Сегодня: Суббота 22 февраля 2025 г.

«Я помню вальса звук прелестный»…

№№19-21 21 февраля 2025 г.

14 февраля во Дворце культуры «Юбилейный» в седьмой раз прошёл Сретенский бал. Он собрал двадцать талантливых юношей и девушек. Бал был приурочен к двум важным для христиан датам – Сретенью Господню и Всемирному дню православной молодёжи. Оба праздника отмечают 15 февраля.
Перед началом бала кировчане могли услышать живую музыку: в фойе играли саксофонистка Ирина Тришкина и скрипач Ибрагим Амрихудоев. Музыканты исполняли классические произведения. Для гостей вечера работала фотозона - все желающие могли сделать фото на память.

Со сцены участников и зрителей приветствовал председатель жюри, благочинный первого округа Песоченской епархии, настоятель собора святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Рябов.

- Молодость - это волнующий период открытий, но вместе с тем это сложное для юного человека время. Потому что он ищет главные жизненные ориентиры и идеалы, на которых в дальнейшем будет строить свой путь. Именно сейчас для молодёжи нужно создать фундамент духовной жизни. В современное время очень много ложных путей и искушений. Я желаю, чтобы вы находили в себе силы искать те ценности, которые сделают вас добрыми, отзывчивыми людьми и достойными гражданами нашей Родины, - пожелал конкурсантам Александр Рябов.

В этом году организаторы решили изменить структуру бала и совместить бальные танцы и театральное действо. Пары юношей и девушек одновременно выступили и участниками, и зрителями мини-спектакля о первой любви, которая зарождается на балу.

В центре сюжета, развернувшегося на сцене, - история юной Анны. Девушка приглашает на бал в свой салон самых элегантных дам и господ. Внезапно в гуще франтов и модниц оказывается юноша в джинсах и рубашке. Попал в прошлое? Или случайно оказался в обществе любителей бальных танцев? Так или иначе, Николай, а молодого человека звали именно так, рискнул усомниться в самой идее танцевальных вечеров. "Кому они интересны?" - вопрошал Николай со сцены. Для главной героини насмешки над балами стали настоящим вызовом. Она предложила Николаю пари. А доказать, что балы нисколько не потеряли своей актуальности, Анне помогли участники фестиваля-конкурса.

Первым танцем стал полонез. Девушки в бальных платьях и перчатках, юноши во фраках и строгих костюмах представили размеренный танец-шествие, которым открывались придворные и общественные балы.

Из салона зрители и участники действа перенеслись в танцевальную комнату, где строгая преподавательница готовила воспитанниц к первому балу. Для юных представителей дворянства, а впоследствии и купечества, уроки танцев начинались в 5-6 лет и могли продолжаться до совершеннолетия. Юноши и девушки часто посещали детские балы своих учителей. Такой вечер в "Войне и мире" описал Лев Толстой: танцевальный вечер учителя танцев Петра Иогеля посетила Наташа Ростова.

На балах одним из главных атрибутов девушек и дам был веер. "Язык" веера, пришедший из Англии и Франции, полюбился прекрасному полу, который мог подавать знаки друг другу и кавалерам, не произнося ни слова. Прекрасные участницы бала продемонстрировали зрителям тайные знаки. Например, касание веером левого уха означало предостережение, а открытый у сердца веер передавал адресату признание в любви. К слову, в Англии веера носили не только женщины, но и мужчины. Но затем эта деталь аксессуара стала преимущественно женской.

Сцена сменилась. Из танцевального класса зрители перенеслись в библиотеку. Сюда Анна и другие гости бала пригласили Николая, чтобы рассказать ему о возникновении и традициях русских балов. Специальным указом их ввёл император Пётр I в 1718 году. Тогда они назывались ассамблеи и мало походили на балы рубежа XIX века. Во-первых, ассамблеи были принудительными. А за их непосещение дворян, их жён и детей старше 10 лет ждало суровое наказание. Особенно балы ненавидели в Москве - Петру пришлось самому приезжать в город, чтобы налаживать бесперебойную работу бальных вечеринок. Хотя эти мероприятия больше походили на встречи выпускников: гости угощались деликатесами, общались, играли в шахматы, карты, курили. Балы с их роскошью и высокой танцевальной культурой вновь вышли на авансцену при дочери Петра - Елизавете.

А в конце XIX начале XX века особой популярностью пользовались балы-маскарады. Самый роскошный из них состоялся в 1903 году и был приурочен к 290-летию династии Романовых. Гости на нём были одеты в костюмы XVII века.

Анна и её друзья рассказали Николаю, что на балах не только танцевали, но ещё и играли. Особенно весёлыми и непосредственными были детские балы, где игры становились неотъемлемой частью вечера.

