтобы всё успеть
сделать и прийти к результату. Но, поверьте, на подведении итогов вы поймёте,
что всё было не зря. Это огромный опыт, который позволяет расти профессионально
и становиться настоящими мастерами своего дела, - заключила Людмила Гаврикова.
Уже
на следующей неделе учителей и воспитателей ждёт очередное конкурсное задание –
открытый урок (занятие).
Участие
в конкурсе – это важный шаг на пути к профессиональному росту для каждого
участника. Пусть этот старт станет началом нового этапа в вашей карьере и
принесёт вам множество новых идей и достижений! Удачи, педагоги!
Ольга
МАЛЬЦЕВА.
ФОТОРЕПОРТАЖ