Сегодня: Четверг 13 марта 2025 г.

Путь к вершине мастерства

№№13-15 7 февраля 2025 г.

4 февраля на базе школы №1 им. А.С. Шелаева стартовал очный этап муниципального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников «Я в педагогике нашёл своё призвание…». В этом году конкурс проводится в трёх номинациях: «Лучший учитель», «Лучший воспитатель», «Лучший молодой учитель». Всего в профессиональном состязании принимают участие 10 педагогов.
Муниципальный конкурс «Я в педагогике нашёл своё призвание» - традиционное событие в жизни кировского педагогического сообщества. Ежегодно в конце января – начале февраля он открывает свои двери для людей, искренне преданных своему делу, тех, кто видит в учительстве не просто профессию, но истинное призвание.

Конкурс предоставляет участникам уникальную возможность проявить себя, продемонстрировать мастерство и получить заслуженное признание. Он позволяет выявить лучших педагогов района, чьи методы обучения и воспитания вдохновляют учеников и учителей.

Важно, что участие в конкурсе помогает педагогам выйти за рамки привычных школьных стен и взглянуть на свою работу по-новому.

В этом году за звание «лучшего» (учителя, воспитателя, молодого учителя) соревнуются 10 педагогов. Участники прошли заочный этап, в школе №1 их ждало первое конкурсное задание очного этапа – «Кейс».

В просторном кабинете педагогов приветствовала начальник информационно-методического отдела Кировской районной администрации Людмила Гаврикова.

- Отрадно видеть, что вы позитивно настроены и готовы к первому очному этапу конкурса. Вы успешно прошли заочный тур «Методическое портфолио», выполнили задания: «Интернет-ресурс», «Методический семинар», написали эссе «Моя педагогическая философия». Наши члены жюри оценили каждую работу, подсчитали баллы. Но эти оценки ещё ничего не значат, это только начало конкурса. Самые весомые задания – очные, они ещё впереди, - отметила Людмила Ивановна.

Конечно, она представила всех конкурсанток. За звание «Лучший учитель» поборются: учитель начальных классов школы №6 Екатерина Амелина, учитель истории и обществознания школы №8 Ольга Васина, учитель ИЗО Фоминичской школы Елена Перепёлкина. «Лучшим воспитателем» смогут стать: Татьяна Азаренко (детский сад №14 «Ручеёк»), Кэтэлина Пара (детский сад №1 «Сказка») или Надежда Топтун (детский сад №5 «Тополёк»). За возможность получить «титул» «Лучший молодой учитель» посоревнуются: учитель русского языка и литературы Шайковской школы №1Анастасия Егорова, учителя начальных классов - Анастасия Колянцева (школа №1 им. А.С. Шелаева) и Наталья Мехедова (Бережковская школа), учитель химии школы №2 им. В.И. Исакова Валерия Растокина.

Также Людмила Ивановна познакомила участниц с членами жюри, которые на протяжении всех конкурсных испытаний будут оценивать профессиональные достижения, личностные качества педагогов, их способность мотивировать и вдохновлять учеников.

Затем начальник информационно-методического отдела подробно рассказала участницам о первом испытании очного тура – «Кейс». Важно отметить, что это командное задание, где конкурсанты ещё только знакомятся, делятся опытом, предлагают свои наработки и приходят к одному общему результату.

Для «Кейса» педагогов с помощью жеребьёвки разделили на три группы так, что в каждой оказался один учитель, один воспитатель и один молодой учитель года. Из-за неравного количества участников в одной из групп было 2 молодых учителя.

Каждой команде нужно было рассмотреть свою психолого-педагогическую ситуацию. Задача участников – изучить её, определить проблему, назвать причины и главное - найти пути решения.

Для выполнения задания на столах конкурсанток лежали канцелярские принадлежности: ватманы, карандаши, скотч, фломастеры, ножницы и др. Ведь грамотно проиллюстрированное выступление – это уже львиная доля успеха.

На проработку ситуации педагогам отводилось 15 минут. Время для презентации готового результата – 5 минут.

Как оказалось, во всех трёх психолого-педагогических ситуациях главной проблемой был буллинг – травля (агрессивное преследование и издевательство) подростка со стороны одноклассников. Разными были лишь причины физического и психологического давления.