Участники бала представили зрителям весёлую игру "Ручеёк".

Заиграла классическая музыка. Пары закружились в свободном и лёгком вальсе. В этом году девушки отдали предпочтение модным красно-бордовым и пудровым оттенкам платьев, а юноши остались приверженцами вечной классики. Девушки и юноши тренировались всего три недели. Но их упорство и желание научиться говорили сами за себя - каждая пара танцевала с особым шармом и обратила на себя внимание зрителей.

Пока участники бала боролись за призовые очки в интеллектуальной викторине, Анна учила Николая русскому вальсу. К ним присоединились и другие пары. Но молодому человеку искусство танца не покорилось. Он оттолкнул Анну, а сам, одолеваемый чёрными мыслями, остался совсем один. Но друга в беде не оставят - парни и девушки решили дать Николаю пару уроков. Они станцевали динамичную и яркую польку, фигурный причудливый падеграс. Увидев мастерство ребят, Николай поверил в себя и решил, что у него тоже получится. Так и произошло. Молодой человек набрался мужества и пригласил на танец прекрасную Анну.

Так окончилась эта история. Главные роли в ней исполнили Денис Андриянов и Виктория Каштёнкова, а помогали им юные актёры народного молодёжного театра "Кировчанка". Распорядителем бала выступил Сергей Чепчугов.

Пока жюри в составе заведующей отделом культуры Кировской районной администрации Елены Патран, благочинного первого Песоченского округа епархии протоиерея Александра Рябова, педагога-хореографа Кировской детской школы искусств №1 Ирины Медведковой и режиссёра-постановщика ДК "Юбилейный" Елены Сорокиной подсчитывало призовые очки, для конкурсантов и зрителей выступили скрипачка Елена Зуева, саксофонистка Ирина Тришкина, народные детские коллективы - вокальный ансамбль "Колокольчик" и хореографический ансамбль "Эдельвейс".

Бал подошёл к концу. Замечательным, смелым, ярким и талантливым конкурсантам вручили Дипломы и памятные подарки.

Номинации "Элегантность" была удостоена пара Полины Прохоровой и Никиты Семёнова. В номинации "Блестящая грация" победу одержали Кирилл Савчук и Полина Рябова (обе пары из школы №1). Номинацию "Само очарование" жюри отдало Еве Чеботаевой и Умару Сухбатову, номинация "Изысканные манеры" была присвоена Мусавиру Аминову и Полине Курбацкой (обе пары учатся в Кировском индустриально-педагогическом колледже). Самой галантной парой на балу была признана пара Кристины Голубковой и Арсения Нестерова (школа №4). В номинации "Блестящая эрудиция" победу одержала пара Андрея Гришанцева и Елены Сидоровой (школа №2).

Победителями танцевального вечера были признаны Владислав Фегир и Дарья Воробьёва (школа №6), второе место за парой Елены Новгородцевой и Михаила Сынчикова (Кировский лицей) и третье место у пары Андрея Попадука и Виктории Лысенко (школа №8).

Стефан Дмитриев и Ольга Карпухина покорили зрителей в номинации "Идеальный образ” (школа №7).

Своим нестандартным содержанием бал обязан работе множества людей, которые вкладывали своё время и силы в этот проект.

В подготовке мероприятия участвовали режиссёр ДК "Юбилейный" Анна Овчинникова, хореографией с конкурсантами занималась преподаватель детской школы искусств №1 Ирина Маркова. Также бал поддержали другие преподаватели школ искусств, музыканты и учащиеся вокальных отделений, бывшие и нынешние воспитанники народного театра "Кировчанка" и активная кировская молодёжь.

Сценарий бала написала студентка последнего курса Орловского государственного института культуры Надежда Жукова. Попробовала она себя в роли режиссёра-постановщика. Бал стал дипломной работой девушки. И в будущем она планирует вернуться в Киров, на свою малую родину

- Мне хотелось создать не просто танцевальное попурри, а добавить к нему театрализованные элементы, познавательную информацию, чтобы зрители смогли узнать и про историю, и про этикет балов. Основная идея, лежащая в основе бала-спектакля, - возрождение традиций, популяризация хореографического искусства. Кроме ребят, которые профессионально занимаются танцами, в нём приняли участие пары, которые до этого не умели танцевать, но очень хотели научиться. Это говорит о том, что современной молодёжи нравятся классические танцы, и они будут иметь несомненную популярность, - уверена Надежда Жукова.

Сретенский бал в очередной раз показал, насколько талантливые и прекрасные молодые люди живут в нашем городе. Они продемонстрировали не только владение танцевальными элементами, но и свою смелость, интеллигентность, выдержку и несомненно высокие душевные качества.

Полина Пименова.


ФОТОРЕПОРТАЖ