В первой группе педагоги рассматривали ситуацию 13-летнего Пети, который столкнулся с кибербуллингом (Интернет-травлей). Одноклассник мальчика Игорь создал в одной социальной сети группу «Истории Пети Петухова», где пишет с друзьями насмешливые и издевательские истории о мальчике, выставляет фотографии с гадкими подписями. Петя пожаловался педагогу, потому что не знает, что делать. Он не хочет идти в школу, чтобы не видеть лица обидчиков.

Команда проиллюстрировала ситуацию на ватмане, представив решение проблемы. Конкурсанты подчеркнули необходимость коррекции поведения обидчика родителями и учителями.

В первую очередь участники предложили привлечь педагога-психолога для выявления мотивов девиантного поведения Игоря, также задействовать социального педагога - для общения с родителями обидчика и, конечно, провести ряд образовательных мероприятий в классе с информированием ребят об административной и даже уголовной ответственности за противоправные действия в социальных сетях.

Вторая группа представила небольшую сценку и поэтапно раскрыла проблему буллинга по национальному признаку. Конкурсантки отметили, что в ситуации с травлей в классе узбечки Алии вина лежала на учительнице, которая грамотно не проработала знакомство детей с новенькой девочкой, не подготовила ребят к встрече.

Участницы предложили такие пути решения: уроки толерантности, классные часы и родительские собрания по сформировавшейся проблеме, совместные походы и экскурсии, которые позволили бы одноклассникам лучше узнать Алию, привлечение психолога для общения с девочкой, её родителями и одноклассниками.

Третья группа презентовала решение проблемы семиклассницы Ани. Родители девочки развелись, они с мамой переехали к бабушке и сменили школу. В новом учебном заведении девочка ни с кем не стала знакомиться, у неё начались проблемы с учёбой, она перестала следить за собой. Одноклассники стали подшучивать над Аней, называли «грязнулькой», красили и выбрасывали из окон её вещи. Девочка не видела выхода из ситуации и была на грани.

Конкурсанты отметили, что мама сейчас вряд ли может помочь девочке, так как она эмоционально нестабильна, но можно подключить к ситуации бабушку. Родственница смогла бы поговорить по душам с внучкой, объяснить, что развод родителей – это не так страшно, что можно продолжать общение с папой, созваниваться со старыми друзьями, делиться тем, что происходит на душе.

В новой школе важно настроить девочку на то, чтобы она заметила в одноклассниках что-то хорошее. Наладить взаимоотношение внутри коллектива должен помочь классный руководитель. Нужно проводить совместную работу, включать Аню в школьные мероприятия, раскрыть творческий потенциал девочки, а также отвлечь её совместными посещениями театра, кино, чтобы она не была в одиночестве.

Семья должна поддерживать Анну походами по магазинам, салонам красоты, чтобы девочка выглядела хорошо и чувствовала себя увереннее.

Все три группы справились с заданиями, уложившись в отведённое время.

Члены жюри оценивали группу в целом, результат команды был результатом каждого участника. Тут отмечались коммуникативные возможности конкурсантов, оригинальность презентации, результативность представления и культура речи учителей и воспитателей.

В завершение конкурсного задания Людмила Ивановна поблагодарила педагогов за хорошую работу.

- Вы в начале пути, вы только начинаете коммуницировать друг с другом. Вам очень трудно, не хватает времени, необходима помощь коллег, семьи, чтобы всё успеть сделать и прийти к результату. Но, поверьте, на подведении итогов вы поймёте, что всё было не зря. Это огромный опыт, который позволяет расти профессионально и становиться настоящими мастерами своего дела, - заключила Людмила Гаврикова.

Уже на следующей неделе учителей и воспитателей ждёт очередное конкурсное задание – открытый урок (занятие).

Участие в конкурсе – это важный шаг на пути к профессиональному росту для каждого участника. Пусть этот старт станет началом нового этапа в вашей карьере и принесёт вам множество новых идей и достижений! Удачи, педагоги!

Ольга МАЛЬЦЕВА.


ФОТОРЕПОРТАЖ